Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Елена Молоканова, «ГПБ-факторинг»: «Время перезагрузки»
Законодательные изменения и цифровизация запустили перезагрузку факторинга: открылись новые сферы и отрасли, появились ранее не используемые схемы и продукты. Генеральный директор «ГПБ-факторинг» Елена Молоканова рассказала, какие тренды будут определять развитие рынка, что позволит бизнесу сократить расходы и получать финансирование в короткий срок.
— Какие возможности использования факторинга открыли поправки к Гражданскому кодексу РФ?
— Изменения, произошедшие в законодательстве год назад, открыли широкие возможности для рынка факторинга, адаптировав факторинг к использованию в различных областях, помимо купли-продажи, оказания услуг и выполнения работ. Теперь стало возможным предоставлять финансирование под уступку денежных требований, возникших из договоров купли-продажи долей в уставном капитале, передачи интеллектуальных прав, компенсации расходов и других договоров. Указанный перечень оснований, из которых возникают денежные требования, — предмет уступки в рамках договора факторинга, — открыт.
Конечно, рынок ждет дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере и изменения позиции контролирующих органов в части его применения.
Ну и наконец-то в российское законодательство пришел давно используемый бизнесом термин «факторинг», который до этого не имел нормативного закрепления. Все эти перемены способствуют росту и развитию рынка.
— Какие тренды станут определяющими в ближайшие годы?
— Выделю три основных тренда. Тренд номер один — цифровизация. Это самая модная тема во всех отраслях экономики, но для факторинга, где необходима оперативная работа с большим объемом информации, цифровизация особенно важна. Специфика факторинга заключается в коротких сроках предоставления финансирования и обработке значительного объема документов, нашим клиентам все нужно быстро, а лучше вчера. Переход на «цифру» позволяет значительно ускорить обработку данных и оптимизировать трудозатраты, связанные с подготовкой и дальнейшим обслуживанием сделки.
Второй тренд — развитие факторинга в государственном секторе.
И третий — появление новых продуктов. Некоторые из этих продуктов даже не новые, а скорее обновленные, потому что изменения в законодательстве позволили посмотреть на них по-другому, расширить возможности применения.
Например, на месте клиента, как правило, был поставщик. Но теперь все чаще встречаются ситуации, в которых в роли клиента выступает торговая сеть, имеющая дебиторскую задолженность и нуждающаяся в финансировании.
Недавно наша компания успешно реализовала интересный проект совместно с крупнейшей федеральной торговой сетью, которая выступила в роли клиента, уступившего фактору свою дебиторскую задолженность.
— Как меняется услуга факторинга в эру цифровизации?
— Происходит максимальная автоматизация и перевод в цифровую среду всех процессов — от первичного обращения клиента к фактору до получения финансирования.
Развиваются цифровые b2b -платформы, такие как «Факторин», Edisoft, объединяющие трех основных участников сделки — поставщика, дебитора и факторинговую компанию.
Цифровые платформы меняют парадигму факторинга, позволяют оптимизировать взаимодействие партнеров, сократить себестоимость операций и время на верификацию поставок, минимизировать ручной труд и снизить операционные риски.
Для поставщика цифровизация — это быстрое получение финансирования, для ритейлера — оптимизация затрат по сверке и подтверждению поставок.
— Один из самых динамично развивающихся продуктов — агентский факторинг. В чем его преимущество и какие задачи он позволяет решить?
— Агентский факторинг — нарастающий тренд последних месяцев. Существенные преимущества — простота, удобство применения, уменьшение трудозатрат при подготовке сделки.
Заказчиком услуги является покупатель, имеющий большое количество договоров с поставщиками и нуждающийся в дополнительной отсрочке платежа. Фактор заключает с покупателем агентский договор на финансирование его поставщиков, при этом заключать соглашения с каждым из поставщиков не требуется.
По мере необходимости покупатель направляет фактору реестр поручений с наименованием компаний и требуемой суммой финансирования. Фактор перечисляет поставщикам денежные средства. При этом поставщиками могут быть и компании с небольшой выручкой из сегмента малого и среднего бизнеса.
Важно отметить, что агентский факторинг можно применять не только при оплате товаров и услуг, но и при перечислении, например авансовых платежей в оплату за газ и электроэнергию и т. п.
Многие компании, так же как и мы, активно используют агентский факторинг в своей продуктовой линейке.
— Вы говорили, что клиентом факторинга все чаще становятся розничные сети. Какие продукты пользуются спросом ритейла?
— Развивается новая интересная для рынка история, о которой я уже говорила ранее, когда торговая сеть выступает не покупателем, а поставщиком, клиентом факторинга. Например, при выплате ретро-бонусов, оказании поставщиками маркетинговых услуг у торговой сети формируется дебиторская задолженность, которую она готова уступать.
Вторая популярная у ритейла услуга — агентский факторинг для расчета с большим количеством поставщиков. Данная схема, кстати, может применяться, когда ритейлер ведет прямые закупки за рубежом, в этом случае «ГПБ-факторинг» по поручению покупателя осуществляет платеж в валюте контракта иностранному поставщику сразу после отгрузки товаров, а импортер-ритейлер возмещает нам денежные средства в рублях в комфортные сроки.
— Могут ли рассчитывать на финансирование поставок компании малого и среднего бизнеса?
— Для поставщиков сегмента МСБ реализуются специальные программы в рамках работы с торговыми сетями, ведь у крупного ритейлера доля поставщиков малого бизнеса составляет около 30–40%. Для них действуют специальные условия — минимальный пакет документов, упрощенная процедура рассмотрения, короткий срок принятия решения. Программа финансирования малого и среднего бизнеса реализуется полностью на основе электронного документооборота, что позволяет оперативно обрабатывать информацию и оптимизировать затраты.
— От чего зависит процентная ставка по факторингу для поставщиков продукции и для ритейлеров?
— Для поставщиков процентная ставка зависит от срочности и объемов финансирования, а для торговых сетей — от кредитного качества, на которое влияют долговая нагрузка, прибыльность и другие финансовые показатели. У нас достаточно гибкий подход при установлении условий финансирования, что позволяет предлагать нашим клиентам наиболее интересные ставки.
— На рынке финансовых услуг модно расти вместе с клиентом, поддерживать стратегическое развитие, инновационные идеи. Интересен ли для вас такой подход?
— Большое количество клиентов работает с нами на протяжении многих лет. Есть клиенты, которые начинали с лимита 30 млн рублей и сейчас имеют лимиты по 600–700 млн рублей. Такой тренд — классика рынка, потому что факторинг направлен на увеличение роста продаж и объема бизнеса.
Мы слышим потребности и желания клиента, стараемся гибко подходить к запросам на изменения, поддерживать новые идеи. Постоянный диалог с клиентами позволяет нам понимать тренды развития в разных отраслях и в соответствии с ними формировать продуктовую линейку, необходимую для роста бизнеса. Индивидуальный подход к каждому клиенту дает возможность разрабатывать нетривиальные решения.
Детально ознакомиться с условиями предоставления факторинга или оставить заявку на финансирование можно на сайте «ГПБ-факторинг».
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?