Демид Самошкин, «Small. Хороший выбор»: «Магазин должен быть вкусным»
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Демид Самошкин, «Small. Хороший выбор»: «Эйфория низкой цены быстро пройдет»
Казахстанская сеть супермаркетов Small завершает адаптационный период вхождения во франчайзинговый проект «Хороший выбор». Генеральный директор сети Демид Самошкин рассказал Retail.ru о нюансах интеграции, ожиданиях от вступления в объединение и совместных международных мероприятиях.
— Почему казахстанская сеть выбрала объединение российских ритейлеров «Хороший выбор»? Есть ли подобные объединения в Казахстане?
— Ритейл во всем мире объединяется с одной идеей — продавать товары по приемлемым для населения ценам и предоставлять качественный сервис. Поэтому я не могу сказать, что мы выбрали российских ритейлеров или ритейлеров какой-то другой страны, мы выбрали объединение, которое, по нашим оценкам, имеет право на жизнь, и до его создания подобных объединений ни на территории России, ни на территории Казахстана мы не наблюдали.
Было немало попыток создать нечто похожее для консолидации закупок, время от времени на территории Российской Федерации возникали и существовали различные объединения региональных сетей, но они, в основном, ограничивались либо договорами о намерениях, либо договорами о консолидированных закупках товара.
Франчайзинговая сеть «Хороший выбор» отличается тем, что объединяет фундаментальные технологии качественной работы с товарными категориями, в том числе, классификатор товаров, технологии формирования ассортимента, форматирования магазинов, а также модули информационных систем, обеспечивающие взаимное проникновение компетенций и практик ритейлеров.
В Казахстане подобных объединений нет, и, насколько мне известно, создавать не планируется.
Это еще одна причина, по которой мы пришли к ритейлерам, работающим в России.
— Старт проекта был дан 1 июня 2019 года. За три с половиной месяца процесс адаптации практически завершен, осталось доработать некоторые нюансы. Не скажу, что адаптация проходила легко. В таких проектах самое главное – подход компании, отношение руководителей, привлечение необходимых человеческих ресурсов. Мы подошли к процессу очень ответственно, создали проектную группу, в которую включили самых опытных и квалифицированных специалистов. То есть действовали не по схеме частичной занятости, когда категорийный менеджер выполняет свою непосредственную работу и плюс участвует в проекте, а обеспечили полное погружение сотрудников в процесс. Группа целенаправленно занималась подготовкой и внедрением системы. Курировала проект бывшая сотрудница коммерческого департамента, имеющая большой опыт работы в сети и досконально знающая нашу учетную систему, бэк-офис и фронт-офис и все нюансы структуры.
— Потребовались ли финансовые инвестиции в интеграцию?
— Самые дорогие инвестиции в ритейле — это вложения в человеческий ресурс. Для вхождения в объединение «ХВ» больших финансов не потребовалось, необходимы только включенность менеджмента компании и оплата работы специалистов проектной группы.
— Планируете ли что-то изменить в оформлении магазинов в связи с вступлением в ФС «Хороший выбор»?
— Да, конечно. Получая франшизу, каждая сеть берет обязательство поместить логотип «Хороший выбор» на фасаде своих магазинов и в других важных точках визуальной коммуникации с покупателем. У нас этот процесс уже продуман и согласован, более того, логотип «Хороший выбор» официально зарегистрирован на территории республики Казахстан, и теперь мы готовы к постепенному размещению всех элементов визуализации в своих супермаркетах. Вспоминается пример германской компании Еdeka, которая более ста лет назад организовала закупочный кооператив розничных торговцев, а позже — объединение независимых региональных сетей под одним зонтичным брендом, где все магазины используют знак Еdeka. И сегодня в Германии Еdeka – это сеть №1.
— Как вы думаете, ваши покупатели обратят внимание на новый знак, ожидаете ли вы от них каких-то вопросов о том, что это такое «Хороший выбор»?
— Не думаю, что покупатель обратит внимание именно на изменение вывески. Рассчитываем на то, что через некоторое время покупатели заметят улучшение процессов внутри магазинов, обратят внимание на заботу и высокий сервис, который, как мы надеемся и планируем, с нашим вступлением в «ХВ» станет гораздо лучше. Все эти изменения будут отражаться на клиентском спросе, повышении привлекательности магазинов. Ведь наш самый главный судья – это покупатель, для него мы стараемся, его боготворим и пытаемся переманивать у конкурентов. И тут вывеска не имеет решающего значения.
— Самый закономерный вопрос: каковы ваши ожидания от вступления во франчайзинговую сеть?
— Прежде всего рассчитываем получить доступ к российским производителям, лучшие условия работы и выгодные цены, потому что ФС «Хороший выбор» имеет большую закупочную силу и работает с поставщиками напрямую, минуя дистрибьюторский канал.
Еще одно важное ожидание – внедрение и соблюдение технологий, актуальных для современного рынка ритейла, обмен компетенциями и опытом с другими сетями для повышения своего уровня.
Надеемся получить новые возможности для цифровой трансформации, углубления процесса цифровизации сети. В рамках франчайзинговой сети планируем обмениваться с другими участниками лучшими практиками в области ИТ-решений, мобильных приложений, учетных систем, бизнес-аналитики, а также рассчитываем использовать ИТ-разработки офиса «Хороший выбор», которые тиражируются на всех партнеров без дополнительных затрат. Ведь одно дело, когда ты сам выбираешь и осваиваешь программное решение, а другое, когда ты получаешь советы и опыт ритейлеров, которые уже прошли этот путь, тогда и выбор будет точнее, и внедрение — гораздо быстрее и проще.
— Чем вы сможете обогатить ФС «Хороший выбор», какой экспертизой готовы поделиться с членами объединения?
— Наша сеть выбирает поступки, а не красивые обещания. Сейчас заявлять об этом рано, идет активная совместная работа, и через год—два, когда она даст конкретные результаты, сможем сказать, какими компетенциями мы поделились.
— Как вы считаете, какие сомнения отпугивают других региональных ритейлеров от франшизы «Хороший выбор»?
— Наверное, отпугивает новое и непонятное. «Хороший выбор» – это коллаборация ритейлеров, от которой можно получить нематериальные активы: новые стандарты, систему управления, структуру ассортимента, ИТ-платформу и так далее. Все ритейлеры обычно ожидают от объединения только одного блага – снижения цены за счет консолидации закупочной силы. Но эйфория получения лучшей цены быстро пройдет.
Наш проект больше связан с технологиями категорийного менеджмента, управления товародвижением, которые дадут свои результаты в среднесрочной перспективе, и принесут гораздо больше пользы для сети, чем просто коммерческие условия. Для этого горизонт планирования должен быть не менее 3—5 лет, но далеко не все региональные сети имеют такие долгосрочные планы.
Сеть Small присутствует на рынке Казахстана уже 21-й год, горизонт планирования руководства компании — минимум 10 лет. Поэтому мы для себя видим перспективу развития в составе этой франчайзинговой сети.
— Каковы планы бизнес-осени, планируются ли новые проекты?
— В начале октября впервые конференция сети «Хороший выбор» пройдет в Казахстане — в Алма-Ате. Приглашены региональные ритейлеры Российской Федерации, Казахстана, Украины, Узбекистана, Киргизстана, и Армении.
На предложение поучаствовать в конференции с большим интересом откликнулись казахстанские производители, которые имеют желание выйти на рынок РФ и других стран СНГ.
Будет организован «стол закупок» для сетей, где региональные ритейлеры смогут договориться с производителями Казахстана о прямых поставках продуктов питания. В Казахстане цены на некоторые товарные категории, такие как бакалея, соки, чай, кондитерские изделия, овощи и фрукты, более привлекательны, чем на российском рынке, и свободное экономическое пространство позволяет закупать товары без пошлин. Также будут представлены поставщики одной из самых востребованных категорий – «фрукты и овощи» – из Казахстана, Узбекистана и Киргизии. Поэтому сети очень заинтересованы в таком сотрудничестве.
В первый день конференции будет работать центр компетенций сетей, где будет открыт доступ к более чем двадцати оттестированным проектам по улучшению операционной деятельности компаний и организован обмен опытом ритейлеров, во второй день пройдет «стол закупок» и состоится неформальное общение сетей с производителями.
— Каковы основные достижения и ближайшие планы сети Small?
— В 2019 году Small открыла 18 супермаркетов, из которых 5 – супермаркеты нового формата, представляющие собой премиальные магазины по оформлению и дискаунтеры – по ценообразованию. Сеть вышла в новый для себя город Кустанай.
Развиваем практику работы напрямую с производителями, удачные проекты этого года – прямые контракты с Colgate-Palmolive, GSK и другими гигантами. В этом году планируется пилотный запуск системы WMS на распределительном центре сети, после которого система будет тиражироваться на все склады компании. Всего у сети на территории Казахстана работают три крупных РЦ и несколько складов.
Продолжим развивать новый формат супермаркетов, и обновлять «старую гвардию» магазинов – делать ремонт, освежать формат, менять дизайн-концепцию, стиль, оснащение и оборудование.
В следующем году планируем открыть около 25–30 супермаркетов, в том числе, в новых для себя регионах и городах, например, в городе-миллионнике Шымкент.
— Всем руководителям бизнеса наш портал стремится задать вопрос, что их лично вдохновляет, дает силы для движения вперед, наполняет энергией?
— Прежде всего, меня вдохновляет моя семья – супруга и дочурки, отдых в семейном кругу, с детьми. Важно, чтобы меня окружали позитивные люди, любимые родственники, хорошие друзья, с которыми мы общаемся, выезжаем на природу, путешествуем. Есть друзья, с которыми познакомился на работе. За то время, пока мы вместе делаем бизнес, они стали мне близкими людьми. Все эти люди вдохновляют на создание чего-то нового, реализацию себя как бизнесмена, управляющего розничной сетью.
Виктория Максимова, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.