Сеть магазинов музыкальных инструментов Skifmusic – на рынке с 2005 года, насчитывает 22 магазина, в которых работают более 100 сотрудников. Магазины открываются на площади 50–100 кв. м в торговых центрах или стрит-ритейле. Компания имеет контрактное производство в Китае и производит товары под несколькими собственными торговыми марками.
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Борис Колесников, Skifmusic: «После ковида количество людей, увлекающихся музицированием, растет – люди возвращаются к классике»
С 2005 года основатель сети магазинов музыкальных инструментов Skifmusic Борис Колесников неспешно продавал музыкальные инструменты сначала в одном, а затем в двух своих магазинах и развивал тему музыки и инструментов в своем YouTube-канале. Пандемия дала толчок бизнесу – люди стали больше уделять внимания творчеству. Последующая за ней перестройка экономики и уход западных брендов дали еще один импульс к поиску новых решений. Мы попросили Бориса рассказать, в каком направлении сейчас развивается нишевый ритейл, специализирующийся на столь узкой сфере.
![Фото: Skifmusic Фото: Skifmusic](https://www.retail.ru/upload/medialibrary/e00/nuq0z5x6v17k4j0ffnfmzgqabmtatsy1/DSC04506.jpg)
– Что сейчас происходит на рынке музыкальных инструментов в России и в мире?
– Музыкальный бизнес ежегодно стабильно растет. Есть несколько больших мировых исследований на эту тему. Особенно тенденция к росту проявилась во времена ковида, в 2020–2022 годах, когда люди на самоизоляции стали возвращаться к классическому использованию музыкальных инструментов, хотя до локдауна более популярным было использование различных гаджетов, запись музыки только с помощью компьютеров. Возрождаются семейные занятия музыкой: часто инструменты покупают не только себе, но и детям, некоторые и вовсе устраивают настоящие домашние оркестры.
– Как развивается эта отрасль в России?
– Если сравнивать индустрию сейчас и десять лет назад, то число производителей музыкальных инструментов выросло в десятки раз. Некоторые компании зарегистрированы в России и стремятся локализовать здесь свое производство, некоторые открывают заводы с нуля. Примеры – фабрика MiLena Music в Сызрани, которая делает акустические гитары; фабрика «Ателье Гончарова», изначально открывшаяся в Москве и релоцировавшаяся в Нижний Новгород.
Так что индустрия развивается, увеличивается количество производств. По продажам в нашей сети мы также видим, что количество людей, увлекающихся музицированием, однозначно растет.
– Какова динамика роста сети Skifmusic?
– Три года назад у нас было два магазина: один – в Самаре и второй – в Москве. За последнее время мы открыли еще три своих магазина: в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Казани. А с момента запуска собственной франшизы Skifmusic за 2023 год мы открыли еще 17 партнерских магазинов. Сейчас у нас 22 магазина, а в планах – 172 точки в 172 городах России.
– Что происходит с продажами? Какой средний чек, как он изменился по сравнению с 2022 и 2021 годами?
– Если сравнивать 2021 и 2023 годы, хоть средний чек в сети Skifmusic и упал примерно на 20%, вдвое выросло количество покупок. Каждый год мы растем в обороте в два раза.
На падение чека повлияли события 2022 года, которые привели к отъезду значительного количества респектабельных покупателей, приобретавших очень дорогие товары. Особенно мы почувствовали снижение покупательской способности в премиальном сегменте. Казалось бы, падение курса рубля должно было привести к увеличению среднего чека, но из-за параллельного оттока премиальных клиентов получилось наоборот.
– Как изменился ассортимент? Уместно ли говорить об импортозамещении применительно к музыкальным инструментам?
– Изменения в ассортименте начали происходить только с середины 2022 года. До этого российская индустрия музыкального ритейла была стабильной буквально с девяностых годов, и ничего в ней не менялось, кроме, пожалуй, цен. В последние два года дистрибуторские компании, которые владели пакетом крупных брендов, потеряли возможность официально продавать свой товар, поскольку бренды заявили, что покинули Россию и прервали поставки. Соответственно, эти музыкальные инструменты «потекли ручьем» в РФ через параллельный импорт. И если раньше цены на товары контролировали официальные поставщики, то сейчас они зависят уже от логистики и изменения курса.
У нас 95% реализуемых нами товаров – импортные, соответственно, цены на них привязаны к курсу доллара. По нашим ощущениям, импортозамещение в нашей сети коснулось всего 2% товаров.
Хотя наши коллеги по рынку из ассоциации участников музыкальной индустрии и развития музыкальных инструментов и оборудования «МИР-МИО» утверждают, что в России уже на 5–8% импортозаместили музыкальные товары.
– Как выглядит ваша целевая аудитория и есть ли среди покупателей известные личности?
– 95% наших клиентов – это обычные люди, не являющиеся профессиональными музыкантами, для которых музицирование – хобби, как для других рыбалка или верховая езда. Многие не имеют отношения даже к любительской сцене.
А вот среди оставшихся пяти процентов известные люди, конечно, есть. Например, у нас покупает и продает свои гитары Владимир Холстинин, гитарист «Арии». И мы предлагаем знаменитостям рассказать о своем творчестве, записываем интервью, приглашаем известных гостей пообщаться.
– Какой у вас топ продаж?
– Он формировался много лет, и сейчас он следующий:
-
топ-1 в списке продаж во всех музыкальных магазинах России и мира – это гитара и все, что с ней связано;
-
топ-2 – это клавишные и все сопутствующее: цифровые пианино, синтезаторы, классические пианино-рояли;
-
топ-3 – домашняя и профессиональная студии: наушники, микрофоны, специальные колонки, звуковые карты, midi-контроллеры.
Раньше для записи композиции или подкаста нужно было ехать в профессиональную студию, где стояло дорогостоящее оборудование. А сейчас все можно в компактном виде купить себе домой за очень приемлемые деньги и иметь студию буквально в любой комнате мира. Все это популярно среди стримеров, блогеров, домашних музыкантов.
– Насколько высокая конкуренция на рынке музыкальных инструментов?
– Всего в России более полутора тысяч музыкальных магазинов, и консолидации рынка пока не случилось. На текущий момент есть три крупные федеральные сети: «Музторг» из 49 магазинов, наша сеть Skifmusic – 22 магазина, «Мир музыки» – 15 магазинов. Остальные – это одиночные точки, принадлежащие разным предпринимателям.
Во всем мире подобный бизнес часто семейный. Например, я общался с владельцем магазина из Индии, который был основан 185 лет назад его предками. Вероятно, подобная история будет возможна и в нашей стране.
Сейчас этот рынок очень консервативный, и многое из того, что происходит в других сферах ритейла, сюда еще не дошло. Например, нет явной конкуренции. Магазины часто работают на своих локальных рынках, не имея даже онлайн-магазина. Из полутора тысяч лишь у пары десятков магазинов есть свои интернет-продажи.
– Что вам помогает привлекать покупателей?
– Мы существуем уже 18 лет, но известность среди музыкантов и любителей музыки пришла за счет того, что мы активно развиваем именно наш бренд-маркетинг. У нас с 2010 года есть YouTube-канал со 124 тыс. подписчиков и более 73 млн просмотров и другие социальные сети с большим количеством фолловеров. Мы постоянно работаем с блогерами, инфлюенсерами, другими лидерами мнений, музыкантами. Кроме того, мы участвуем во всевозможных музыкальных фестивалях в качестве партнеров.
Кроме роликов в YouTube с обзорами и сравнением музыкальных инструментов, развлекательными видео, снимаем Shorts, популярные сейчас вертикальные форматы. Мы приглашаем огромное количество звезд в гости и снимаем интервью на постоянной основе каждую неделю.
Мы используем видеомаркетинг: и во «ВКонтакте», и у нас на сайте. Еще мы прибегаем к классическим инструментам таргетинга, сейчас это контекстная реклама в ВК, в «Яндексе». Очень много работаем с сервисами геолокации: это «Яндекс Карты» 2ГИС, «Google карты». Собираем отзывы от клиентов, стараемся на каждый писать ответ. Это тоже дает хорошие результаты и трафик: например, на одной только точке в Москве на «Яндекс Картах», «Google Картах» и 2ГИС – 788 отзывов.
– Какая доля приходится на онлайн-продажи?
– На текущий момент на онлайн-продажи приходится около 55% всех наших продаж. Это и маркетплейсы (Wildberries, «Яндекс Маркет», AliExpress) и наш собственный онлайн-магазин skifmusic.ru. Кстати, сейчас мы третий по трафику в индустрии в РФ сайт: нас опережают только два конкурента – «Музторг» и Pop-Music.
– Развиваете ли вы автоматизацию?
– Уже четыре года мы строим свою собственную ERP-систему, на базе которой строятся и WMS-продукты, и CRM-продукт. То есть это и управление складскими остатками, и управление заказами, в том числе клиентскими, управление всем менеджментом – абсолютно весь контроль бизнеса. Все наши 22 магазина сейчас работают с помощью ERP-системы. Это полностью самописное программное обеспечение, в 2022 году мы потратили на него около 25 млн рублей.
– Ваши планы на 2024 год?
– В 2024 году мы планируем увеличить сеть до 50 магазинов за счет развития франшизы, соответственно, стать первой сетью в России по количеству магазинов в нашем сегменте рынка. Мы также собираемся продолжать развитие контрактного производства в Китае, сотрудничать с российскими производителями, изготавливать местные бренды и развивать локальное производство. Наша сеть также активно работает над онлайн-каналами, и мы планируем делать это и дальше: сейчас наш сайт находится на третьей позиции по количеству трафика среди музыкальных магазинов, в следующем году планируем переместиться как минимум на вторую строчку.
Retail.ru
Читайте также:
Ритейл-2023: приход новых брендов, рост онлайн-игроков, консолидация рынка и кризис ТЦ
Итоги ресторанного рынка-2023: неожиданный рост и новые трудности
Как изменился мебельный рынок России в 2023 году и что будет дальше
Какие тренды ожидает мир маркетплейсов в 2024 году, и как они повлияют на бизнес
Готовая еда: акции, убивающие прибыль
Топ-5 новых PR-механик у ритейлеров
Антирекорды складской недвижимости: максимальные ставки, минимальная вакантность
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/bc9/nbzdctqpxild51he4jfc3h113iymnwok/anons5.jpg)
Когда собственная доставка может быть экономически эффективнее, чем при работе с внешними службами?