Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Для человека с интеллектом нет ничего невозможного!
От продавца к директору магазина: реальные истории
Наталья Марагина, Управляющий магазином "Книжный клуб "Буквоед" на Восстания" начинала свою карьеру простым продавцом. Мы взяли это интервью у Натальи, чтобы узнать, что помогало и мешало ей в процессе роста. Мы уверены, что ее ответы будут интересны и полезны читателям www.retail.ru
Наталья, как понять, способен ты сделать карьеру в торговле или нет?
Это понимание, как правило, приходит не сразу. Оно появляется со временем: когда видишь, что персонал следует за тобой, видит в тебе лидера, когда ты начинаешь понимать основные механизмы и чувствовать себя уютно в их среде. Тогда чувствуешь, что готова действовать дальше, добиваться значительного и не останавливаться на достигнутом, постоянно продвигаясь вперёд.
Сколько времени занял у вас путь от продавца до директора магазина?
Примерно два года, хотя до ощутимо крупных объектов я доросла только за четыре года.
Что поможет карьерному росту в торговле?
Количество рецептов здесь бесконечно, однако, на мой взгляд, как и в любой другой отрасли, для успеха в торговле необходимы целеустремлённость, колоссальная работоспособность, креативность, исполнительность, умение создавать команду и ставить интересы компании выше своих.
Что помешает карьере в торговле?
Естественно, лень, безалаберность, халатное отношение к делу и нежелание работать над своими ошибками и постоянно развиваться.
Необходимо ли продавцу специальное образование, на ваш взгляд? Чему продавец действительно должен учиться? Какие курсы\тренинги вы можете посоветовать пройти?
На мой взгляд, специальное образование даёт свои преимущества, но не является решающим фактором. Действительно учиться продавец должен общению с людьми, активным продажам и стрессоустойчивости. Не помешает также и знание ассортимента, которым располагаешь. Тренинги и курсы, по уму, стоит пробовать посещать практически все, выбирая какие вам самим кажутся наиболее полезными и отвечающими специфике именно вашей работы.
Какими были ваших обязанностей на позиции продавца, консультанта?
Это в первую очередь работа с покупателями. И во вторую тоже. Да, в принципе, и в третью. Всё остальное – не так важно, главное – клиент. Именно с таким настроем нужно выходить работать. Однако при всём при этом в мои же обязанности входили работа на кассе, поддержание магазина в чистоте, мерчендайзинг.
На начальном этапе ответственность не столь велика. Вам требуется поддерживать в порядке закреплённую за вами зону, следя за выкладкой, чистотой стеллажей. Ответственной приходится быть прежде всего за себя, чтобы соответствовать уровню и быть максимально эффективной. Однако это, как вы понимаете, не так-то просто, ведь главное – постоянно развиваться.
Нужно ли продавцу брать на себя дополнительные обязанности?
Если продавец стремиться быть успешным, самореализовываться, развиваться и продвигаться по карьерной лестнице, то брать на себя дополнительные обязанности придётся, хотя вы вскоре поймёте, что «брать» ничего не нужно – эти обязанности сами вас найдут. А если вы хотите быть инертными и довольствоваться малым, то можете спокойно действовать в рамках своего скромного функционала.
Что самое приятное и неприятное в работе продавца, консультанта?
Не будем касаться вопроса о получении материальных благ. Самое по-настоящему приятное – получать удовольствие от работы: от общения с клиентами, с коллегами, от выполнения поставленных задач, достижения целей. Когда, пускай и на долю секунды, удаётся почувствовать себя полезным для социума. О неприятном говорить много не стоит, но вот что лежит на поверхности, так это постоянные стрессы и большие физические нагрузки.
Что необходимо знать и уметь для продвижения от продавца к менеджеру?
Необходимо глубже вникнуть в суть своей работы, погрузиться в неё с головой. На мой взгляд, чтобы с уверенностью переходить на следующую ступень, надо в совершенстве освоить предыдущую, это даст вам необходимые знания и авторитет. Также нужно быть уверенным в себе, готовым учиться и не бояться импровизировать.
Как коллеги отреагировали на ваше повышение?
Большинство отнеслось к этому спокойно, просто как к свершившемуся факту, так как хорошо понимали, что я готова и хочу занять эту должность. Многие были рады, и мне до сих пор хочется надеяться, что радость эта была искренней.
Что входило в ваши обязанности на позиции менеджера?
Фактически эта работа нечто среднее между работой простого продавца и непосредственно управлением. Необходимо придерживаться позиции «золотой середины», выполняя в равной степени оба этих вида работы. А учитывая возросшую соответственно должности ответственность, для меня поначалу это было несколько сложно. Это вообще, возможно, самая сложная ступень, так как сразу почувствовать себя комфортно в управленческой должности очень тяжело, а требования возрастают практически с каждым днём…
Что самое сложное на пути от продавца к менеджеру магазина?
Преодолеть неуверенность в себе. Установить с коллективом правильные отношения: необходимо стать ещё совсем недавно совершенно равным тебе по статусу людям начальником, оставшись при этом их другом. Но важнее всего – не потерять интерес к работе, понимать, что, не смотря на все трудности, новая должность даст тебе новые перспективы и возможности.
Что необходимо знать и уметь для продвижения от менеджера к директору магазина?
Здесь всё, как ни странно, очень просто. Необходимы, теперь уже, абсолютная целеустремлённость, гигантская работоспособность и талант. Без определённой доли таланта на данном этапе никуда. А ещё нужно запастись вагоном терпения и спокойствия, ведь надо понимать, что сейчас – тяжело, а будет – ещё тяжелее!
Что входит в обязанности директора магазина?
Перечисление этих обязанностей займёт слишком много времени, поэтому позволю себе ответить аллегорически. Представьте себе, что вы – мозг. И вам необходимо управлять всем остальным телом, контролируя все его действия и ежесекундно отслеживать состояние всех частей тела. Это может даже, на первый взгляд, показаться простым, но на деле – удивительно сложно, особенно в силу бесконечных мелочей, всплывающих в процессе. Что делать, «власть мелочей».
Коллеги-конкуренты на разных этапах вашей карьеры. Как себя вести в условиях внутренней конкуренции в компании?
Я позволю себе не переходить на личности, однако такие люди, естественно, были, и я очень рада, что со многими удалось найти общий язык и впоследствии успешно сотрудничать и общаться. Как вести себя? Здесь не может быть однозначного ответа. Однако для меня было наиболее важно не поддаваться на провокации и стараться делом, а не какими-либо иными способами, доказывать своё превосходство. Везёт сильнейшим.
Как быстро можно сделать карьеру в торговле в наше время?
При желании, большом усердии, некотором таланте и удачном стечении обстоятельств – очень быстро. Однако сейчас, в отличие от ситуации в начале 2000-х годов, всё сложилось так, что главные посты в ведущих компаниях на основных рынках уже заняты опытными профессионалами. Это может стать проблемой. Но ведь «для человека с интеллектом нет ничего невозможного».
Какие торговые компании лучше выбирать для старта?
Здесь двух мнений быть не может – только «Буквоед». Ведь «книга – залог твоего роста»!
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.