Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Антон Третьяков, «Шок цена»: «Малой рознице производители продают втридорога»
У сети «Шок цена» шесть универсамов в Магнитогорске, и она не претендует на захват большой доли городского рынка, но вполне успешно конкурирует с другими игроками в местах расположения своих магазинов. Генеральный директор сети Антон Третьяков рассказал об особенностях формата, продуктового предложения, а также — о самом наболевшем — какие условия нужны для процветания малого бизнеса.
— Расскажите о ваших универсамах — какова торговая площадь, концепция, целевая аудитория, средний чек, ключевой ассортимент?
— В сеть входит 6 магазинов площадью около 150 кв. м с ассортиментом — 5 тыс. SKU. Концепция универсамов — товары повседневного спроса по низким ценам. Ассортимент включает продукты питания (небольшое количество товарных групп), товары для красоты и здоровья, личной гигиены, косметику, посуду, а также — все для уборки дома. Всего представлено 22 товарные группы. Средняя стоимость товара — около 50 руб.
Целевая аудитория — женщины от 20 лет и старше, рачительные хозяйки, экономно ведущие домашнее хозяйство. В среднем каждый магазин обслуживает 900 покупателей в день.
Приоритетная локация — торговые центры, универсамы расположенные в крупных торговых центрах Магнитогорска: ТРК «Гостиный двор», ТЦ «Радуга Вкуса», ТРК «Jazz Mall», ТК «Мост 2», ТК «Казачий рынок».
— Какова выручка сети?
— Размер выручки не раскрываем, скажу только, что в 2019 году выручка растет выше инфляции.
— Как вы определяете для себя формат универсама, в чем его отличие от дискаунтера?
— В универсальном магазине можно купить все, что может понадобиться в повседневной жизни семьи, — от продуктов до молотка.
Например, летом многие семьи выезжают за город, поэтому в этот сезон предлагается самое необходимое для пикника: уголь, розжиг, мангал, шампуры, одноразовая посуда, кетчуп, специи, напитки, пакеты для мусора, влажные салфетки, средства от загара и комаров, панамка, солнечные очки, плед и набор для бадминтона.
Все эти товары в период пикников пользуются устойчивым спросом. Но мы не занимаемся продукцией фреш, поэтому у нас нет, к примеру, свежего мяса, овощей и зелени, а также не предлагаем более дорогие товары, такие как туристический тент или зонт от солнца.
— В чем уникальность предложения ваших магазинов?
— В первую очередь магазины отличает широкий ассортимент и невысокая цена. Кроме того, есть уникальные товары, которые не представлены в городских супермаркетах. На товары известных брендов, пользующиеся повсеместным спросом, стараемся держать цену ниже, чем у конкурентов.
Каждые 10 дней в магазинах сети запускается новая акция. При том что у нас и так цены невысокие, во время акций на определенные товары они становятся буквально «шок-ценами».
Проводятся акции, например, на конфеты, стиральные порошки, крышки для консервирования, краску для волос. Важно отметить, что все это — популярные товары известных производителей. Товар со скидкой поставляется в достаточном количестве, чтобы обеспечить его наличие на все время проведения акции.
Наша сеть маленькая, поэтому очень гибкая и мобильная, быстро отвечаем на возникающие спросы и, если товар подходит нам по цене и качеству, вводим его в ассортимент.
Каждую неделю в нашей товарной матрице появляются новинки. При этом, конечно, остается стабильный, проверенный временем ассортимент, который должен быть представлен на полках магазинов постоянно.
— За счет чего удается предлагать низкую цену?
— Чтобы получить низкую цену, стараемся работать с производителями напрямую.
— Почему формат «универсам» открывается в торговых центрах, ведь там ему приходится конкурировать с якорными продуктовыми арендаторами?
— В магазинах с низкой ценой важен высокий трафик, поэтому выбраны ТЦ, мы не можем конкурировать с крупными торговыми сетями, да и не пытаемся. И универсамы не являются продуктовым магазином в полном смысле этого слова. У нас разный ассортимент.
— На какой ИТ-системе автоматизирована сеть, и какие процессы автоматизированы?
— В сети установлена программа «1С:Розница» , все возможности системы в управлении магазином используем по максимуму, кроме электронного документооборота.
— Какие задачи стоят перед компанией в плане автоматизации процессов?
— Планируем автоматизировать системы безопасности и внедрить онлайн-мониторинг поведения покупателей в магазине: трафик, путь покупателя , сколько времени задерживается в магазине, у каких полок останавливается и т. д.
— Есть ли у сети программа лояльности?
— Да, программа есть, и пользуется большой популярностью у покупателей. Условия программы стандартны — 5% кэшбека. Особенность в том, что не устанавливаются никакие ограничения на использование бонусов: например, можно полностью оплатить покупку средствами, накопленными на карте.
— Как вы оцениваете конкурентную среду Магнитогорска, и какую нишу на рынке города может занять ваша сеть?
— Конкуренция очень высокая. С шестью магазинами мы пока не можем претендовать на значительную нишу во всем городе, но можем вполне успешно конкурировать с другими игроками в местах расположения наших магазинов.
— Что необходимо маленьким магазинам вашего формата, чтобы противостоять федералам?
— Необходима справедливая конкуренция. Апогеем дискриминации малого и среднего бизнеса стала инициатива поставщиков запретить торговым сетям оптовые продажи малому бизнесу. Это значит, что крупным сетям производители будут по-прежнему продавать со скидками, а нам, как представителям малой розницы, втридорога.
Нужно законодательно ограничить долю рынка федеральных сетей в регионах на уровне 50%. Остальное отдать местным предпринимателям. Тогда деньги будут оставаться в регионах, что повлечет развитие смежных областей: производства, аренды недвижимости, логистики, услуг и оптовой торговли.
Это также выгодно крупным производителям и дистрибьюторам — крупные сети не смогут «выкручивать им руки», диктуя свои условия, потому что будет развиваться альтернативный канал сбыта. Именно при создании таких условий малый бизнес расцветет.
— Как по вашему мнению, почему некоторые малые предприниматели остаются независимыми, а не берут франшизу крупных брендов?
— Во-первых, останавливает высокий входной порог, во-вторых, условия партнерства, например, большинство франшиз связывают франчайзи поставкой товаров и не дают никаких гарантий по локации: будут ли продажи на этом месте. Более того, если локация окажется удачной, могут забрать себе.
— На что могут рассчитывать такие самостоятельные магазины и малые локальные сети?
— На то, что их не заметят крупные игроки, или на то, что рядом с ними нет подходящих торговых площадей для выхода крупной сети, или что в этой продуктовой нише пока не работают федералы.
— Недавно вы вступили в Ассоциацию магазинов розничной торговли (АМАРТ), уже ощущаете плюсы объединения?
— Наша сеть вступила в объединение в начале октября этого года, поэтому всестороннюю оценку давать пока рано. Однако мы разделяем идею АМАРТ, что малым магазинам и сетям нужно объединяться и вместе не просто выживать и противостоять крупным, но и развиваться: получать надежных партнеров, лучшие условия напрямую от производителей, в том числе и по маркетингу, в перспективе — скидки на закуп. Поэтому решили присоединиться, тем более что для магазинов вступление и участие бесплатное. Плюс еще и в том, что основатели ассоциации сами работали в ритейле, поэтому знают проблемы и возможности этого рынка.
Виктория Максимова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?