Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025

Трансляция конференции «Потребительский рынок России: итоги 2024 и вызовы 2025» подошла к концу.


Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.

Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!

Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»

Михаил Бурмистров, INFOLine: «Бизнес в онлайне убыточный, но по темпам роста и сервису мы обогнали США и Европу»

Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»

Видеозапись конференции уже доступна на странице события. 

Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.


Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.

СТМ сегодня — это активно и динамично развивающийся феномен, который вышел за рамки ценового предложения.

Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются бизнес-стратегий и организационных структур компаний.

«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».

Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.

Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой 3D-мир.

Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером онлайн-продаж — эксперты прогнозируют рост электронных продаж продуктов примерно в 5 раз к 2026 году.

Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть онлайн-заказов.

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
9 107

Поделиться

Арам Айвазян, «Шишкин Лес»: «Система маркировки убрала нечистоплотных игроков с рынка»

С 1 ноября 2022 года стартовал новый этап обязательной маркировки питьевой воды – участники рынка в обязательном порядке должны перейти на электронный документооборот. Накануне крупные производители и торговые сети отчитались о готовности к новому этапу. Что изменится для отрасли и покупателя, какие выгоды получат участники рынка и с какими сложностями они столкнутся – об этом рассказал Арам Айвазян, руководитель IT-отдела компании «Шишкин Лес», одного из крупнейших представителей отраслевых российских компаний в сегменте питьевой упакованной воды.

Цифровая маркировка питьевой упакованной воды введена в России с 2021 года. С 1 декабря прошлого года она стала обязательной для минеральной воды, с 1 марта 2022 года – для прочих категорий питьевой воды. С 1 ноября 2022 года начался новый этап, предполагающий обязательное использование электронного документооборота всеми участниками рынка: производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли должны использовать ЭДО в процессах отгрузки и приемки маркированной продукции. К этой дате участникам оборота необходимо для внедрения и настройки ЭДО выбрать оператора и провести тестирование с контрагентами.

Фото: «Шишкин Лес»

– Арам, насколько «Шишкин Лес» и партнеры компании готовы к новому этапу маркировки?

– К первому ноября готовность наших партнеров подключиться к ЭДО составила 90%. Со всеми компаниями, которые изначально работали с ЭДО, мы протестировали обмен документами и сейчас работаем в штатном режиме. Остальные участники торгового оборота продолжают активно подключаться. Мы помогаем им, инструктируем, объясняем детали.

– Как повлияло введение маркировки на отрасль, стало ли меньше контрафакта?

– Буквально несколько лет назад, по различным экспертным данным, на российском рынке доля контрафакта бутилированной воды составляла от 3 до 30%. Такой широкий диапазон оценок объясняется тем, что сам рынок бутилированной воды сильно отличается как по формату тары, каналу сбыта, так и от региона к региону. Было много случайных игроков, у которых появлялась краткосрочная техническая возможность наладить розлив воды, используя старую списанную линию либо каким-то полукустарным способом, не заботясь при этом о качестве. Некоторые регионы особенно сильно этим отличались. Система маркировки, по сути, «причесала» данный рынок и убрала с него нечистоплотных игроков и тех, для кого данное направление деятельности было непрофильным.

– Получается, воду активно подделывают?

– Подделывают, но здесь есть нюансы. Контрафакт и фальсификат необходимо отличать друг от друга. Контрафакт предполагает, что продукция копируется либо подделывается, при этом за основу чаще всего берется известный бренд. Фальсифицированная же продукция – произведенная с нарушением технологии производства и/или неиспользование акцизов, где это обязательно, либо с иным нарушением законодательства. С контрафактом борется не только государство, но и сами бренды, защищая различными способами свою продукцию от подделок, поэтому за последние годы доля контрафакта сильно уменьшилась. С фальсификацией все намного сложнее: даже при выявлении фальсификата зачастую не так просто выйти по цепочке поставщиков на бенефициара процесса, так как очень часто партии смешиваются с легальной продукцией на том или ином этапе цепочки поставок. Нанесенный же на бутылку воды DataMatrix-код, после внедрения всех этапов маркировки, может показать весь жизненный цикл данной бутылки.

Фото: «Шишкин Лес»

– Чем DataMatrix-код отличается от привычного штрихкода? Зачем такие сложности?

– Все участники товарооборота группы «упакованная вода» должны быть зарегистрированы в системе маркировки «Честный знак», администрированием которой занимается ЦРПТ (Центр развития перспективных технологий). Права на эмиссию кодов есть только у ЦРПТ, именно он предоставляет по запросу коды маркировки, которые производитель в дальнейшем наносит на каждую произведенную бутылку воды в виде DataMatrix-кода и предоставляет отчет о нанесении, дате производства и ввода в оборот по каждому коду обратно в систему «Честный знак». По сути, сам DataMatrix хранит в себе только зашифрованный уникальный код, а вся информация по жизненному циклу товара с данным кодом хранится в системе «Честный знак».

Обязательная маркировка минеральной воды началась 1 декабря 2021 года, а остальная бутилированная вода, кроме детской, подлежит обязательной маркировке с 1 марта 2022 года. Покупатель может, загрузив мобильное приложение «Честный знак», увидеть, кто, где и когда произвел каждую бутылку воды, отсканировав DataMatrix-код, нанесенный на бутылку. Теперь все потребители могут быть абсолютно уверены в том, что купили оригинальную продукцию «Шишкин Лес».

Штрихкод – это европейская система маркировки товаров (как правило, EAN-13), которая представляет собой графическое изображение кода товара в виде полос различной ширины – штрихов. Штрихкод – это линейная система, цифры, расположенные под вертикальными штрихами, дублируют данные, зашифрованные в комбинации полос. Сами коды выдает ассоциация GS1, в которую входят все производители товаров. При этом код выдается на каждый вид продукции, которую производитель хочет позиционировать как отдельную товарную позицию в производимой матрице товаров. Штрихкод распознается любым сканером, применяемым в торговле, и основное его назначение – систематизация и автоматизация учета и товарооборота.

DataMatrix относится к двумерным матричным штрихкодам и представляет собой изображение в виде прямоугольника или квадрата, в рамках которого информация шифруется сразу в двух направлениях – по горизонтали и по вертикали. С помощью DataMatrix можно зашифровать текст, и по сравнению с обычным штрихкодом им можно зашифровать на порядок больше информации при относительно небольших размерах. Для его чтения необходим 2D-сканер или камера, и он в последнее время получил широкое распространение в связи со своей компактностью в торговле, логистике, документообороте и т.д.

В системе «Честный знак» для маркировки товаров используется последняя версия DataMatrix ECC 200, обладающая системой восстановления информации и позволяющая прочитать код при повреждении до 30% изображения.

– Первого ноября 2022 года стартовал очередной этап маркировки. В чем конкретно он заключается и какие этапы маркировки еще предстоят?

– Процесс внедрения обязательной маркировки растянут по времени на годы и состоит из нескольких этапов, каждый из которых обязывает участников оборота маркированной продукции передавать дополнительную информацию в систему «Честный знак», тем самым постепенно охватывая всю деятельность и весь жизненный цикл продукции. Такой многоэтапный подход продиктован в первую очередь огромными трудозатратами со стороны производителей и продавцов, так как возникает потребность не только в закупке специального оборудования и программного обеспечения, но и в модернизации и реорганизации бизнес-процессов компании, которые выстраивались годами.

Требуется время на адаптацию, переобучение персонала, поиск новых решений и подходов, так как предлагаемые решения различных интеграторов системы зачастую неприменимы без серьезной проработки.

Подготовка к первому этапу по нанесению DataMatrix-кода, который стал обязательным с 1 марта 2022 года, была самой продолжительной и трудоемкой, работы велись более года. Первоначально компания «Шишкин Лес» зарегистрировалась в системе «Честный знак» как участник оборота «бутилированная вода», были созданы и заполнены карточки товаров переносом данных из системы GS1. Далее была продолжительная работа по выбору интеграторов. Компания «Шишкин Лес» была одной из первых производителей – участников добровольного эксперимента по введению обязательной маркировки, которая под эгидой ЦРПТ провела тестирование системы на производственной площадке с одним из интеграторов весной 2021 года. В начале 2022 года все наши производственные линии были адаптированы и подключены к системе для передачи данных в систему маркировки.

Фото: «Шишкин Лес»

Следующий этап, стартовавший 1 ноября 2022 года, предполагает обязательную передачу в систему «Честный знак» информации об объемно-сортовом учете (ОСУ) о передаче товаров между участниками оборота «бутилированная вода» в рамках продаж, а также информацию через ОСУ о любом выбытии продукции, не связанной с розничной продажей. На этом этапе все – и производитель/импортер, и дистрибьютор, и оптовик – должны быть подключены к системе электронного документооборота, и все сделки купли-продажи оформляются универсально передаточным документом (УПД) со специальными тегами для системы маркировки. Если и продавец, и покупатель являются участниками оборота, то происходит смена владельца товаров, если же покупатель не участник оборота, а конечный потребитель, то происходит выбытие продукции. Информация о сделках уже через провайдеров ЭДО передается в систему «Честный знак». Также продавец должен обеспечить передачу информации о выбытии в систему «Честный знак», если продажа произошла конечному потребителю не через ЭДО и не в рамках розничной продажи. Но данный этап весь идет в ОСУ – когда передается не каждый индивидуальный код, а только по виду (сорту) товара и его количеству.

С 1 марта 2023 года стартует очередной этап – в данном случае это уже поэкземплярный учет при розничной продаже через кассу. При розничной продаже упакованной воды каждый чек должен сопровождаться кодами DataMatrix, нанесенными на бутылках.

С 1 декабря 2023 года передача сведений в систему маркировки о выбытии упакованной воды для сегмента HoReCa и госучреждений обязательна.

А в 2025 году запланирован переход уже на поэкземплярный учет всех операций в ЭДО, а также прочих выводов из оборота, введенных 1 ноября 2022 года в объемно-сортовом учете. Данный этап завершающий, означающий уже полный прозрачный контроль каждой произведенной или импортированной бутылки воды на территории РФ на всех ее жизненных циклах.

– Так как нововведения ноября касаются сервиса ЭДО, можете рассказать подробнее об этом этапе?

– Первое требование, касающееся ЭДО, – это то, что с 1 ноября 2022 года без ЭДО нельзя оформлять ни одну сделку по продаже воды между участниками оборота. Причем оформление должно осуществляться электронным формализованным документом УПД. Вторая часть требований касательно ЭДО – это необходимость добавлять в документы УПД дополнительную информацию, касающуюся системы обязательной маркировки, которую в дальнейшем провайдеры систем ЭДО вместе с прочими реквизитами документа передают в «Честный знак». Она состоит из двух частей. Первая часть – это состав товара, вторая – статус потребности вывода из оборота. Последняя информация передается только на случай, когда происходит продажа через ЭДО конечному потребителю и участником оборота является только сам продавец. Кстати, такие продажи необязательно оформлять через ЭДО, но тогда продавец сам должен донести информацию до «Честного знака» либо через личный кабинет, либо механизмами API.

На данном этапе самым сложным было довести до некоторых категорий клиентов, что обязательно и безусловно нужно переходить на ЭДО.

Дело в том, что с большинством крупных торговых сетей мы уже более десяти лет работаем через ЭДО, в рамках взаимодействия через систему EDI, в которой уже реализован ЭДО с необходимым набором документов. Потребовались дополнительные настройки и тестирования. А вот с мелкими и средними оптовиками и дистрибьюторами пришлось проводить длительную разъяснительную работу, в некоторых случаях помогать, консультировать, в рамках задач по их переходу на ЭДО и взаимодействию с системой «Честный знак».

Кроме всего прочего, в рамках данного этапа всем участникам оборота необходимо передавать информацию в «Честный знак» о выбытии продукции, и опять же, в объемно-сортовом учете не только по причине продажи конечному покупателю, но и по прочим причинам, таким как: использование для собственных нужд, безвозмездной передаче, истечении срока годности, утрате, утилизации и т.д.

Покупателей эти изменения не коснутся.

– Что делать, если контрагент не подключен к ЭДО?

– Без использования электронного документооборота контрагент не сможет подать сведения в систему, что является нарушением, за которое предусмотрена административная и уголовная ответственность.

– Можно ли сказать, что в целом переход на систему маркировки в компании прошел достаточно гладко?

– Безусловно, введение новых правил – процесс затратный, трудоемкий, на этапе внедрения есть ошибки и недопонимание как с нашей стороны как производителя, так и со стороны продавцов. Но цифровизация в нашей жизни неизбежна, и в компании «Шишкин Лес» постарались подойти к этому процессу серьезно и заблаговременно, что позволило внедрить новшества вовремя и избежать серьезных потрясений для производственного процесса.

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»

Об особенностях формата малых магазинов, нюансах франшизы и планах развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами