Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Детский мир стал больше и дешевле
— Как кризис изменил спрос на детские товары в России? Насколько упал объем продаж в магазинах сети?
— Кризис существенно изменил спрос на детские товары в России. Есть разные оценки на эту тему: от того, что он упал, до оценок, что в рублях даже немного подрос. Это вопрос существенной инфляции 2009 года, поэтому нужно договориться, каким образом считать. По нашим оценкам, на рынке в 2009 году на рынке были несущественные изменения вк 2008. Выручка сети «Детский мир» в рублях упала на 7%, в долларах – на 27%. Дети – это социально-защищенный сегмент, поэтому динамика спроса сохранилась, но изменилась структура: произошло перераспределение в пользу более дешевых товаров. В каком-то смысле люди пересмотрели ценности и поняли, что качественные товары бывают и более дешевыми. Мы стараемся формировать структуру своего предложения так, чтобы она соответствовала изменившемуся типологическому поведению покупателя.
Пока структура спроса далека от той, которая была до кризиса, вероятно, она не скоро восстановится. Но уже сейчас растет спрос и размер среднего чека. По итогам первого полугодия текущего года, в магазинах сети средний чек вырос от 6 до 15%. Это изменение учитывает инфляцию, но остается хорошим показателем восстановления спроса и интереса покупателей к более дорогим товарам.
— Каких поставщиков компания потеряла в кризис? Как складывались отношения «Детского мира» с партнерами в этот период?
- Мы оптимизировали базу поставщиков и уделили особое внимание поддержке российских производителей. Частично перешли на других, предложивших нам те условия, которые для нашей сети были приемлемы в кризисный период. Ситуаций, чтобы «Детский мир» отказывался платить по обязательствам, у нас не было, мы договаривались с поставщиками о реструктуризации долгов. Что касается текущих отношений, то с рядом поставщиков работа возобновляется, они видят, что «Детский мир» сохранил платежеспособность. Во многом это удалось за счет поддержки нашего акционера (АФК-Система — прим. Infox.ru).
— С поставщиками из каких стран компания прекратила партнерские отношения?
— В основном это коснулось стран Юго-Восточной Азии и Китая: мы перешли на поставщиков товаров более низкой ценовой категории, прекратили работу с рядом посреднических компаний.
— Какие схемы оптимизации продаж компания использовала в кризис: снижали наценки, продлевали или сокращали сроки поставки? Какие делали предложения поставщикам, если не могли заплатить?
— У нас никогда не было большой наценки. В ритейле, во всяком случае в детских товарах, она у всех примерно на одном уровне. Финальная цена товаров на полке снижалась за счет снижения закупочной цены. Это не десятки процентов, но заметно для восприятия потребителей.
— Выполняет ли компания план по развитию бизнеса — открытию новых магазинов?
- В 2010 году мы должны открыть до 10 новых магазинов. Думаю, что на 100% мы его не Причина в том, что торговые центры, в которых запланировано размещение наших магазинов, откроются значительно позже, чем объявлено изначально. У нас есть яркий пример подобного смещения планов: ТЦ «Мега» в Самаре никак не откроется в течение 2,5 лет.
Кроме того, в этом году у нас более осторожная позиция по открытию точечных магазинов. Эта связано с тем, что острее стоит задача по оптимизации работы компании, нормированию издержек. Предстоит пересмотреть и переписать многие бизнес-процессы.
— Сколько торговых точек закрылось в 2008−2010 годах?
— В этот период у нас шел процесс релокации магазинов из старых торговых центров, в новые. Абсолютных закрытий не было.
— Какие трудности испытывает компания при поиске помещений для новых магазинов?
- Во-первых, это объективные трудности в девелопменте, которые еще не закончились после кризиса. Основная сложность для планирования программы открытий магазинов в невозможности точного прогноза по срокам. Второе – это отсутствие адекватных бизнесу условий: не удается жестко выдерживать те значения по ставкам и структуре выплат, которые для нас приемлемы. Рынок детских товаров социально важен, и мы не можем позволить себе компенсировать высокие затраты на аренду высокими наценками. Это чувствительно для сегмента, в котором мы работаем. Поэтому у нас бывает много проблем, связанных с балансом затрат на открытие и эксплуатацию, с необходимостью окупать магазины в заданные сроки. Мы считаем, что от двух до трех лет – это оптимальный срок, в течение которого должен окупаться магазин детских товаров, и мы стремимся укладываться в него. Для этого нужна низкая нагрузка на бюджет арендных выплат. А это не всегда удается. Мы понимаем коллег по рынку аренды коммерческой недвижимости, но часто сталкиваемся с крайне жесткими условиями, из-за чего приходится отказываться от большого количества предложений.
Дарья Шиенок/Infox.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.