Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Анна Коршунова, Henderson: «После перехода на АДМ нам удалось полностью избавить продавцов от непрофильных функций»
Свою первую коллекцию рубашек бренд Henderson создал в 1993 году, а в 2023-м – в год своего 30-летия – компания вышла на Московскую фондовую биржу, став первым российским фэшн-ритейлером на площадке. Сегодня Дом моды Henderson является крупнейшим федеральным ритейлером мужской моды в России и управляет 158 собственными салонами в 64 городах страны. По итогам 2023 года выручка группы Henderson выросла более чем на 35% и составила почти 17 млрд рублей. О достижениях и новых планах, а также об оптимизации бизнес-процессов и переходе розничных точек на новый формат обработки наличной выручки рассказала финансовый директор сети магазинов Henderson Анна Коршунова.
– Дом моды Henderson активно развивается: открывает новые магазины, расширяет ассортимент, запустил мобильное приложение. В чем вы видите главные достижения Henderson за последние пять лет?
– Прежде всего, нужно сказать, что каждый год работы мы считаем успешным. Компания ставит перед собой цели, и каждый раз команда берет новую высоту, перевыполняя планы. Действительно, за пять лет мы значительно увеличили площади магазинов, расширили коллекции, серьезно поработали над эффективностью бизнеса. Если детально, то в 2022 году мы приобрели двухэтажное здание площадью почти тысяча квадратных метров и участок под ним на Кузнецком Мосту в центре Москвы. Сейчас в нем располагается наш флагманский салон. Как и другие игроки рынка, мы столкнулись с изменением цепочек поставок и платежей, мы пережили этот шторм и стали сильнее. Уход многих игроков с российского рынка дал возможность занять освободившиеся выгодные нам площади.
Выручка Henderson выросла более чем на 35% год к году и составила почти 17 млрд рублей. Это выше прогнозов компании и большинства аналитиков. Команда топ-менеджмента не боится ставить перед собой амбициозные цели и не планирует останавливаться на достигнутом.
Еще в прошлом году произошло важное событие – сеть магазинов Henderson провела первичное публичное предложение акций (IPO) на Московской бирже, став первой публичной компанией среди российских представителей фэшн-ритейла. Средства, привлеченные компанией за счет дополнительной эмиссии акций в размере 4,4 млн штук, составили 3 млрд рублей. Конечно, мы чувствуем ответственность, которая легла на нас как на первопроходцев, – возможно, другие участники рынка пойдут по нашему пути. Безусловно, сейчас мы ищем баланс развития и выплаты нашим акционерам, потому что при выходе на IPO обещали инвесторам платить дивиденды, а акции будут только расти.
– Что у сети в планах развития на 2024 год и в дальнейшем?
– Чтобы поддержать устойчивое развитие компании, в 2024 году мы откроем новый распределительный центр площадью более 20 тыс. кв. м, который будет располагаться в Химках в Московской области, где базируется наш офис.
Мы планомерно наращивали сеть салонов, открываясь в крупных торговых центрах. Сейчас Henderson присутствует в 64 городах России и Армении. Всего сеть насчитывает 158 магазинов от Калининграда до Владивостока, от Мурманска до Пятигорска. Хочу отметить, что количество магазинов у нас, как правило, не меняется, но с 2017 года мы расширяем их площади со 100–200 кв. м до 350–700 кв. м. Средняя площадь магазинов по всей стране сейчас 250 кв. м. Такая стратегия помогает увеличить и продажи, показывая покупателям весь ассортимент, и рентабельность сети, управляя затратами. Словом, мы уже не просто салон, а универмаг, который предлагает большой выбор одежды, обуви, аксессуаров и косметики. В этом году мы планируем переоткрывать магазины, размещая их на большей площади, и в течение ближайших пяти лет завершим ребрендинг.
– Давайте теперь поговорим об управлении финансами компании. Особенно хочется остановиться на наличной выручке. Какой процент в выручке Дома моды занимают наличные? От чего зависит динамика наличной выручки в вашей компании?
– Динамика наличных в нашей выручке, как правило, стабильна в течение года. Что касается соотношений, приведу цифры: 80% приходится на эквайринг, а 20% – на наличную выручку. В 2022 году при росте курса и оттока денег из банков соотношение было: 70% к 30%, но мы быстро вернулись к обычному показателю.
– Недавно вы провели пилот по онлайн-инкассации наличной выручки с помощью автоматизированных депозитных машин (АДМ), и сейчас Henderson планирует масштабировать этот проект. Почему вы выбрали именно эту технологию и каких результатов ждали от нее?
– В 2021 году мы поняли, что нужно делать ставку на эффективность управления бизнес-процессами. Одна из причин, по которой розничные магазины с высокой специализацией персонала переходят на онлайн-инкассацию, – необходимость избавить сотрудников от непрофильных функций, связанных с обслуживанием наличной выручки. Большая часть магазинов (99%) находится в торговых центрах, и мы вынуждены были подстраиваться под их график работы, а инкассатор далеко не всегда мог заехать в эти часы. Сотрудники задерживались на работе как минимум два раза в неделю в зависимости от потока наличных, потому что мы не можем позволить себе инкассацию один раз в неделю или в месяц с целью сокращения сверхурочных затрат. Решили внедрить на торговых точках сервис онлайн-инкассации с помощью АДМ «Монирон» российского производителя – компании Profindustry. Обратная связь от сотрудников была исключительно положительной, и мы приняли решение о дальнейшем внедрении онлайн-инкассации.
Дело в том, что сотрудники магазинов одежды для покупателя часто выступают в качестве стилистов-консультантов, а потому должны владеть базовыми навыками в этой отрасли. То есть сотрудники салонов должны фокусироваться на продажах, общении с клиентами, подборе образа. После перехода на АДМ нам удалось полностью избавить работников магазина от непрофильных функций, связанных с наличной выручкой, и повысить их вовлеченность в работу с покупателями.
– Какие задачи сеть Henderson решила с помощью установки АДМ в своих магазинах? Какие из преимуществ установки АДМ вы считаете наиболее важными для сегмента фэшн-ритейла?
– Плюсы онлайн-инкассации очевидны: ежедневная возможность проводить инкассацию в любое удобное для сотрудников время, сокращение сверхурочных часов работы персонала и сроков поступления наличных, безопасность и надежность. В момент принятия купюры ответственность за денежные средства передается банку, инкассатор приезжает в удобное ему время, компания может пользоваться деньгами сразу после их внесения в АДМ, поскольку средства моментально оказываются на расчетном счете.
– Сколько магазинов Henderson сегодня оснащены АДМ? Новые магазины открываются с уже установленной в них депозитной машиной?
– Как я уже отметила, получив от сотрудников положительные оценки АДМ, мы решили масштабировать этот проект и устанавливать депозитные машины в каждом магазине, который переоткрывается на большей площади. В ближайших планах переоткрыть 28–30 магазинов, общая площадь которых превысит 15 тыс. кв. м. В каждом будут стоять АДМ «Монирон». Henderson оказался в тренде, ведь сейчас многие ритейлеры идут по пути онлайн-инкассации, оценив эффективность и упрощение работы с наличными.
– Есть ли у Henderson особые требования к конфигурации АДМ, связанные, например, с зоной размещения устройства?
– Конечно, мы смотрели на габариты АДМ. Как правило, инкассаторы общего пользования выглядят как терминалы, а нам нужны были машины не только определенной емкости, но и высоты и ширины, чтобы расположить их в подсобных помещениях, и конфигурация «Монирон» подошла нам.
Что касается ИТ-составляющей проекта – интеграции внутренних систем Henderson, банка и так далее, то мы сделали все быстро и сложностей не возникло. Мы пользуемся функцией зачисления наличной выручки на счета в разных банках, которую предоставляет платформа Moniron Cash Connect. В будущем планируем расширять интеграцию федеральной платформы инкассации Moniron Cash Connect с внутренними системами учета Henderson.
– Что посоветуете коллегам, которые планируют перевести магазины сети на онлайн-инкассацию?
– Важно просчитать объем наличной выручки, сравнить тарифы на классическую инкассацию с тарифами АДМ. Онлайн-инкассацию можно покупать как услугу, а можно приобретать отдельно АДМ и делать самостоятельно интеграцию с банками. Нужно четко понимать выгоды от такого перехода. Кроме прямых затрат, важно еще учитывать временные затраты сотрудников на инкассацию, места расположения магазинов и салонов, есть ли охранники в помещениях, внутренний контроль и другие сопутствующие факторы.
Retail.ru
Читайте также:
«Стройландия» перешла на онлайн-инкассацию и АДМ
Для чего американская сеть пиццерий «Папа Джонс» внедряет онлайн-инкассацию с помощью АДМ?
«Электротехмонтаж»: «В стандарт открытия новых точек теперь входит установка АДМ»
Михаил Белоусов, «Велес Экспресс»: «Использование АДМ позволяет экономить на инкассации»
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?