Реклама на retail.ru
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Елена Нефедовская, ГК «Командор»: «Дискаунтер должен стать понятным»
Группа компаний «Командор» – один из лидеров сибирского ритейла, на протяжении многих лет последовательно укреплявший свои позиции в регионе. О том, как сегодня развиваются магазины разных форматов, какие новации наиболее актуальны, что происходит с покупательскими предпочтениями, беседуем с Еленой Нефедовской, директором форматов «Суперстор» и «Дискаунтер» ГК «Командор».
Елена Нефедовская. Фото: «Командор»
– Сколько сегодня магазинов у ГК «Командор» и в каких регионах идет развитие?
– В нашей группе компаний более 450 магазинов – 16 гипермаркетов, более 140 супермаркетов и 305 дискаунтеров. Товарооборот в прошлом году превысил 100 млрд рублей – это очень значимый рубеж, который демонстрирует масштаб бизнеса. Магазины на сегодняшний день представлены в пяти регионах страны – в Красноярском крае, Хакасии, Тыве, Кемеровской и Иркутской областях.
– Рассматриваете ли вы возможность выхода в новые регионы?
– Да, рассматриваем. Нам поступают интересные предложения, и мы сейчас их изучаем.
– Эксперты рынка регулярно обсуждают проблемы формата гипермаркет и то, что он теряет свою привлекательность для покупателей. Ваши гипермаркеты чувствуют эти тенденции? Как они развиваются?
– Наши гипермаркеты «Аллея» прошли глубокий ребрендинг, который был запущен около пяти лет назад. В итоге сформировалась, как мне представляется, весьма успешная бренд-концепция современного гипермаркета. Сегодня этот формат себя чувствует очень устойчиво, четыре года подряд он показывает хороший like for like. Четыре года назад этот показатель составлял 9,5%, затем он ежегодно увеличивался и составлял 10%, 10,5%, а прошлый год мы закрыли с like for like в 15%. Сложно найти в России формат, который демонстрирует такой прирост, как наш гипермаркет. Поэтому я думаю, что в ближайшем будущем этот формат гипермаркетов будет очень успешно развиваться.
Фото: «Командор»
– Не так давно вы стали обновлять дискаунтеры «Хороший». С чем это связано?
– Дискаунтер должен стать понятным. Уже при подходе к магазину должно формироваться определенное ожидание. Поэтому нам хотелось сделать концепт магазина более понятным и удобным, а также добавить современные сервисы. Это то, чего не хватало нашим магазинам.
– Каковы планы по переходу на обновленный формат?
– Развивать новый бренд-концепт мы начали в октябре прошлого года. В декабре сделали ребрендинг первого магазина в Красноярске. В планах на этот год обновление трети магазинов – это более 100 объектов, в первую очередь в Красноярске и Красноярском крае. Затем будем ставить задачу обновить 100% магазинов сети. Естественно, что все новые магазины будут открываться уже в новом бренд-концепте.
– Что поменяется в их оформлении?
– Самая важная задача ребрендинга – донести ценности бренда до потребителя. Обычно это происходит с помощью логотипа. Мы его изменили, но сохранили преемственность. Так, из первоначального логотипа было сохранено солнышко, так как это образ обновления, жизни, света, добра. Сохранились корпоративные цвета – красно-желтая палитра. В новом логотипе мы написали подстрочник русскими буквами: «магазин продуктов». Мы использовали не иностранное слово «дискаунтер», которое на самом деле многим, особенно в глубинке, непонятно. А вот «магазин продуктов» – это то, что привычно потребителю.
Большое обновление произошло внутри торгового зала. Появились новые понятные информационные материалы. Мы также постарались убрать ненужные элементы из торгового зала, которые не несут никакой потребительской ценности, поработали с матрицей и с ценниками. Провели работы по обновлению отдельных элементов автоматизации и системы безопасности расчета. Мы сделали удобный интерфейс на кассах самообслуживания для того, чтобы покупателю было легко проводить расчет.
Фото: «Командор»
Фото: «Командор»
– Как вас воспринимает ваша целевая аудитория?
– В первую очередь как местный бренд, в магазинах которого представлены местные производители. Это отличает нас от федеральных игроков. Мы тот магазин, который близок в прямом и переносном смысле нашим покупателям. Особенно в небольших населенных пунктах, где мы фактически стали точкой сбора всех новостей, встреч знакомых и т.п.
– Какова доля местных производителей в магазинах?
– Местный ассортимент – основа нашей сети. Независимо от формата он занимает долю около 30% в товарных единицах и чуть больше 30% в товарообороте. Мы постоянно ищем уникальный ассортимент и тех местных производителей, которые могут поддерживать наши СТМ.
Посмотрите видеозапись интервью с Еленой Нефедовской
– Есть какие-либо факторы, которые сдерживают развитие сети?
– В первую очередь это рост арендной платы. На рынке Иркутска и Красноярска она становится абсолютно неадекватной. Это основной фактор, который не позволяет открывать магазины так быстро, как хотелось бы.
– Сегодня многие говорят о нехватке персонала в ритейле. Вы ощущаете эту проблему?
– Да, здесь мы не исключение. Но дефицит персонала заставляет по-новому смотреть на все бизнес-процессы, убирать ненужные, еще больше автоматизировать оставшиеся.
– Автоматизация в ритейле уже достигла достаточно высоких показателей. Расскажите, что еще можно автоматизировать в магазинах?
– Еще много чего можно автоматизировать. Например, мы стали первой российской компанией, которая внедрила роботов-уборщиков в гипермаркетах. Они работают сегодня в большинстве наших объектов и прекрасно справляются со своими задачами. Их внедрение позволило нам сократить штатные единицы уборщиков. Мы традиционно первыми в Сибири внедряем многие инновации – так было в свое время с кассами и весами самообслуживания, так это происходит сегодня с роботами-уборщиками. Чтобы быть лидерами в инновациях, надо смотреть на перспективу примерно пяти лет, и тогда то, что сегодня кажется чем-то невероятным, начинает обретать реальное воплощение в торговых залах.
– Сколько роботов-уборщиков приходится на один магазин?
– Обычно один робот на один магазин. Есть магазины, где работают два робота-уборщика. И здесь важна не только площадь магазина. Например, много зависит от того, насколько далеко от входа в торговый зал гипермаркета расположена входная группа торгового центра. Есть и другие факторы. Поэтому для каждого магазина решение принимается индивидуально.
– Как быстро они окупаются?
– За полтора года. Это происходит благодаря тому, что стоимость человеческого труда растет очень быстрыми темпами.
– Что еще в планах автоматизации?
– Автоматизация списаний и улучшение процессов контроля за работой оборудования.
– Как вы относитесь к электронным ценникам?
– Наш опыт показывает, что от них скорее больше проблем, чем пользы. Возможно, в Москве и центральных регионах они будут более успешно работать, потому что логистическое плечо короткое и обеспечить постоянное наличие товара на полке гораздо проще. Но с логистическим плечом в 4 тыс. или в 6 тыс. километров сбои в логистике и как результат временное выпадение из ассортимента какого-либо товара – неизбежность. Мы оптимизировали управление ценниками с помощью мобильных переносных принтеров для их печати. Сотрудник, перемещаясь по торговому залу с терминалом сбора данных, сразу же при необходимости распечатывает нужный ценник.
– Какие покупательские тренды вы могли бы выделить?
– Это, конечно же, готовая еда, готовое предложение на завтрак, обед и ужин. Это взрывные, яркие вкусы в напитках. Здесь тон задают Корея и Япония, которые производят напитки с очень яркими вкусами, отвечающими потребностям современной молодежи. Это могут быть даже чаи, в формате bubble tea. Схожие тенденции в соусах, фастфуде.
– Могли бы вы дать какие-либо рекомендации поставщикам, которые хотят работать с вашими сетями?
– Самое важное – это понять, для кого вы производите свой продукт, какую потребительскую ценность вы закрываете. Вы не сможете победить на полке, если ценность вашего продукта не будет понятна потребителям. Не менее важно, чтобы ценности производителя совпадали с ценностями торговой сети. Очень много брендов не задерживаются на полке именно потому, что этого не происходит.
Если говорить о категориях, которые у нас наиболее востребованы, то это свежие продукты, готовая еда, заморозка, кондитерские изделия, консервация, алкогольная полка. С товарами этих категорий можно как зайти сразу во все три наших формата во всех регионах, так и попробовать какой-либо один формат. Вариантов много, мы готовы работать с разными условиями.
Вместе с Еленой Нефедовской мы изучили экспозицию выставки «Продэкспо-2025», чтобы показать, как ритейлер выбирает продукты поставщиков. Посмотрите видеорепортаж:
Людмила Клыженко, Retail.ru

Елена Нефедовская, ГК «Командор»: «Дискаунтер должен стать понятным»
О реконцепции дискаунтеров «Хороший», автоматизации в гипермаркетах «Аллея» и работе с поставщиками.