Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Екатерина Алферова, «Ашан»: «Гипермаркеты как классические представители традиционной розницы продолжают успешно работать»
Похоже, выводы о том, что формат гипермаркет устарел, испытывает трудности с прибыльностью и не имеет будущего, сильно преувеличены. Гипермаркеты не только остаются рентабельным бизнесом, но и имеют существенные преимущества перед другими форматами и даже маркетплейсами. Об этом Retail.ru рассказала директор формата гипермаркет «Ашан ритейл Россия» Екатерина Алферова.
Фото: «Ашан»
– Уже несколько лет аналитики констатируют падение выручки гипермаркетов, тем не менее «Ашан ритейл Россия» продолжает развивать этот формат. Значит ли это, что падение не такое существенное, чтобы переформатироваться?
– Действительно, последние пять лет в экспертных кругах мы слышим разговоры о том, что гипермаркеты вот-вот умрут, перестанут существовать как формат и прочее. Но проходит год, другой, а гипермаркеты как классические представители традиционной розницы продолжают успешно работать, клиенты продолжают в них ходить, чтобы совершать покупки продовольственных и непродовольственных товаров в одном месте.
Результаты формата за 2023 год, несмотря на непростой внешний контекст, соответствовали нашим ожиданиям (учитывая крайне высокую базу 2021 и 2022 годов). Более того, несмотря на снижение прироста товарооборота в этом формате, гипермаркеты остаются рентабельным бизнесом. Для примера, за месяц один гипермаркет «Ашан» делает более 500 тыс. чеков. Согласитесь, эти цифры наглядно демонстрируют, что гипермаркетам еще далеко до вымирания.
– В чем остается сила и привлекательность гипермаркетов? На что «Ашан» делает ставку?
– Главной причиной посетить гипермаркет остается широчайший ассортимент, и в «Ашане» – одна из самых длинных полок (60 тыс. SKU), большой выбор в каждой категории. Покупатель видит товар, может сравнить, продегустировать, примерить. Если в магазинах у дома клиенты делают покупки быстро, и часто это один и тот же набор товаров, то в гипермаркет приходят за выбором в категориях ультрафреш, фреш, готовой еды, кулинарии, пекарни (в большой части наших магазинов у нас собственные пекарни с уникальными рецептами), товаров для дома, сада, хобби, покупают мебель, одежду, игрушки, книги – здесь все под одной крышей.
Еще одно преимущество гипермаркетов «Ашан» – сезонное предложение, сезонные фестивали, когда отделы предлагают ассортимент на уровне магазинов-специалистов. Например, традиционно у нас один из самых широких ассортиментов во время фестивалей «Снова в школу», «Новый год» и других.
Фото: «Ашан»
– Как должен измениться гипермаркет, чтобы отвечать запросам времени?
– В текущих условиях важно грамотно использовать имеющиеся площади и видеть в них новые возможности. В 2024 году «Ашан» выделил для себя несколько приоритетных направлений работы с форматом: работа с ассортиментной матрицей, наращивание доли собственных торговых марок, все большая регионализация ассортимента, расширение фермерского предложения.
Также в приоритете – развитие новых форматов-партнерств, таких как shop-in-shop. Понимая преимущества больших площадей, которые у нас есть, мы открыты к коллаборациям.
Shop-in-shop косметики с партнером Yves Rocher уже реализуется в 40 гипермаркетах сети, также действуют пилотные проекты shop-in-shop в категории готовой еды ультрафреш, мебели и книг на базе нескольких гипермаркетов для дальнейшего принятия решения о масштабировании. Рассматриваем партнерства и в других сегментах – DIY, умный дом и пр.
– Вы сказали, что один из приоритетов – развитие СТМ. Какова сейчас их доля в продажах сети?
– Доля СТМ в натуральных продажах 2023 года превысила 22%.
Фото: «Ашан»
– Продолжим говорить про формат. Чем офлайн-гипермаркет может противостоять маркетплейсам?
– Почему цифровые платформы популярны сегодня? Потому что это удобно клиенту: широкий выбор по разным ценам, быстрая доставка. Но есть и минусы, оставляющие определенные разочарования: сложность обмена/возврата, частое несоответствие качества и размера, дополнительное время ожидания при перезаказе. Также есть категории товаров, которые сложно покупать в онлайне: в продовольственных категориях это ультрафреш и фреш, в непродовольственных – диваны, кресла и другая мебель.
Для «Ашана» наиболее актуальным сегодня является омниканальный подход. Как показывают данные программы лояльности сети, клиенты активно мигрируют между каналами продаж, что обеспечивает эффективную синергию офлайн- и онлайн-форматов. Доля онлайн-продаж в товарообороте гипермаркетов «Ашан» в 2023 году составила 10%.
Площадь гипермаркета представляет собой живую витрину, где покупатель может выбрать товар, вживую оценить характеристики того или иного продукта, а затем заказать доставку в любой удобный момент времени. А при онлайн-заказах гипермаркет исполняет роль даркстора с полным ассортиментом, откуда клиентам напрямую доставляются товары на дом.
– Сколько гипермаркетов сейчас входит в сеть «Ашан»?
– Всего у «Ашан ритейл Россия» 94 гипермаркета в различных регионах России: из них 63 классических гипермаркета площадью более 7 тыс. кв. м с ассортиментом более 60 тыс. артикулов и 31 гипермаркет формата сити площадью от 2,5 до 7 тыс. кв. м и ассортиментом более 45 тыс. артикулов.
Ассортимент расширяется с сезонными акциями и фестивалями. В конце 2023 года мы вернули в «Ашан» «ударные» цены на целый ряд продовольственных и непродовольственных товаров – и сразу увидели позитивный отклик клиентов. Планируем и дальше реализовывать стратегию «ударных» цен в гипермаркетах.
Фото: «Ашан»
– Какие тренды наблюдаются в категории готовой еды собственного производства и какие сегменты показывают наибольший прирост?
– Ежегодно доля кулинарии и пекарни прирастает примерно на 8%. Если в 2023 году мы видели активный рост снекинга, перекусов и напитков, то в 2024-м наблюдаем перераспределение спроса в пользу готовых блюд и салатов собственного производства (+14% LFL). Наибольший рост сейчас – в упакованной кулинарии, что полностью соответствует трендам рынка готовой еды.
За последний год провели ротацию ассортимента на 40% за счет прямых поставщиков, а также за счет продукции собственной торговой марки.
Активный рост показывают категория завтраков (блины, каши), перекусы (сэндвичи, сэндвич-роллы) и горячие блюда. Планируем активно расширять линейку завтраков (омлеты, каши с топпингами) и развивать салатную группу.
В категории готовой еды крайне важно учитывать весь комплекс требований на каждом этапе реализации, чтобы гарантировать максимальную безопасность для клиентов.
– Как развивается пекарня?
– Пекарня – традиционно сильная сторона гипермаркетов «Ашан». Линейки премиальных подовых хлебов на французской закваске в 2024 году показывают прогрессирующий результат – рост +11% по отношению к 2023 году, а традиционные французские изделия на натуральном сливочном масле (круассаны, мадлены, розаны, бриоши, улитки, пан-о-шоколя) продемонстрировали прирост в среднем на 60%.
Традиционные русские хлеба и выпечка также стабильно пользуются спросом у наших покупателей, лидерами продаж здесь стабильно, из года в год, являются плюшка московская, рулет сдобный с маком, батон арбатский, пампушка с чесноком.
– Еще одна сильная сторона «Ашана» – собственные торговые марки. Какую долю они сейчас занимают, в каких категориях представлены?
– Более 22% ассортимента сети – это товары СТМ. «Ашан» исторически славится сильными собственными марками, это наше стратегическое направление на федеральном и региональном уровнях.
Сегодня у нас 15 торговых марок и более 7 тыс. наименований товаров в 256 категориях товаров. Ежегодно выводим на рынок 1–1,5 тыс. новинок.
Закрываем различные ценовые потребности: первая цена, средний сегмент и товары изысканного качества и вкуса. В направлении СТМ работаем более чем с 700 поставщиками.
Фото: «Ашан»
– Что собой представляет пул поставщиков гипермаркетов?
– В целом сеть сотрудничает примерно с 3 тыс. российских поставщиков. Из них более 1,2 тыс. – региональные компании. В прошлом году увеличили пул локальных поставщиков на 370 компаний благодаря активной работе и развитию партнерств во всех регионах присутствия. Так, в 2023 году мы провели торгово-закупочные сессии, встречи с местными поставщиками в 13 регионах присутствия, по результатам которых было заключено 90 новых контрактов, и некоторые находятся в процессе подписания. На 2024 год запланированы встречи с поставщиками, местными производителями и фермерами в 21 городе.
– Кстати о фермерах, – как развивается это направление?
– За последние два года ассортимент фермерской продукции существенно расширился и сейчас составляет около 600 SKU (из них органик – 29 SKU, молочный гастроном и сыр – 458 SKU, мясной гастроном – 71 SKU). Сегодня фермерская полка выделена во всех гипермаркетах.
Регулярно встречаемся с фермерами для поиска новых партнерств. Недавно были в Саратове, Уфе, планируем встречи в регионах Волга, Урал, Сибирь. На текущий момент мы работаем с 70 поставщиками фермерских товаров во всех регионах присутствия, со всеми заключены прямые договоры поставки.
– Каким вы видите будущее формата: будет ли рост продаж, трафика, как изменятся услуги, как гипермаркет сможет конкурировать с маркетплейсами и прочее?
– «Ашан» был первым, кто представил формат гипермаркетов в России, и сегодня в рамках омниканальной стратегии мы по-прежнему остаемся верны этому формату и видим в нем потенциал.
Будущее гипермаркета – в партнерствах! Нужно находить новые форматы партнерств и коллабораций, взаимовыгодного сотрудничества. Делать ключевые инвестиции – в развитие отличительных и сильных сторон, в свою самобытность.
Например, «Ашан» планирует дальнейшие инвестиции в развитие уникальных СТМ, при соблюдении баланса СТМ и обычного ассортимента. Будем усиливать бренд «Красная птица», больше инвестировать в бренд «Золотая птица». Планируем и дальше развивать собственное производство, пекарни, кулинарию.
Важно также усиливать все то, что нас отличает от маркетплейсов, а именно – опыт покупки. Делать его максимально простым и удобным.
– Каковы планы вашей сети по росту гипермаркетов – будут ли открываться новые и где?
Фото: «Ашан»
– Пока наша цель – максимально эффективно использовать текущий парк магазинов, повышать его продуктивность и все больше отвечать текущим потребностям наших клиентов, экспериментировать, предлагать новые сервисы, категории, проводить интересные акции.
Так, в 2024 году мы провели необычную акцию «Чудо-тележка»: впервые для российского ритейла клиентам было предложено купить целую тележку товаров со скидками 70%, но содержимое тележек до момента покупки было скрыто от глаз покупателей. Мы переживали, волновались, насколько россияне готовы к таким экспериментам. Вы не представляете, какой ошеломительный успех имела эта акция в нашей сети! В некоторых магазинах десятки тележек уезжали за первые пять минут акции. Это один из примеров интересных и привлекательных для клиентов подходов к развитию офлайн-розницы, и в частности гипермаркетов.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?