Декоративное изображение
5 941

Поделиться

Екатеринбург вяжет торговые узлы

Жители и гости Екатеринбурга, невзирая на кризис, в январе-июне 2009 года потратили на покупки 182 миллиарда рублей. В среднем каждый екатеринбуржец оставил в магазинах 77 500 рублей. По этому показателю столица Свердловской области уверенно обошла все российские города, включая Москву и Санкт-Петербург. Об особенностях уральского шоппинга в интервью  рассказал заместитель главы Екатеринбурга Виктор Контеев.

- Виктор Владимирович, недавно в России и, особенно, за её пределами много шума наделало заявление руководства компании IKEA о бюрократических барьерах в ряде регионов нашей страны, мешающих развитию бизнеса. А как в Екатеринбурге относятся к зарубежным ритейлерам?

- Для начала я остановлюсь на конкурентных преимуществах Екатеринбурга с точки развития сетевого ритейла. Около 5-6 лет мы были единственным из российских городов, где начал развиваться собственный ритейл. Благодаря "Монетке", "Кировскому", "Купцу" стало возможным мощное становление продовольственного ритейла. И, без всякого сомнения, какое-то время зарубежные сети приглядывались к городу - делали маркетинговые исследования, изучали макроэкономическую ситуацию – и не спешили приходить, понимая, что уровень конкурентности в Екатеринбурге достаточно высокий.

Тем не менее, это случилось, потому что макроэкономика города в 2006-2008 годах была очень привлекательна для инвесторов и давала возможность не только вложить деньги, но и достаточно оптимальные сроки их окупить. Тогда в Екатеринбурге появились первые зарубежные непродовольственные сети.

Отмечу, что сейчас в городе работает 150 сетей – продовольственный и непродовольственные ритейл, общественное питание, бытовое обслуживание.

Когда появились зарубежные сети, мы ставили задачу, чтобы любая сеть принесла не только новый товар и новую продовольственную матрицу, но и новую технологию и новую культуру обслуживания.

На протяжении пяти лет у нас выстроились абсолютно нормальные рабочие отношения с зарубежными сетями. Я могу привести много примеров.

Когда в Екатеринбурге была построена "МЕГА" и Майкл Нельсон возглавил этот проект в качестве управляющего, он на протяжении двух лет принимал участие в составе муниципальной делегации на Международной инвестиционной выставке Expo Real в Мюнхене и презентовал город в качестве девелопера и инвестора.

Буквально вчера у меня состоялась встреча с новым управляющим Auchan в Екатеринбурге и мы с ним обсуждали, каким образом увеличить объем договоров с местными производителями и поставщиками. Такие же встречи были с ИКЕА и многими другими.

Например, McDonald`s долго присматривался к Екатеринбургу. Возможно, у них были свои завышенные корпоративные амбиции. Тем не менее, сегодня в городе они имеют три предприятия и планируют открыть Mакавто.

В Екатеринбурге есть все предпосылки для открытия и развития международных сетей. Планирует развиваться дальше Auchan, мы знаем, что OBI будет строить второй комплекс. Есть и другие заявки, реализация которых произойдет не так быстро с учетом сложившихся экономических условий. Но, тем не менее, ни одна из международных сетей не отказалась от своих идей дальнейшего развития в городе Екатеринбурге.

- Можно ли говорить, что в Екатеринбурге нет двойного стандарта для ритейлеров – и зарубежные и российские находятся в равных условиях?

- Наша задача использовать все ресурсы международных сетей и максимально адаптировать их к территории Екатеринбурга. Цель одна – горожане должны получить новое качество товара, новый ассортимент и новую культуру обслуживания.

Без всякого сомнения, у каждой международной сети свой уровень корпоративности. Правовая и организационная база, логистика выстраивались в их странах пребывания. У нас есть свои особенности. Например, глядя на колоссальный ассортимент Auchan, мы понимаем, что часть продукции не производится на территории Свердловской области, ее нужно завозить из Москвы и Европы.

Когда пришло METRO и началось заключение договоров поставки с местными производителями, те были шокированы – они не были готовы к условиям договоров, предложенных METRO. Но сейчас уже можно говорить об определенной либерализации отношений между нашими производителями и зарубежным продовольственным ритейлом.

Мы, как власть, должны решить два вопроса: информационный – дать информацию об участниках (операторах) на рынке, и организационный. Это не означает администрирование. Я считаю, что в основе бизнес-отношений должна лежать экономика рынка. Администрирование в рынке возможно эффективно на первом этапе, но оно может привести к негативным последствиям на втором.

Стороны должны договариваться между собой, но в нынешних экономических условиях мы для себя поставили задачу контроля за кредитной дисциплиной. Фабрика произвела товар, поставила в сеть, а ритейлер не рассчитывается три месяца. Безусловно, мы должны напомнить сети о том, что производителю нужны средства для работы. В выстроенном нами треугольнике производитель – ритейлер - власть многие вопросы решаются быстрее.

- Приходят ли сейчас в администрацию города девелоперы, заявляющие о готовности построить новый торговый центр? Или время таких визитов кризис отложил на несколько лет?

- У нас есть проект "Торговые узлы". В его рамках ведётся развитие торговли, общественного питания, бытового обслуживания. Наша задача, чтобы в рамках такого узла был весь комплекс товаров и услуг. Наилучший пример - территория с центром МЕГА – это и автосалоны, и центр электроники, и METRO.

Само название концепции "торгового узла" впервые появилось в Екатеринбурге. Нигде больше в России такого формата нет. В них сейчас "завязано" больше 80% торговых площадей Екатеринбурга.

Мы за 2007-208 годы вышли на первое место в России по обеспеченности торговыми площадями на 1000 жителей – 840 квадратных метров. Это больше, чем в Москве, Санкт-Петербурге и других городах. В этом году в Екатеринбурге должны сдать около 200 тысяч метров торговых площадей и к 1 января мы выйдем на уровень около 900 квадратных метров. Это, правда, меньше, чем мы прогнозировали до кризиса – 1200–1300 метров. Наша задача равномерно – по географии, по специализации, удобно с точки зрения покупательских и транспортных трафиков расположить торговые центры, общепит и бытовое обслуживание.

Для того, чтобы замахнуться на торговый центр, необходимо иметь очень большой объем финансирования. Второе – нужно иметь хорошо проработанную профессиональную концепцию. Это – "подводный камень" для некоторых первых торговых центров Екатеринбурга. Непроработанная концепция по ассортименту, по ценовому сегменту, по покупательским трафикам привела к тому, что часть торговых центров на сегодня морально устарели – в них покупатель не идет.

В Екатеринбурге сейчас действует 21 торговый центр площадью не менее 5000 квадратных метров торговой площади. Несомненно, такой формат интересен покупателю, потому что он комплексно предлагает товары и услуги. Поэтому, несмотря на кризис, в этом году будет введено несколько новых торговых центров.

- Нет ли риска, что Екатеринбург перенасытится торговыми центрами?

- Когда мы говорим о насыщенности, мы имеем в виду два показатели. Российский уровень мы безусловно обогнали, но есть и европейский – от него мы отстаем на 30-35%.

При этом нужно оценивать не только уровень обеспеченности торговыми площадями, но и уровень платежеспособности и реальные доходы населения. Если есть разрыв между форсированным ростом торговых площадей и низкой зарплатой покупателей, торговые центры будут пустые.

Макроэкономические показатели 2008 года вывели Екатеринбург на 362 миллиарда рублей торгового оборота. Это 67% оборота Свердловской области. При этом в 70% субъектах Федерации товарооборот ниже, чем в Екатеринбурге.

Совокупность новых торговых площадей и высокая покупательская способность обеспечили самое главное – реальное насыщение покупателями этих торговых центров. Сейчас ситуация меняется – идет серьезное снижение по объемам продаж, в основном непродовольственной группы – это бытовая техника, автомобили.

- В последние годы кроме зарубежного ритейла в Екатеринбурге появились и гостиницы с мировыми брендами. Как вы оцениваете перспективы этого бизнеса?

- При подведении итогов июньского саммита ШОС в Екатеринбурге была дана высокая оценка, которая для меня, как профессионала, очень важна – Екатеринбург в рамках своей инфраструктуры может обслуживать международные проекты.

Гостиничный бизнес начал создаваться буквально шесть лет назад, когда было в Екатеринбурге было всего три муниципальных гостиницы. А сейчас их 54! Это колоссальный прорыв. В последнее время мы строили 10-12 гостиниц в год. Гостиницы – это серьезная часть инфраструктуры гостеприимства. Без нее Екатеринбург никогда не состоится как центр делового туризма.

Мы вышли на хороший показатель заполняемости в 2008 году – 68%. Сегодня идут серьезные коррективы – некоторые отели снизили этот показатель в 2 раза.

Что мы должны делать в ближайшее время? Вырабатывать систему ребрендинга Екатеринбурга. Город готов принимать более 500 конгрессных мероприятий в год. Ежегодно в Екатеринбурге проводится 200 выставок в год. Часть участников этих мероприятий будет проживать в гостиницах.

Как и в ритейле, приход зарубежных гостиничных сетей - Hyatt, Park Inn, Ramada – это новые технологии, новый профессиональный уровень. Мы договорились с сетями, что они пригласят своих ведущих менеджеров для проведения мастер-классов. В Екатеринбурге мы должны сформировать бизнес-сообщество хотельеров.

- Сфера бытового обслуживания вряд ли заинтересует зарубежный бизнес. Это – поле деятельности для наших предпринимателей, и, судя по всему, они не сидят сложа руки…

- В 2008 году прирост предприятий в сфере бытового обслуживания составил 20%. На рынок пришли 500 предприятий, оказывающих 42 вида услуг. Это парикмахерские, мастерские по ремонту обуви, ателье и так далее. В первой половине текущего года образовано еще 115 предприятий.

Объем их услуг в действующих ценах – 3,8 миллиарда рублей. По сравнению с январем-июнем прошлого года рост 118%.

Эти цифры доказывают, что в период кризиса произошел переток потребителей от товара к услуге. Снижение доходов не позволяет купить новый костюм или туфли – горожане идут их чистить и ремонтировать. Мы в прошлом году прогнозировали такую ситуацию.

Но основы сети бытового обслуживания, конечно, были заложены до кризиса. Никогда бы ритейлеры не продали столько сотовых телефонов и другой бытовой техники, если бы в Екатеринбурге не было сети сервисного обслуживания.

Развитие сферы бытового обслуживания решает еще одну немаловажную задачу трудоустройства. В 2009 году мы поставили задачу создать 10 тысяч рабочих мест – в торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, гостиницах, деловых центрах. Екатеринбург столкнулся с проблемой сокращения персонала на крупных предприятиях. Там работали специалисты с высоким уровнем интеллекта и организованности. Он намного выше, чем на рынке сферы услуг. Сегодня уволенные инженера предлагают свои услуги на рынке труда. Умные руководители должны видеть это и вести качественные кадровые преобразования, нанимая образованных специалистов.

- Но встает проблема профессиональных знаний и умений, ведь инженер не знает тонкостей кулинарной или швейной технологии… 

- Нужно учить. Отмечу, что и выпускники профильных вузов не готовы к работе в новых рыночных условиях. Главная беда нашей образовательной системы – она монополизирована. Когда нет конкуренции, не будет преобладать качество. Сфера услуг растет, а приток подготовленного персонала не всегда адекватный. Предприниматели остро ощущают кадровый голод.

Что мы делаем? Ежегодно курсы повышения квалификации проходят 12-14 тысяч человек. При этом все учебные программы проходят экспертизу работодателей. Именно они оценивают количество учебных часов и практики. В целом сейчас в городе работают 36 частных учебных центров, в том числе в сетевых структурах, крупных торговых объектах.

"РусБизнесНьюс"

Интервью

Декоративное изображение

Александр Сульжиц, 4RM Systems: «Искусственный интеллект продолжит трансформировать ритейл, делая его более ориентированным на покупателя»

Как розница использует ИИ – на примере программного обеспечения Stemma на основе машинного зрения и искусственного интеллекта.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами