Декоративное изображение
8 032

Поделиться

Андрей Ященко: "Нас ждет рост качества в ритейле"

- Андрей, сейчас по итогам 2010 года уже можно объявить экономический кризис для отечественного ритейла завершенным?

- Мы все должны понимать – системный кризис не преодолен, и в целом ситуация достаточно нестабильная. Уровень продаж в ряде отраслей вернулся на докризисные показатели и по некоторым даже превысил объемы 2008 г. на 10 % и более. К сожалению, эти данные больше верны для Москвы и С.-Петербурга - региональная розничная статистика по России говорит об отсутствии роста как такового. В начале этого года прогнозы были весьма радужные – так называемая «уверенность населения» еще в первом квартале явно повышалась. Зато все три следующие кварталы она падала. Сегодня около четверти граждан чувствуют нестабильность и не уверены в завтрашнем дне, что не может не отразиться на уровне продаж 2011 года. Причем, ощущает эту нестабильность даже беззаботная молодежь. Но мне кажется, что самое сложное преодолеть кризис у нас в головах. Вы, наверное, обратили внимание, что это нехорошее слово стало звучать постоянно, и часто как оправдание. А ведь проблемы можно превратить в отличные возможности. Вообще в целом важна вера в дело, критичный подход и мышление победителей - иначе успеха добиться очень сложно.

- На ваш взгляд такие возможности-решения были найдены игроками рынка?

- Разумеется, далеко не всеми - около 20% небольших компаний серьезно сократили бизнес или просто покинули рынок. И эта тенденция сейчас будет продолжаться: по мере вымирания неэффективных игроков, мы будем наблюдать консолидацию розничного рынка. При этом радует, что в отличие от начала кризиса, сейчас звучат более честные и реальные оценки развития бизнеса со стороны всех участников процесса: банков, инвестиционных групп, инвесторов, владельцев компаний и менеджеров. Соответственно, и планы стали более реалистичными и эффективными. Конкуренция стала более качественной и эта тенденция продолжится, что, безусловно, будет радовать покупателей. Многие компании серьезно переосмыслили стратегию и сделали качественный рывок в ряде важнейших направлений, особенно бы я отметил развитие и обучение персонала, обслуживание покупателей, гибкое ценообразование. Идет сражение за эффективность, и я полагаю именно это станет стержнем развития на ближайшие 2-3 года.

- Но экономика ведь в целом восстанавливается. Или мы можем ожидать какие-то новые неожиданные потрясения?

- Нас ждет укрепление рубля к бивалютной корзине и одновременный общий рост цен. Это ключевые элементы докризисной политики государства, которую я считаю рискованной в долгосрочной перспективе. Я не вижу серьезных предпосылок для качественного развития экономики России в 2011 году, особенно принимая во внимание ограниченный спрос. Инструментарий для развития экономики с моей точки зрения должен носить предметный и измеримый характер, особенно для малого и среднего бизнеса. По прогнозам ВВП увеличится не больше чем на 3-4%, но при этом возможно изменится и сама структура ВВП. В частности, доля розничной торговли в нашей экономике может вырасти на 1-2%. Но в целом, прогноз столь низкого роста ВВП – большая проблема для страны. Правда, я надеюсь, что до конца 2011 г. мы вступим в ВТО, и здесь я вижу больше плюсов, чем минусов. Не секрет, что для ряда отраслей монополизированность и отсутствие конкуренции является тем самым якорем, который мешает развитию. Убежден, что рост профессиональной и открытой конкуренции даст мощный толчок развитию торговли.Конечно, на сегодняшний день мы доподлинно не знаем конкретные условия, на которых Россия вступит, но скорее всего в течении нескольких лет будет снижен ряд импортных пошлин, что неизбежно повлечет рост товарной конкуренции, и позитивно отразится как на ассортименте, так и на ценах.

- Можно ожидать и какие-то законодательные подвижки?

- Да, я прогнозирую улучшение условий для стабильного инвестирования. Правительство должно разработать ряд законопроектов для стимулирования инвестиций в основные отрасли российской экономики. В частности, я ожидаю законопроекты, направленные на: упрощениерегистрации и отчетности компаний, интересные условия кредитования, снижение или отмены ряда налогов на первые годы деятельности, страхование инвестиций, реальную борьбу с коррупцией и защиту прав предпринимателей.

- И во что конкретное в итоге все эти глобальные предпосылки выльются для розничной торговли в следующем году?

- Если конкретно, то в целом по рынку продажи увеличатся незначительно на 3-5 %, но при этом маржинальность снизится на 5-10% ввиду обострения конкурентной борьбы и роста закупочных цен в некоторых отраслях. Соответственно, только для сохранения прежней рентабельности придется работать эффективнее. Новый толчок, который по моим прогнозам, приведет к росту качества управления. Уже сейчас спрос на ряд специалистов значительно превышает показатели 2008 г. Причем акцент сменился на практиков, то есть профессионалов, которые обладают системным мышлением и достаточно быстро могут показать желаемый результат для акционеров. Зато до 80 % розничного бизнеса управляется людьми, не имеющими необходимого опыта, навыков, компетенций, образования, лидерских качеств, системного подхода. Это издержки бурного роста розничной торговли в прошлые годы.

- То есть, эти 80% куда-то исчезнут и на их смену из ниоткуда придут другие? Или они сами научатся, наймут консультантов?

- Вот именно этот вопрос мучает акционеров – большинство из них отдает себе четкий отчет происходящему в их магазинах. Тем более, что если посмотреть на цифры, то становится немного не по себе. В огромном количество различных секторов ритейла занято около 18 млн. человек. И если учесть среднее соотношение рядового персонала к менеджерам (1:15), получается всего менеджеров 1,2 млн. и из них 960 тыс. (80%) частично или полностью не соответствуют занимаемой должности. В основном это касается работающих с магазинами – директоров, региональных управляющих и т.д. Конечно, быстро их не заменишь – просто некем. Поэтому в течении ближайших 4-5 лет произойдет следующее: помимо условно принятых эффективными 20%, 30% уйдут и на их место придет подающая надежды молодежь, 25% переучатся и постепенно станут соответствовать необходимым требованиям, но оставшиеся 25% позиций будут еще лет пять вынужденно закрываться людьми с более низкой квалификацией. Конечно, ради повышения эффективности обострится и борьба за рядовой персонал. Будут совершенствоваться технологии развития и удержания сотрудников . В частности, должно измениться отношение к работникам - от потребительского к партнерскому. Помимо качественного обучения, своевременного карьерного роста и социальных гарантий все чаще будут предлагаться финансовые и прочие привязки к стажу (чем дольше работаешь – тем более невыгодно уходить).

- А что будет с потребительскими предпочтениями покупателей?

- Учитывая высокую чувствительность населения к ценам, я ожидаю смещение ассортимента в нижний сегмент и усиление роли дискаунтеров. Но назвать эту тенденцию покупателей в чистом виде тупой экономией нельзя – приходит иная культура потребления. Есть хорошие английские выражения-критерии: “Price sensitive” (насколько люди чувствительны к изменениям цен) и «Good value for money» (а стоит ли товар того, соответствует ли эта цена его потребительским свойствам). Вот у нас народ стал понимать, что вещи с незнакомым лейблом дешевле в 2 раза, а качество хуже на 20%. Люди стали думать, анализировать, искать, выбирать, и тратить на принятие этих решений гораздо больше времени. Деньги достаются непросто, выбор вокруг большой, опыт использования различных товаров большой, конкуренция среди торговцев усиливается – все это стимулирует увеличение доли дискаунтеров или больших гипермаркетов.

- Потери остальных форматов в новом году будут заметны?

- Не обязательно. Может быть, иные при грамотном управлении вообще не потеряют. Самое главное не формат магазина или торгового центра, то, как организована работа внутри него: с покупателями, с персоналом, с ассортиментом, с аналитикой. И эффективность определяется отдачей с метра площади, доходом в час, рост средним чеком, комплексностью покупки и т.п. Все форматы розничной торговли имеют право на существование, при условии, что их покупатели довольны. Учитывая текущую ситуацию, и растущую осознанность выбора, я бы отметил необходимость развития магазинов у дома (их явно не хватает) и эффективных дискаунтеров (это класс розничных операторов только начинает зарождаться). Думаю, роль гипермаркетов будет возрастать, мобильность и возможность купить все в одном месте по разумным ценам – важные факторы для принятия решений. А вот супермаркетам придется постоянно отстаивать свое право на кошельки покупателей, ведь изначально в их бизнес модели заложена высокая маржа и подразумевается низкий уровень сервиса, что может значительно снизить их привлекательность для покупателей.

- Проблема нехватки ликвидных торговых площадей останется такой же острой?

- Хороших мест для строительства торговых центров практически не осталось. МЕГА, например, полностью заморозила открытие новых ТЦ. В каких-то городах явный переизбыток ТЦ, и их владельцы не знают, что с этим делать. Большинство проектов, запланированных к сдаче в 2011 г. начинались еще до кризиса, и их просто пришлось закончить. Поэтому строительство как таковое будет продолжаться, но вялотекущее. Основная конкуренция разыграется между действующими игроками. Рост арендных ставок в популярных торговых центрах неизбежен. Поэтому я не исключаю, что увеличится количество отдельно стоящих магазинов. Еще вчера аренда такого магазина была запредельна, но теперь ситуация изменится - издержки станут сопоставимыми с арендой в ведущих ТЦ, и, возможно, дело будет стоить того. Этот процесс займет 3-4 года. Кстати, в Европе street retail очень популярен, и мы тоже к этому тоже придем.

- Андрей, спасибо за прогноз. Приятно, что в этом году он хоть и не оптимистичный, но все же дающий надежду на улучшения. Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в новом году?

- Отличных продаж с высокой маржой, много покупателей, здоровья, позитива, а самое главное – веры в себя!

www.retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами