Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Дмитрий Потапенко: «На сегодня розница зарегулирована донельзя!»
Интервью с бывшим топ-менеджером «Пятерочки», а ныне управляющим партнером Management Development Group Inc., Дмитрием Потапенко.
Какие вопросы отрасли в большей степени, на Ваш взгляд, требуют регулирования на законодательной основе?
Надо понимать, что утверждение большинства наших чиновников о том, что розничная торговля не регулируется — не просто не соответствует действительности, а имеет под собой крайне негативный момент, как для розницы, так и для потребителя. Розница зарегулирована донельзя – именно До Нельзя! Потому что на сегодня 33 контролирующих органа регулируют розничные предприятия. Соответственно это более 120 законодательных и подзаконных актов, инструкций, положений и прочего. Поэтому говорить о том, что розничная торговля в России не регулируется – это значит откровенно лгать и осознанно создавать негативный имидж для нарождающейся, только поднимающей голову, отрасли. На сегодня отрасль зарегулирована дальше некуда. Всем нам понятно желание госорганов получить свой кусок пирога, именно этим продиктовано желание любого чиновничества, а не заботой о населении. Мы в России живем не первый год и я не знаю примеров, чтобы хоть какой-то чиновник болел за народ.
режде всего они болеют за свои конкретные корыстные интересы, интересы своего министерства, а в каждом министерстве есть свой закон – в Департаменте Потребрынка свой, в Министерстве Экономического развития другой закон и каждый из чиновников старается доказать значимость своего министерства. Поэтому если говорить, что для чего-то требуется отдельное регулирование – то регулирование требуется для них, для госчиновников. Ведь для того чтобы создать эффект работы, им надо что-то делать. Другими словами, можно сказать, что сейчас посредством Закона о торговле идет перераспределение финансовых потоков в регулирующие отрасль органы?
Да, это обычное желание перераспределить под себя конкретную отрасль, поджать ее под себя. Интересно кто выиграет — департаменты потребрынка и торгинспекции, которые будут доить ритейлеров или министерство экономического развития? Это все достаточно цинично и противно — когда к тебе относятся как к дойной корове. Мы, представители сетей, каждый день это ощущаем. К нам подходят абсолютно все 33 регулирующих органа как к дойной корове. Их главная задача – найти!
К сожалению, наше государство само по себе неэффективно как система. Мы каждый день в этом убеждаемся, общаясь с милицией, налоговой и т.д. Наши чиновники часто говорят о том, что в любой стране граждане недовольны работой государственных органов. Но только в нашей стране, сколько бы ты не был недоволен и не боролся с чиновниками, будет команда ФАС и тебя все равно забьют. У нашего чиновничества нет понимания того, что на самом деле они – слуги народа. Мы платим им зарплату, но при этом они чувствуют себя нашей властью. В других государствах это абсолютно по другому, и Георгий Трефилов (президент холдинга «МАРТА») приводил пример, что к владельцу холдинга REWE Group AG в Германии их министр экономического развития и торговли приходит в кабинет. Это колоссальная разница в психологии, у нас никогда ни один министр не придет в кабинет к директору розничной сети, чтобы обсудить какие-то вопросы.
Как Вы считаете, с чем может быть связан резкий всплеск внимания государства к условиям работы розничных сетей?
Вчера (прим. ред. — на открытии выставки «Мир торговли» в Гостином дворе) сотрудники МЭРТ сами сказали, что закон принимается в пользу производителей. Об этом на различных конференциях также прямо говорят сами производители. В таком случае, в это уже должна вмешаться Генпрокуратура. Потому что совершенно очевидно, что закон открыто лоббируется. Я ни за что не поверю в иллюзию того, что принятие закона обошлось без финансовых вливаний со стороны заинтересованных компаний.
Тимофей Нижегородцев, начальник Управления ФАС по защите конкуренции в социальной сфере и торговле в интервью нашему изданию сказал, что новый Закон разрабатывается в том числе и потому, что «самостоятельно ритейл в погоне за прибылью ограничить себя не смог и вряд ли сможет». Как Вы считаете, могут ли участники рынка разобраться между собой сами, без участия государства?
Тимофей Нижегородцев регулярно выступает на конференциях, но, как и все сотрудники министерства, он абсолютно далек от народа. Им бы чаще вылезать из государственной машины, ходить пешком, особенно по региональным городам – Дмитров, Тверь и т.п. В нашей стране до сих пор колоссальная доля розничной торговли – это рынки. Большинство продуктов в нашей стране покупается на рынках. Москва – это отдельное государство и по нему судить по всей России нельзя. Сетей в России на сегодня нет! Я всегда привожу цифру: в этом году оборот всей розничной торговли составит от 150 до 300 млрд. долл. США. Если мы с вами сложим обороты абсолютно всех розничных сетей России, то получим максимум 10-15 млрд. долл. США. Очевидно, что говорить о какой-либо концентрации не приходится. Концентрация может быть условно локальная, когда в конкретном микрорайоне очень много сетей, но это всего лишь локальная концентрация.
Так что ритейлерам пока нечего регулировать. На фоне общего оборота в 150-300 млрд. долл. США компания Х5 – просто ларечники. Необходимость регулирования сетей создана искусственно, я это подчеркиваю. Проблема «входных бонусов» также создана искусственно. Такой проблемы нет с производителями яйца, мяса – тех товаров, которых ритейлерам не хватает.
С помощью административного ресурса идет целенаправленный PR искусственной идеи о «входных бонусах» и т.п. Задача этого PR – войти в долю к сетям под любыми предлогами. Обычная бандитская логика. К сожалению, она со времен 90-х годов ничем не поменялась, просто бандиты стали с корочками, бандитизм поднялся до уровня государства.
Сегодня процедура Закона такова, что не нарушить ты его не можешь. И это осознанная политика государства, а не случайные недоработки.
Современные реалии московского розничного рынка таковы, что магазины, работающие в формате дискаунтер, могут не слишком заботиться о чистоте торгового зала, свежести продуктов, вежливости персонала – и все равно получать значительную прибыль за счет низких цен и отсутствия конкуренции. Как Вы считаете, когда изменится такое отношение к покупателям со стороны дискаунтеров?
Отношение к покупателю изменится тогда, когда появится конкуренция между сетями. На сегодняшний день конкуренции нет. Кроме того, отношение к западным сетям со стороны чиновничества лучше, чем к российским сетям. И они этим пользуются. У нас это повелось с петровских времен – если человек не говорит по-русски, даже если он ничего не понимает в этом деле, будет пользоваться априори большим уважением, чем наш соотечественник.
Можете ли вы дать прогноз по дальнейшему развитию рынка ритейла?
Ритейл будет развиваться дальше, но громких слияний и поглощений в большом количестве мы уже не увидим. Максимум два-три слияния, не более. Поэтому большей консолидации, чем сегодня уже не будет. Рынок вышел на технологическое плато, и будет продолжать свое нормальное, спокойное развитие.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.