Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Алексей Шарий, «Мята»: «Наша концепция позволяет поставщикам свободно заходить в сеть»
В Санкт-Петербурге запущена новая сеть «Мята», отличающаяся уникальной концепцией работы с поставщиками. Техническое открытие первого магазина, расположенного по адресу Богатырский проезд 36, состоялось 9 августа, официальное открытие запланировано на 20 августа. Здесь нет ретро-бонусов, вознаграждений за включение товара в ассортимент и требований снизить цену. Производитель сам управляет своим ассортиментом и ценой на полке. Как устроена такая система и как будет развиваться сеть, рассказал менеджер по работе с ключевыми клиентами компании «Мята трейд» Алексей Шарий на вебинаре, организованном центром «Мой бизнес».
Фото предоставлены компанией «Мята трейд»
– Первый магазин новорожденной сети «Мята», открывшийся в начале августа на Богатырском проспекте, представил нетрадиционную концепцию работы с поставщиками. Расскажите, в чем суть этой концепции?
– Концепция работы с поставщиками нацелена в первую очередь на производителей, а не на дистрибьюторов. Поставщик берет в аренду полку, платя за нее фиксированную сумму, которая прописана в договоре и не изменяется в течение года. Поставщик сам делает наценку на свою продукцию и получает маржинальную часть.
Например, компания производит ручки и поставляет в магазин по 100 руб., ритейлер делает на них наценку 40%, и всю сумму наценки забирает. У нас устроено по-другому: маржинальная часть магазина – 7%, все остальное поставщик оставляет себе.
Поставщик может увеличивать наценку в зависимости от средней цены на рынке, спроса на категорию и т.п.
Фото предоставлены компанией «Мята трейд»
– Почему возникла такая концепция?
– Наш собственник сам является поставщиком и знает, как сложно и долго входить в розничные сети, как ритейлеры устанавливают цены, требуют скидки, листинги, ретро-бонусы и прочее. И поэтому возникла такая концепция – производитель арендует полку, выставляет тот продукт, который кажется ему интересным, и продает по той цене, которую считает приемлемой. То есть поставщики и выбирают ассортимент, и регулируют полочную цену. Концепция позволит локальным маленьким производителям спокойно войти в сеть и наладить поставки.
– Что собой представляет первый магазин и в каком формате будет развиваться сеть?
– Первый магазин «Мята» – это супермаркет площадью 400 кв. м, ассортимент (без учета весовых продуктов – фрукты, овощи, мясо, рыба, колбасы и сыры) – примерно 6 тыс. SKU. Ценовое позиционирование – средний – средний плюс с премиальным обслуживанием. Находится примерно в одной ценовой нише с сетью «Перекресток».
Ожидаемый трафик – 500–600 человек в день, средний чек – 1,2–1,5 тыс. руб., ежедневный оборот – 0,8–1 млн руб.
В торговом зале работают консультанты, специализирующиеся на разных категориях, чтобы покупателю было проще ориентироваться. Например, на магазин площадью 400 кв. м приходится 6–8 консультантов.
В дальнейшем сеть будет открывать магазины формата у дома площадью от 400 да 1000 кв. м. В течение 2020 года планируется открыть 4–5 магазинов, после этого начнем искать подходящие площадки и открывать распределительный центр.
Собственный РЦ необходим, потому что мы планируем сотрудничать с большим количеством локальных производителей из других регионов, которым сложно выйти на другой рынок, встать в сети. Такие производители будут поставлять свои продукты на наш РЦ, а оттуда мы сами будем развозить их по магазинам сети.
Фото предоставлены компанией «Мята трейд»
– Как формируется ассортимент?
– Изначально мы даем поставщикам право подбирать ассортимент. Потом поставщики предоставляют нам свой ассортиментный перечень, и мы отсеиваем дублирующие позиции, чтобы в магазине не было пересорта. Нам не нужно 10 штук колбасы «Докторская», потому что в таком случае категория размывается, покупательский спрос падает, ассортимент колбасы должен быть более разнообразным. И такая работа будет проводиться по каждой категории.
– Как вы проверяете качество продукта при выборе поставщика, какими дополнительными потребительскими свойствами должны обладать товары вашего магазина?
– Поставщик делает презентацию, по которой мы понимаем качество, состав, уникальные свойства товара. Заключается договор на поставку, согласно которому товар должен сопровождаться накладной, спецификацией и всеми необходимыми сертификатами качества.
Планируется, что в ассортименте будет примерно 70% массового продукта и 30% – эксклюзив, который будет выделять нас среди других сетей. Поэтому ищем локальных поставщиков, производящих интересный товар. Например, наряду с массовой докторской колбасой будут редкие мясные деликатесы, такие как сальчичон и хамон.
– Планируете ли открывать интернет-магазин и осуществлять доставку?
– Интернет-магазин планируется запустить в конце августа 2020 года. Кроме того, будет организована доставка из офлайн-магазина.
Например, женщина с детской коляской выбирает товары в торговом зале, дальше проходит на кассу, где специальные сотрудники помогают укладывать товары в пакеты, и тут же может заказать экспресс-доставку своей покупки домой. Экспресс-доставка будет осуществляется за 1–2 часа.
– Кто отвечает за мерчандайзинг – сеть или поставщик?
– Сеть предоставляет услуги аренды и мерчандайзинга. Но производители могут присылать в магазин своих мерчандайзеров, которые будут что-то поправлять или выставлять, но изначально товары выставляют наши сотрудники.
– Может ли поставщик получать скидку за аренду полки?
– Да, скидки и цены на полку обсуждаются индивидуально с каждым поставщиком по каждой категории. Нельзя подвести все товары к одной цене, потому что все они имеют разный оборот и маржинальность.
– Будет ли выделено дополнительное место под промо или поставщик должен выставлять промо на основной полке?
– Да, под промо выделены дополнительные промостеллажи. Это торцы основных стеллажей, которые не сдаются в аренду, а выделяются в качестве бонуса. Промографик мы не регламентируем, просто даем рекомендации проводить акцию не менее двух недель и давать скидку не менее 15%. В остальном – ничего не требуем и не просим: если поставщик решил проводить акцию или дегустацию – пожалуйста.
– Как будут организованы возвраты?
– Возвраты тоже будут оговариваться заранее и индивидуально, потому что есть продукция, которую можно обменять, а есть продукция невозвратная, например, если она зарегистрирована в системе «Меркурий».
– Каков размер инвестиций в запуск магазина?
– Это конфиденциальная информация, инвестиции не оглашаются, скажу только, что до конца 2021 планируется открыть около 15 магазинов, и на все запуски есть финансирование. Будем открывать магазины постепенно, чтобы корректировать ошибки, которые выявляются в процессе работы.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Ксения Новикова, «Семья»: «Вендинг не взлетел – будем тиражировать микромаркеты»
Игорь Шихман, Mego, Латвия: «Планируем развивать офлайн и технологии»
Михаил Толоконников, «Утконос онлайн»: «Конкуренция – это не плохо»
Алексей Ручкин, «Лента»: «У нас есть шанс сделать e-grocery прибыльной»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.