Производители и поставщики холодильного оборудования приспосабливаются к изменениям рынка. Идет процесс импортозамещения, перехода от прямых поставок европейского оборудования к параллельному импорту, поиска китайских альтернатив. При этом ритейл продолжает расти и запускать разные форматы, а значит, сохраняется высокий спрос на торговое оборудование. Все это открывает перед отечественными производителями новые возможности и ставит новые задачи. Разговор о перспективах развития отрасли – с основателем и генеральным директором группы компаний «Росхолод» Андреем Смирновым.
«Росхолод» – крупнейший федеральный дистрибьютор оборудования для комплексного оснащения объектов в сегментах розничной торговли и HoReCa.
Работает на российском рынке с марта 1995 года. Имеет в портфеле около 80 марок. Среди ключевых партнеров – «Марихолодмаш», «Полаир», «Чувашторгтехника».
Выступает генеральным партнером Международной ярмарки «МиР. Магазин и Ресторан», которая состоится 17–20 апреля 2023 года.
– Расскажите, с чего начиналась и как развивалась компания «Росхолод».
– Наш путь дистрибуции всегда был связан с заводом «Полаир», который начал строиться в далеком 1986 году в городе Волжске Республики Марий Эл для производства холодильных шкафов, камер и моноблоков. Руководители проекта изучили опыт лучших европейских предприятий и использовали его при создании отечественного завода. «Полаир» был сдан в мае 1991 года, а в августе перестал существовать Советский Союз. Тогда разрушилась старая система поставок для торговли и общественного питания, начали формироваться рыночные отношения.
Были сложности, разруха, консервация завода, потом – расконсервация производства молодыми предприимчивыми людьми, новое оснащение и новая жизнь завода. Сегодня «Полаир» занимает одно из ведущих мест на промышленной карте России. Весь этот путь мы были вместе, и за эти годы стали крупнейшим российским дистрибьютором оборудования для ритейла и общепита.
«Росхолод» располагается в городе Волжске Республики Марий Эл, это центр машиностроения, где работают такие гиганты, как «Полаир», «Марихолодмаш» и «Полюс». Совсем рядом, в Чебоксарах, находится «Чувашторгтехника», в Набережных Челнах – индустриальный парк Haier. Все они являются нашими партнерами.
В настоящее время мы развиваем четыре направления деятельности: дистрибуция холодильного оборудования, производство агрегатов для ТХО, дистрибуция компонентов и технических составляющих – компрессоров, блоков управления, вентиляторов, линейной автоматики для холодильных систем. Имеем крупную сеть дилеров и развитую логистическую систему – 21 региональный склад и более 100 единиц грузового транспорта.
– Сколько марок поставляет ваша компания и какова география поставок?
– В нашем портфеле 84 марки. Конечно, в России есть дистрибьюторы и с большим количеством марок, но это тоже много, ведь каждая марка – отдельное направление бизнеса, со своей нишей, ассортиментной политикой и стратегией развития. И мы обязаны каждой марке найти место в огромном мире холодильного оборудования. Примерно 80% портфеля составляет российское оборудование и 20% – импорт. Работаем со странами СНГ, Европы, Азии, Южной Америки.
– Сколько сотрудников обеспечивают процессы компании?
– В компании работают 304 сотрудника. Мы постоянно растем, запускаем новые площади, строим офисы, находим новых партнеров и новые марки. Имеем широкую дилерскую сеть, поэтому приходится быть на связи с покупателями из регионов с разными часовыми поясами. И, естественно, чтобы поддерживать все процессы, доставлять продукцию от Запада до Дальнего Востока, нужны люди.
– Почему на рынке холодильного оборудования остается высокой роль дистрибьютора?
– Очень важна логистика оборудования, а это склады, запасы, грузовой транспорт. Далеко не все дилеры могут себе позволить такую инфраструктуру. На наших складах есть запасы, которых хватит на очень длительный период. Были ситуации, когда заводы испытывали сложности с выпуском, но несмотря на это мы никогда не подводили своих клиентов. А самим производителям лучше не работать напрямую с клиентами и не заниматься продажами, потому что это другой бизнес со своими особенностями.
– Какие требования ритейлеры, стремящиеся быть в тренде и строить современные магазины, предъявляют к холодильному оборудованию?
– Для ритейлеров важны энергоэффективность, чтобы снизить затраты, и дизайн оборудования, потому что люди хотят ходить в красивые магазины. На меня произвели большое впечатление «Пятёрочка» новой концепции, где есть цех выпечки, Eurospar и «Бахетле» с развитым собственным производством, «ВкусВилл», где использованы интересные холодильные решения. Мы много ездили по Европе и Азии, есть с чем сравнить, и мы видим, что наши сети нисколько не отстают от мировых трендов. Ритейлеры задают тон, ставят задачу, которую нужно решить, а поставщики ищут и достают все необходимое оборудование, в том числе импортное. Со временем наши производители начинают делать аналоги, которые, по их заверениям, не отстают от импортных. И это здорово, я горжусь нашими производителями, которые сделали большой технологический рывок. За несколько десятков лет построена новая отрасль, масштабная и хорошо оснащенная. Сейчас российский рынок отражает все мировые тренды, и модели постоянно обновляются вслед за развитием технологий торговли.
– Есть ли у российских производителей шанс стать законодателями моды в оснащении?
– Законодателями моды являются ритейлеры, именно они решают, как оформлять магазин, и тут российские сети не отстают от мировых трендов и даже опережают их.
– Итак, тон задает ритейлер, он же требует на тендерах самую низкую цену, и производителю приходится жертвовать качеством. Можно ли уравновесить цену и качество?
– С ритейлерами ведется диалог, мы учитываем их мнение, можем выпустить требуемое изделие, показать, в чем его плюсы и минусы, и потом провести на более высокий уровень. Предоставляем выбор – можно взять комплектующие китайские, а можно – европейские, но в два раза дороже. Некоторые детали не имеют большого значения, а некоторые играют решающую роль, и их лучше взять дороже и качественнее. Поясняем – если возьмете китайские, столкнетесь с такой-то проблемой, это редко, но бывает. Есть мелкие составляющие, которые обходятся дороже, но позволяют оборудованию подняться на более высокий уровень и в разы продлить срок эксплуатации. И когда поясняешь, за счет чего оборудование станет более работоспособным, ритейлеры это понимают и покупают более качественное оборудование. Предприниматели всегда ценили и ценят качество.
– Какие инновации ТХО сейчас актуальны для ритейлеров?
–
Магазиностроение
развивается вместе с техникой и технологиями. Оборудование стало иметь очень сложные «начинки». Если раньше использовались механические регуляторы температуры (в некоторых простых решениях они применяются и сейчас), то сегодня устанавливаются электронные терморегуляторы, сделанные на базе микропроцессоров. Кстати, они стоят дешевле, чем механические. Такие терморегуляторы могут задавать порядка 100 параметров, управляя холодильной системой шкафа или прилавка. В более сложных системах – хладоснабжение магазина, агрегаты, – существуют мощные программы, позволяющие управлять большим числом холодильников. Есть система удаленного мониторинга, позволяющая наблюдать, как работают прилавки, лари, бонеты, трубопроводы и так далее, из любой части земного шара. Тренд времени – «интернет вещей», управление холодильниками через систему мобильной связи или Wi-Fi.
Для снижения энергопотребления используются контроллеры – системы электронного управления на базе микропроцессоров со встроенными чипами. Они позволяют очень точно управлять системой с переменной холодопроизводительностью, можно создавать машины, которые, в зависимости от потребности и ситуации, выдают либо 30, либо 130% холодопроизводительности. Это очень важно в пиковые летние нагрузки.
Сегодня холодильные шкафы могут превратиться в микромаркеты, это пока самые передовые технологии. Систем очень много, идет постоянная эволюция.
– Вы сказали про постоянный мониторинг холодильных систем, наверное, он необходим лишь крупным сетям?
– Считаю, что мониторинг нужен даже маленьким магазинам, потому что дает возможность повысить эффективность холодильников и снизить потери. Эти системы не такие уж дорогие, вполне доступны небольшим игрокам. Зато можно заранее, задолго до аварийного случая, определить и предотвратить причину выхода из строя. Понятно, что сотрудники магазина не всегда четко смотрят за оборудованием, их задача – торговать, заниматься покупателями, выкладывать продукты, а система мониторинга будет отслеживать состояние холодильников. Ну и особенно важен мониторинг при работе больших холодильных машин, где аварии влекут крупные потери.
– Как в вашей компании организовано техническое обслуживание оборудования?
– Купленное оборудование – не изделие, готовое к употреблению, его надо установить, смонтировать, наладить, запустить, проверить режимы работы и передать на обслуживание сервисной организации, которая будет осуществлять техподдержку в круглосуточном режиме. Отказ от сервиса чреват многочисленными проблемами, потому что любая техника, в том числе дорогая и импортная, имеет способность ломаться.
Поэтому «Росхолод» поставляет оборудование только дилерам, имеющим собственные сервисные службы или договор с сервисной службой. Все производители, поставщиками которых является «Росхолод», уделяют вопросу техподдержки очень большое внимание, регулярно организовывают на своих предприятиях сервисные семинары, куда приглашаются дилеры. Сервисное сопровождение идет плюсом к качеству продукта.
– Технологии становятся дешевле, можно ли то же самое сказать про ТХО?
– Технологии позволяют внедрять новые функции, но не удешевляют продукцию. На нашем рынке есть большая зависимость от курса валют, потому что импортные комплектующие в ТХО составляют от 40 до 70%.
– Некоторые западные игроки ушли с российского рынка, отечественные поставщики ощущали дефицит импортных комплектующих. Как сейчас развивается ситуация?
– Российские предприниматели с начала двухтысячных выдавливали с рынка иностранных поставщиков, и сейчас этот тренд усилился. Единственный из европейцев, кто здесь удержался, – это итальянская компания «Арнег», являющаяся законодателем моды в холодильном оборудовании по всему миру. Мы рады, что они остались, так как это заставляет нас стремиться быть конкурентными, совершенствовать дизайн.
В сегменте комплектующих наши производители стали догонять иностранных. Но в холодильных агрегатах европейские комплектующие составляли около 80%. Когда несколько европейских брендов ушли с российского рынка, их сразу заместили китайские, закупка китайских комплектующих выросла в разы. Затем стал появляться параллельный импорт. Пока сложностей с производством холодильных машин не наблюдается, вся комплектация есть и будет в наличии. Нам жаль, что Европа ушла, потому что разнообразие предложения дает возможность выбора. Плюс, например, у китайских спиральников нет компрессоров с цифровым управлением, а у европейцев – есть. Но сейчас китайцы выпустили спиральники с инвенторным управлением, которые проходят у нас испытание. Замена всегда найдется.
– Вы как крупный дистрибьютор прикладываете много усилий к развитию и объединению холодильной отрасли. В апреле 2023 года планируется проведение выставки «МиР. Магазин и Ресторан». Расскажите, что это за событие.
– Планируем провести масштабную международную ярмарку, миссия которой – открываться и объединяться. Наша задача – собрать на одной площадке производителей, дистрибьюторов и ритейлеров из разных регионов и стран, показать, какие интересные решения есть на рынке, кто что предлагает и на что способен. Площадка должна стать территорией новых возможностей, импульсом для развития отрасли. Ярмарка называется «Магазин и Ресторан», потому что сейчас нарастает тренд развития собственного производства в магазине, и в линейке крупных заводов есть не только холодильное, но и тепловое, технологическое, барное оборудование.
Мероприятие будет проходить на территории выставочного центра KazanExpo в течение четырех дней. Два дня – 17 и 18 апреля – отведено на проведение бизнес-экскурсий по заводам и встречи с руководителями предприятий, два дня – 19 и 20 апреля – на работу выставки, в рамках которой состоится деловой форум. Выставка займет около 10 тыс. кв. м, на которых разместятся свыше 60 экспонентов – ведущие производители России, Европы и Азии, дистрибьюторы, дилеры, представители финансовой сферы, логистические компании. Будут представлены новинки оборудования, передовые решения, концептуальные проекты 2023 года. Пока это единственное мероприятие с выставкой, которое есть в российском магазиностроении. Мы уверены, что участники смогут получить новые знания, повысить экспертность и ощутить гордость за отечественную индустрию.
Валерия Миронова, Retail.ru