Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
"Для нас не важен доход населения", — Александр Павлов, директор северо-западного филиала X5 Retail Group
— У Х5 есть магазины в Петербурге, Ленобласти, Пскове, Новгороде. Планируете выходить в другие регионы Северо-Запада?
— Основной приоритет — регионы, где мы уже присутствуем, там мы в первую очередь будем наращивать количество магазинов. Но это не значит, что Мурманск и Петрозаводск нам неинтересны, если мы получим предложения о подходящих площадях по ставкам, которые будут нас удовлетворять. Покупку помещений мы сейчас не рассматриваем — только аренду. Выходить в новый регион имеет смысл с открытия одновременно от трех до пяти магазинов.
Выход в Вологодскую область и другие удаленные регионы осложняется тем, что там нужен свой распределительный центр примерно на 25 магазинов с радиусом охвата до 300 км. Дальше уже менее интересно с точки зрения логистики. Поэтому это будет целая стратегия выхода с открытием большого числа магазинов, с открытием РЦ. В течение ближайших лет мы охватим весь СЗФО.
— В Петербурге сетевая торговля занимает около 80% розницы. Какая ситуация в других городах?
— В среднем по России это около 30% рынка. Говорить о насыщенности рынка ни в одном городе СЗФО или России, за исключением Петербурга, нельзя. В больших городах насыщенность — больше 30%, например, в Петрозаводск сейчас несколько сетей вышло. Но в малых городах нужно открывать магазины.
— То есть вы не смотрите на доходы населения, когда принимаете решение о выходе?
— Фактически не смотрим. Выход федеральных сетей — это для населения возможность купить товар дешевле. Если, например, в Пикалево закрываются комбинаты, это не значит, что там надо свернуть всю торговлю. Для нас не важен доход населения. Если кто-то из сетей уже работает в регионе, куда мы собираемся, то наш выход, наоборот, усилит конкуренцию, и выиграет от этого потребитель. Основным критерием выхода является наличие площадей.
— Можете оценить рынок с этой точки зрения — где площадей больше, где меньше?
— Арендные ставки в регионах Северо-Запада на 20-30% ниже петербургских. Чем крупнее город, тем больше предложений по аренде.
В Пскове и Новгороде нехватка торговых площадей: в центре города нет помещений более 80-100 кв. м. Это связано с исторической архитектурой. Хотя такая же проблема и в спальных районах: в современных комплексах дробят аренду и найти помещение более 500 кв. м крайне сложно.
— Какая стратегия — вы строите свою сеть или готовы покупать готовую?
— Наш выбор — органический рост. Но если есть возможность, мы ускоряем вхождение в новый регион и готовы рассматривать предложения о покупке сетей. Вопрос упирается в цену. Собственники не всегда понимают, что цены из-за кризиса падают, поэтому переговоры, как правило, очень сложные.
— Есть ли в каких-то регионах барьеры для выхода на рынок?
— На первом этапе развития сетевой розницы во многие города проникнуть было сложно, часто продуктовая розница курировалась административно.
Примерно три года назад ситуация изменилась — для продовольственного ритейла регионы открыты. Это связано с развитием рынка в целом. Думаю, администрациям стало сложнее объяснять своим жителям, почему в соседних регионах товар дешевле, чем у них.
Мы корректируем ассортиментную матрицу в регионах, у нас обязательно есть местный товар. В сетях Х5 обычно доля местных производителей составляет 25-40%. Доля постоянно меняется в зависимости от спроса и сезонных факторов. Это не просьба администрации, это продиктовано спросом. Местные товары могут быть в той же ценовой категории, что и остальные, но востребованы будут именно они.
— С точки зрения форматов какие предпочтения?
— Под гипермаркет «Карусель» нужно от 5000 кв. м, под супермаркет «Перекресток» — не меньше 2000 кв. м. Очень важно их расположение. Таких помещений наперечет, и мы держим руку на пульсе. И если завтра в Пскове, где работают только два гипермаркета — «Караван» и «Империал», — появится интересная площадка, на которой можно открыть «Карусель» или «Перекресток», мы обязательно рассмотрим эту возможность.
Приоритет же отдаем «Пятерочкам» — во время кризиса это самый эффективный формат. Планы открытия «Пятерочек» не ограничены ничем, кроме предложения недвижимости. После того как нашли помещение, через 35-40 дней можем открыть магазин. Инвестиции в один объект составляют примерно 10 млн руб. Средняя окупаемость — четыре года.
— Кризис как-то отразился на этих показателях?
— В разных субъектах Федерации мы получили скидку по аренде от 10% до 40%, но срок окупаемости не изменился, потому что стоимость импортного оборудования выросла.
— Как различаются финансовые результаты магазинов в разных регионах?
— Оборот с 1 кв. м в наших магазинах в Пскове и Новгороде примерно одинаковый, но в сравнении с петербургскими ниже примерно на 20%. Различий в этом отношении между Петербургом и Ленобластью нет.
— Зарплаты в регионах тоже, наверное, ниже?
— В региональных магазинах уровень зарплат примерно на 15% ниже, чем в Петербурге. В Мурманске и Петрозаводске, как показал наш мониторинг, зарплаты в среднем на 20% ниже петербургских.
— Как приживается в провинции ваша корпоративная культура — например, пение гимна, ордена и медали для сотрудников?
— Непривычно. Не то чтобы совсем не принимается… Отношение персонала к корпоративной культуре сильно зависит от руководителя.
— Может ли принятие закона о торговле повлиять на ваше развитие в СЗФО?
— Пока непонятно, какие поправки будут приняты, а какие — нет. ФАС считает, что в Петербурге наша доля достигла 35%. На мой взгляд, она ниже, так как открывается много новых магазинов других сетей. Сложно говорить о наших дальнейших планах, поскольку пока не известно, какие ограничения будут со стороны ФАС. Если будут, то станем больше развиваться в Ленинградской области, других регионах Северо-Запада. А в Петербурге — совершенствовать работу, находить пути повышения эффективности уже действующих магазинов. Это будет еще интереснее.
— А Калининград вы рассматриваете как направление для роста?
— На данный момент нет. Из-за логистических проблем там сложно будет организовывать отдельную сеть, а если открыть один магазин, в нем будут высокие цены — значит, мы изменим своей стратегии. У нас нет задачи открывать магазины везде. Сеть должна быть экономически выгодной и эффективной.
ЧИСТАЯ РОЗНИЧНАЯ ВЫРУЧКАСеверо-Западного филиала X5 за 9 месяцев 2009 г. увеличилась на 15% по сравнению с тем же периодом 2008 г. до 55,9 млрд руб. За 9 месяцев было открыто 15 «Пятерочек», один супермаркет «Перекресток» и один гипермаркет «Карусель», число магазинов составило 288, 21 и 16 соответственно. Продажи сопоставимых магазинов (LFL) филиала в рублевом выражении выросли на 8% (4% — за счет прироста числа посетителей, 4% — за счет увеличения суммы среднего чека).
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?