Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Анжела Рябова, «Магнит»: «В жестких дискаунтерах делаем упор на фреш и фрукты и овощи»
Один из ключевых трендов 2022 года – повышенный интерес и ритейлеров, и потребителей к формату дискаунтер. О том, как магазины для экономных развивает «Магнит», на форуме Retail TECH 2023 рассказала директор формата жесткий дискаунтер Анжела Рябова, команда которой в начале года открыла магазины В1 или «Первый выбор».
– Каким образом направление жестких дискаунтеров встроено в структуру «Магнита»?
– В конце прошлого года «Магнит» вывел жесткие дискаунтеры в отдельное направление, и была сформирована команда формата, которая теперь непосредственно занимается ими. Особенность бизнес-модели состоит в том, что за этой командой закреплены фронт-офисные функции (коммерция, операционная деятельность, логистика, маркетинг), а поддерживающие, так называемые support-функции (финансы, бухгалтерия и т.п.), остаются по-прежнему в «большом» «Магните». Соответственно, первоочередной задачей было настроить все бизнес-процессы, чтобы запустить новый формат и модель начала работать. Это удалось сделать в рекордные сроки – всего за четыре месяца.
– Как вы планировали отстраиваться от конкурентов?
– Рынок дискаунтеров действительно достаточно конкурентен, здесь работают очень сильные игроки. Мы внимательно изучили опыт других российских компаний, увидели их сильные и слабые стороны. В итоге мы решили в нашем позиционировании сделать упор на фреш и на категорию «фрукты и овощи». Мы видим, что товары этих категорий занимают важное место в базовой покупательской корзине российского потребителя, но при этом многие дискаунтеры не уделяют такой продукции достаточного внимания. Кроме того, мы решили развивать и дополнительные сервисы, далеко не всегда свойственные классическим дискаунтерам. Например, ставим в магазине пекарни, так как свежий хлеб тоже очень важен для нашего покупателя. Мы считаем, что дискаунтер – это ни в коем случае не продажа товара низкого качества за малые деньги. Дискаунтер – это в первую очередь тщательно настроенные бизнес-процессы, позволяющие продавать товар хорошего качества за доступные деньги. В этой концепции мы и живем, получая позитивную обратную связь от наших покупателей, которые видят, что в наших магазинах существует привлекательная и стабильная товарная матрица, которая закрывает все их базовые потребности.
– Как показывают себя в работе первые открывшиеся магазины?
– Первый магазин мы открыли 15 февраля этого года, но уже сейчас все магазины показывают себя намного лучше, чем мы планировали. Мне очень нравится книга Эрика Райса «Бизнес с нуля. Метод Lean Startup», в которой говорится о том, что все инновации начинаются после изучения и запуска бизнес-модели. Мы сейчас как раз и находимся в процессе «тюнинга» нашей бизнес-модели, проверяем очень много коммерческих гипотез, корректируем бизнес-процессы, изучаем обратную связь. Надеемся к лету сделать основные выводы по этому этапу развития и уже затем начать масштабирование.
– Как развивается ИТ-составляющая вашего проекта?
– Мы находимся на платформе «Магнита», который нас очень сильно поддерживает в ИТ-направлении. При этом поддержка многих бизнес-процессов здесь реализована для формата магазина у дома, который является флагманом нашей большой компании. Мы сейчас детально прописываем специфику своих бизнес-процессов, чтобы они были корректно реализованы в ИТ-системе и учитывали особенности дискаунтеров, главный принцип работы которых – ничего лишнего, включая технологические решения. Думаю, этот этап мы пройдем в третьем-четвертом кварталах 2023 года.
– Кассы самообслуживания не совсем типичны для дискаунтеров, но вы их тоже применяете. Почему?
– Мы считаем, что касса самообслуживания – это уже отраслевой стандарт в ритейле. И неважно, в каком формате ты работаешь – супермаркета, магазина у дома, дискаунтера. Касса самообслуживания удобна при совершении небольших покупок, способствует увеличению проходимости магазина, поэтому должна использоваться и в дискаунтерах.
– На какие категории вы делаете основной упор при развитии СТМ?
– Пока мы работаем с СТМ «большого» «Магнита», но только с теми, которые не ассоциируются с этим брендом. У магазинов В1 или «Первый выбор» отдельное, уникальное позиционирование, но в «Магните» есть много СТМ, которые нам полностью подходят. Торговые марки, разработанные непосредственно для нашего формата, мы будем запускать ориентировочно в четвертом квартале. Начнем с кондитерских изделий, свежей продукции, где у покупателя меньше брендозависимости.
– На какие нюансы запуска ваших магазинов вы могли бы обратить особое внимание?
– Мы прописали требования для магазинов нашего формата, и они, конечно, отличаются от тех, с которыми привыкли работать в «Магните», открывая точки у дома. Это касается площади, размещения оборудования, организации зоны приемки товара. Однако мы все равно достаточно быстро договариваемся с арендодателями и можем оперативно запустить новый магазин. Когда ты работаешь в предпринимательской модели, то должен мыслить не туннельно, а гибко, постоянно проверяя и адаптируя новые концепции и решения. Это основной принцип работы нашего коллектива при запуске магазинов.
– Какое количество людей работают в ваших магазинах?
– Штат магазина составляет 3,5 единицы в смену. Я считаю, что очень важно оперировать не полными сменами, а именно человеко-часами и исходя из этого планировать бизнес-процессы. Так работают лидеры рынка в Европе. В дискаунтере на все операции нужно сделать четкий хронометраж, разложить задачи по времени и закрепить за сотрудниками магазина. Например, утро – самый напряженный период, когда нужно подготовить магазин к приходу покупателей, приготовить выпечку, разложить фрукты и овощи. Поэтому мы очень тщательно подходим к вопросу оптимальной загрузки наших сотрудников и пришли к выводу, что именно 3,5 человеко-смены при правильном распределении времени будут оптимальны для наших магазинов.
– Какие планы по дальнейшему развитию?
– В настоящее время мы тестируем несколько бизнес-гипотез. Для этого планируем открыть 30–40 магазинов. Посмотрим, как они будут работать, и только после этого, получив хорошую обратную связь, подготовим формат к полноценному масштабированию. Первым регионом станет Московская область. Мы вначале проработаем нашу бизнес-модель, масштабируем ее в пределах региона, а уже затем будем рассматривать возможности дальнейшей экспансии.
Посмотрите видеозапись интервью с Анжелой Рябовой:
Retail.ru
Читайте также:
«Магнит» внедрил «1С:ERP» на кондитерском производстве
Ренессанс физической розницы в США
Собственное производство сети «Магнит»: драйвер роста и зона развития
Кухня ритейлера: куда движется собственное производство
Дальневосточный дискаунтер «Близкий»: пять местных особенностей формата
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.