По данным исследования «Foodtech: онлайн-торговля и службы доставки. Рейтинг INFOLine Russia TOP online food retail», по итогам I полугодия «СберМаркет» вернул себе II место в рейтинге INFOLine Russia TOP online food retail, закончив отчетный период с выручкой в 21,7 млрд руб. и показав динамику в 224% по сравнению с первой половиной 2020-го. Среднее количество заказов за год тоже выросло в разы – до 41260 единиц, в то время как в середине 2020-го ритейлер получал лишь 9108 заявок в сутки.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дмитрий Зборовский, «Сбермаркет»: «Наш ключевой фокус будет в развитии экспресс-доставки»
С долей рынка в 12% «Сбермаркет» занимает второе место по объемам онлайн-продаж продуктов питания на российском рынке после X5 Group, по данным INFOLine. В первом полугодии 2021 года оборот компании вырос на 224%. При этом доля экспресс-доставки, которая сейчас стала мощным драйвером роста для всех ведущих foodtech-игроков, у «Сбермаркета» пока невелика. О том, какие модели доставки компания планирует развиваться в ближайшей перспективе, генеральному директору INFOLine Ивану Федякову рассказал Дмитрий Зборовский, вице-президент по искусственному интеллекту и эффективности платформы «СберМаркет», в ходе конференции «Гиперскачок онлайн-торговли: новые лидеры и их стратегии».
– У ваших коллег, занимающихся экспресс-доставкой, есть существенное преимущество – низкий порог входа клиента. То есть потребителю несложно решиться на свой первый заказ, поскольку формат «экспресс» позволяет сделать совсем небольшую покупку. Вы же занимаете другую нишу, однако в партнерстве с «ВкусВиллом» начали экспериментировать и с экспресс-моделью. Вы и дальше намерены развивать эту стратегию?
– Для нас плановая доставка (закупка впрок – прим. ред.) является базой. И мы хотим, чтобы она осталась значимой частью бизнеса, потому что эта модель позволяет на больших чеках получить больше всего денег. Но вы совершенно правы в том, что с точки зрения приучения клиентов к пользованию сервисом экспресс-модель проще.
Что же будет делать «СберМаркет»? В последнее время мы видим, что наш клиент помолодел, он все чаще стал выбирать быструю доставку, которую мы сначала просто пилотировали. Мы получили сумасшедший спрос на экспресс-сервис, даже несмотря на то, что число магазинов было ограниченным. И все равно люди делали заказы каждую неделю, да и средний чек был не таким низким, как мы прогнозировали.
Сейчас, запуская и расширяя стрим быстрой доставки, мы от недели к неделе видим прирост заказов на 25–30%. Таким образом, сегодня мы имеем уже сотни тысяч доставок. Поэтому если смотреть в среднесрочную перспективу, можно говорить, что мы делаем огромную ставку как раз на экспресс.
Совершенно очевидно, что, работая из «средних коробок» (супер- и гипермаркетов в черте города – прим. ред), мы никогда не сможем конкурировать с супер-экспрессами. Но мы хотим занять такой сегмент, когда с ассортиментом в 10–20 тысяч SKU будет обеспечиваться доставка за 20–40 минут. Это то, что мы будем таргетировать.
В общем, наш ключевой фокус в среднем сроке сведется к развитию быстрой доставки, поскольку мы видим, что клиент этого очень сильно хочет.
– У «СберМаркета» специфическая бизнес-модель: не имея собственного ассортимента, вы только доставляете заказы. Но при этом работаете с очень широким спектром партнеров, предлагая потребителю объемный продуктовый портфель. Наблюдаете ли вы, что клиенты пользуются ассортиментом разных ритейлеров? Или привыкают к одному магазину и заказывают только оттуда?
– Мы видим, что переток из магазина в магазин очень низок – всего 10–15%. Поэтому смело можем говорить, что потребитель любит монобренд, приходит в наш сервис за доставкой товаров из конкретного магазина и редко переходит оттуда в другой гипермаркет.
Что касается отношений с партнерами, стоит отметить, что со временем они становятся только теплее. Сейчас мы ведем с ними плотные технические интеграции, больше стали делиться друг с другом своими знаниями по маркетингу, аналитике, предсказанию остатков. Одним словом, какие-то грани стираются, и ритейлеры уже сами предлагают реализовывать их идеи, запускать новые интересные проекты.
– Буквально на днях появилась новость о том, что «СберМегаМаркет» (названия у вас очень похожи) запускает доставку из FMCG-магазинов. Получается, что ваши же коллеги решили составить вам конкуренцию? Как этот процесс будет приживаться в семье компаний, которые теперь входят в корпорацию «Сбер»?
– Если вы попробуете зайти на «СберМегаМаркет» и заказать что-то из ассортимента FMCG, то увидите, что это просто интегрированная витрина «СберМаркета». В рамках одной системы мы пытаемся увеличить друг другу приток клиентов, а «СберМегаМаркет» к тому же добавил еще один сценарий для своих пользователей. Просто коллеги по-другому отрисовали наш каталог товаров, но все равно заказ и принимаем, и доставляем мы. Так что нет, это не конкуренция.
– Проект по интеграции витрины очень интересен. Может быть, вы планируете аналогично работать не только с дружественными вам сервисами «Сбера»?
– Со всеми планируем, с кем только можем. Сейчас на рынке нет недружественных сервисов. Не мне рассказывать вам про долю проникновения e-grocery в российский food-ритейл – смешную долю: на порядок ниже, чем в любой европейской стране, раз в двадцать меньше, чем в Азии. Поэтому сейчас мы все вместе просто пытаемся развивать рынок.
Сегодня наш главный конкурент – это привычка потребителей ходить в офлайн-магазины. Поэтому «СберМаркет» готов подключать любых партнеров. Вот с «Магнитом» мы недавно запустились – у нас просто сумасшедше успешный проект, растем очень быстро и очень довольны интеграцией.
– Есть ли будущее у услуги Click&Collect?
– Мы запустили систему Click&Collect с Metro в 2020 году. Возможность собрать заказ онлайн и забрать его из магазина по пути домой без необходимости согласования времени с курьером пользуется популярностью у клиентов. Сейчас подключаем к этой услуге других ритейлеров и видим в этом направлении большой потенциал.
– Есть ли перспективы у online-ритейлеров, работающих вне экосистем?
– На рынке уже выделилось несколько лидеров, в числе которых и такие, которые работают внутри экосистемы, и те, кто в экосистемы не входят. Лидерство между этими компаниями будет меняться, а вот вход для новых игроков окажется непрост.
– INFOLine прогнозирует, что к 2025 году доля онлайн-продаж продуктов питания достигнет 10%. Каков ваш прогноз?
– Мы ожидаем кратного роста рынка в ближайшие годы.
Посмотрите видеозапись конференции «Гиперскачок онлайн-торговли: новые лидеры и их стратегии».
Материал подготовлен компанией INFOLine
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?