Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Байер: профессия или призвание?
Иногда не все понимают, что скрывает за собой то или иное название новых для России профессий. Чем занимается account-executive или менеджер по логистике, арт-директор или медиапланер? «Модный magazin» открывает новую рубрику, в которой специалисты раскрывают секреты своей профессии. В первом материале о профессии байера рассказывает Екатерина Кривцова, магазин FIRMATO&SCONTATO. Модный Магазин: Что значит слово «байер»? Екатерина Кривцова: Байер (от англ. buyer) - дословно «закупщик», человек, отвечающий за формирование ассортимента магазина.
ММ: На Ваш взгляд, востребована ли сегодня в России данная специальность? Е.К.: Основа успешной работы магазина – товар, который в нем продается. Вещи, которые отвечают потребностям целевой аудитории магазина. Это не только вкусовые и стилистические предпочтения клиентов, но и их готовность потратить определенную сумму денег за товар определенного качества, уровня, того или иного бренда. Одним словом, задача байера закупить такой товар, который отвечает представлению клиента магазина о соотношении цена - качество. Такие специалисты очень востребованы, так как именно от них, от их профессионализма и вкуса, во многом зависит успешность бизнеса.
ММ: Что входит в обязанности байера? Е.К.: В его обязанности входит закупка сезонных коллекций. Мы должны на базе статистических данных определить необходимое количество единиц на сезон. На этом этапе за основу берется количество проданного за аналогичный сезон прошлого года, учитывается планируемый процент роста, а также имеющиеся остатки (однако остатки в неполных размерных рядах на подсчеты не влияют). Одним из принципов магазина FIRMATO&SCONTATO является широта представленного ассортимента. Многообразие проявляется не только в наличие одежды, обуви, аксессуаров всех стилистических направлений, но и в делении ассортимента на ценовые группы. Это позволяет покупателям с разным уровнем дохода найти в магазине подходящую ему вещь. Поэтому после определения общего объема закупки, деления его на одежду, обувь, аксессуары, конкретизируется процентное и количественное соотношение каждой ценовой группы. Подсчеты всегда ведутся отдельно по мужскому и женскому ассортименту. Далее внутри ценовых групп, на основе структуры продаж за прошлый сезон, определяется соотношение долей брендов. Так как наш магазин является мультибрендовым, в котором представлено более 250 марок, для нас этот этап работы является очень важным. Более того, мы обязательно имеем резерв для новых марок, которые активно ищем и которые позволяют нам завоевывать новую аудиторию и удерживать внимание постоянных клиентов. Наряду с делением на марки, при закупке коллекции большое значение имеет и грамотное соотношение номенклатурных групп. Подготовив всю необходимую предварительную информацию, мы работаем над отбором коллекций, определяем количество размерных рядов той или иной модели. Таким образом, в обязанности байера входит широкий спектр работ – от аналитики продаж, изучения рынка конкурентов до планирования закупки и отбора коллекций.
ММ: Существует ли какая-то специфика работы байера в России? Е.К.: Специфика профессии в нашей стране определяется тем, что и понятие «байер», и сама профессия появились на отечественном fashion -рынке сравнительно недавно. Уровень специалистов растет стремительно, но пока еще есть, куда стремиться. Особенности профессии в России объясняются еще и спецификой национального рынка. Байер, работающий для России, должен учитывать большое количество характерных факторов. Например, банальный климат. Многие итальянские бренды в своих зимних коллекциях создают белые джинсы. Это красиво, стильно, но крайне тяжело продаваемо в наших условиях. Затем, существует классическое для байера соотношение: «один низ – три верха». Однако, например, в Италии оно постепенно изменяется до «один низ – четыре-пять вариантов верха», так как европейский потребитель приходит к тому, что в гардеробе при наличии одних хороших джинсов достаточно менять джемперы, топы, чтобы быть стильным. Для нашего же рынка ближе соотношение «один низ – два верха», так как российский покупатель охотно и часто обновляет юбки, брюки и т.д. Эта особенность также определяет особенности закупки российского байера.
ММ: Много ли специалистов на российском рынке?
Е.К.: Количество специалистов растет, однако хороших, как в любой другой профессии, достаточно мало. Я думаю, что это естественно на данном этапе.
ММ: Какие навыки, Вы считаете, необходимыми для успешной работы? Е.К.: На мой взгляд, принципиальное значение для успешного байера имеют не столько навыки, сколько знания. Доскональное знание рынка, на котором ты работаешь, клиента, специфики продаж твоего магазина (например, «ходовых» размеров), модных тенденций будущего сезона и многого другого. И только затем на базу этих знаний накладывается профессиональный опыт, интуиция, способность угадать настроение будущего сезона. Чутье - одно из самых трудно объяснимых, но важных качеств хорошего байера.
ММ: Какие специалисты сегодня наиболее востребованы? Е.К.: Востребованы хорошие специалисты, мобильные, умеющие быстро адаптироваться в новых условиях, быстро принимать грамотные решения и брать на себя ответственность. Профессия байера требует достаточной жесткости характера и решимости настоять на своем. Байер должен уметь хорошо считать, так как любой просчет или неправильно сделанный вывод может привести к серьезным проблемам. «Перебор» или «недобор», например, в той или иной группе может негативно сказаться на финансовом результате всего сезона. Главное, что исправить ошибку возможности практически нет, так как закупки совершаются примерно за полгода-год до начала сезона.
ММ: Каких знаний или навыков не хватает? Е.К.: Не хватает экономических, социологических знаний, а также знаний законов планирования и прогнозирования, адаптированных под практические задачи байера.
ММ: Каково соотношение профессионального «чутья» и оточенных технологий в работе? Е.К.: Соотношение должно быть 60% технологии на 40% чутья. Одно без другого практически невозможно. Точнее, возможно, но лишь на начальных этапах, впоследствии нехватка профессиональных навыков или интуиции приведет к сбою в работе и повлечет ошибки.
ММ: Где искать замену (или помощь) себе? Е.К.: Это сложный вопрос, так как если даже человек проходит подготовку на специализированных курсах, я не уверена, что на данном этапе ее можно считать достаточной. Кто преподает? Научить может практик, но у практика – востребованного байера - не будет времени для теоретического осмысления процесса своей работы, для того чтобы донести свой опыт для будущих байеров. Наверное, я бы поверила либо опытному человеку с большим стажем работы в этой области, либо новичку, в котором видится будущий перспективный байер и которого можно самому обучить всему необходимому. Что касается его образования, то возможны варианты, но экономическое, маркетинговое предпочтительнее.
ММ: Кого бы Вы назвали идеальным байером? Е.К.: На мой взгляд, идеального байера вообще не существует. Есть идеальные байеры для конкретных условий. Например, один специалист прекрасно справляется с закупками для небольшого монобренда, другой замечательно чувствует мужской ассортимент и работает на этой территории, третий мыслит масштабно и удачно справляется с закупками для мультбренда. Чтобы быть идеальным байером в своем магазине, надо, прежде всего, любить то, что ты делаешь и свое место работы. Если говорить в целом, то мне нравится, как работают итальянские байеры. У них хорошее чутье, развитое чувство красоты и стиля, богатая традиция в этой профессии, опыт предыдущих поколений и есть очень важная национальная черта – эмоциональность. Без нее закупленная коллекция будет безликой, а у нее всегда, для каждого сезона, должен быть свой характер, свое настроение. Личный опыт ММ: С чего началась Ваша работа в профессии? Е.К.: Я начала сразу с работы помощника байера. Главный байер магазина является прекрасным специалистом своего дела и очень многому меня научила. Впрочем, образовательный процесс еще продолжается, так как в этой профессии есть всегда, чему учиться. В работе байера очень важно иметь оппонента, напарника, который предлагает вторую, альтернативную точку зрения. Тогда отбор коллекции становится более сбалансированным.
ММ: Какой профессиональный опыт, для Вас, наиболее ценен? Е.К.: Опыт работы в сжатые сроки с большим объемом закупки. Очень мобилизует силы.
ММ: Чем Вы руководствуетесь, отбирая коллекции? Е.К.: Руководствуюсь подготовленными заранее данным по структуре продаж, интуицией и вкусом в общем смысле этого слова. Но свои личные вкусовые предпочтения в одежде я стараюсь отодвинуть на задней план. Как показывает практика, пословица «на вкус и цвет товарищей нет» может стать золотым правилом байера. Также в работе помогает и такая проверка: если возникают сомнения относительно той или иной модели, необходимо представить, кто из твоих знакомых мог бы эту вещь купить, если такой человек в легкостью находится, - значит, «сапоги хорошие – надо брать».
М.М.: Что Вы считаете самым значимым достижением в своей работе? Е.К.: Как бы прозаично это ни звучало, но главным мерилом моей работы я считаю продажи. Когда они растут – значит, я все сделала правильно.
Журнал "Модный магазин" Тео Нарсия, mm@extra-m.ru
Книги по теме:
Новинка: Закупки в сфере моды. Руководство для байеров и директоров магазинов. Хелен Говорек.
Все книги о модном ритейле на Retailboks.ru: Директору модного магазина
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?