Декоративное изображение
107

Поделиться

Алексей Куроедов, «Сервис Плюс»: «Федеральным сетям нужен не готовый коробочный продукт, а технологический партнер»

Разработчик программного обеспечения и производитель оборудования для ритейла «Сервис Плюс» начал свою деятельность в 1992 году, когда торговля была еще прилавочной, товарный учет велся в тетрадках, а главной целью предпринимателей было как можно быстрее запустить магазин. С тех пор рынок кардинально изменился, вместе с ним изменились и продукты группы «Сервис Плюс». Как рассказал генеральный директор компании Алексей Куроедов, при разработке решений учитываются тренды розничной торговли и изменения покупательского опыта.

Алексей Куроедов. Фото: «Сервис Плюс»

– «Сервис Плюс» в 2025 году исполнилось 33 года. Как за это время изменился рынок программно-аппаратных комплексов для ритейла?

– Компания образована 25 января 1992 года, когда российская торговля была еще полностью традиционной прилавочной, с тетями в «кокошниках» за витринами и с суммовым учетом, который велся вручную в журнале или тетради. Но постепенно до нашего рынка стали доходить новые технологии, и ключевая из них – самообслуживание. Начали появляться магазины, в которых можно было самостоятельно взять товар, положить в корзину и расплатиться на кассе. Основой самообслуживания была технология штрихового кодирования. И вот идея бизнеса «Сервис Плюс» возникла вокруг этой базовой идеи. Мы стали предлагать нашим клиентам автоматизацию на основе технологии штрихового кодирования.

На начальном этапе происходил лавинообразный рост одиночных магазинов самообслуживания, и собственникам первых розничных компаний, нашим клиентам, хватало основных базовых задач учета: приход и расход, граница между управленческим и бухгалтерским учетом была довольно размытой. Зачастую роль финансового директора исполнял главный бухгалтер.

Но затем появились торговые сети, сначала – небольшие, из 2–4 магазинов, и собственники стали понимать, что кроме простой регистрации торговых операций необходимо вести управленческий учет. Потребовались решения для управления ассортиментом, ценообразованием и запасами, алгоритмы автозаказа. Теперь это азбука ритейла, база, а тогда это был выход на принципиально новый уровень.

Третья, на мой взгляд, эпоха развития технологии автоматизации в РФ была связана с приходом иностранных компаний. К тому времени компания «Сервис Плюс» уже обладала определенной экспертизой и была победителем тендеров на автоматизацию российских «кустов» сетей «Метро» и «Икеа». Локализация западных решений, которые привели сюда эти сети, была для нас хорошей школой. Мы увидели архитектуру этих систем, новые бизнес-процессы, новые подходы и постарались имплементировать это на российскую действительность.

То есть знания, которые накапливались на западных рынках целыми десятилетиями, стали нам доступны, и мы смогли пропустить их через руки наших инженеров, начать реализовывать в наших программных продуктах.

Сейчас компании, являющиеся нашими клиентами, стали крупными федеральными сетями, с хорошей компетенцией и высокой зрелостью процессов. Объем их бизнеса, качество управленческих решений позволяют говорить о том, что они стоят в одном ряду с розничными технологиями глобальных мировых игроков. А в каких-то аспектах, например, по темпам развития, скорости изменения внутренних процессов, даже опережают.

– Как за это время изменился запрос ритейла, усложнились ли его требования к программным продуктам и «железу»?

– Запрос, на мой взгляд, изменился принципиально. На начальном этапе развития рынка основной запрос был на решения, позволяющие быстро запускать бизнес. Нужен был минимальный набор инструментария для автоматизации. У «Сервис Плюс» изначально был сбалансированный набор продуктов, занимались разработкой фронт- и бэк-офиса, поставкой оборудования ведущих мировых производителей и обеспечивали техническую поддержку. И тем, чья задача была просто быстро открыться и начать как-то торговать, мы давали готовый набор решений.

Уровень конкуренции был не такой высокий, как сейчас. Задач очень точного учета, эффективного управления своими ресурсами не стояло. Доминировала стратегия быстрого запуска, гораздо важнее было в правильном высокопроходимом месте поставить торговую точку, нежели аккуратно вести бюджет. И основное количество запросов было таким – дайте пакет инструментов для того, чтобы быстро стартовать и быстро автоматизироваться.

Сейчас основное количество запросов связано не с открытием новых бизнесов, а с реавтоматизацией.

Компании уже используют какие-то решения, они глубоко знают проблематику, набили шишек, имеют конкретные потребности в конкретных продуктах. Теперь почти невозможно обойтись типовым продуктом. Почти все проекты сейчас – это проекты с очень большим этапом подготовки, аналитики и выявления потребностей. Масштабы бизнеса наших заказчиков обязывают их думать еще и о стоимости владения.

Если раньше владельцы бизнеса в основном смотрели на стоимость конкретного изделия или конкретной лицензии, то сейчас интересуются, есть ли запасные части, как это изделие будет модифицироваться, есть ли возможность тюнинга.

В прежние времена это в большей степени относилось к программному обеспечению. Никакой собственник не хотел быть заложником костного коробочного решения, которое не позволит тюнинговать бизнес-процесс. Задача тюнинга софта была всегда, она связана с внешними факторами и изменениями в бизнесе. Но сейчас эта задача появляется и для оборудования. Клиенты обращаются к нам с укрупненными задачами на разработку и проектирование конкретных изделий.

– Приведите пример – о каком оборудовании идет речь? 

– Например, сейчас у нас нет возможности напрямую покупать биоптические сканеры трех ведущих мировых производителей, остался только один, и он завозит свое оборудование параллельным импортом. Но при этом стоимость его изделий стала значительно выше.

Мы разработали изделия, представляющие собой весовую ячейку со сканирующим модулем. Причем подобрали сканер, умеющий хорошо читать коды маркировки, предусмотренные нашим законодателем. И, как показали внутренние тестирования, именно из-за того, что мы очень серьезно тюнинговали прошивку, сделали акцент на чтении кодов, сканер с одной плоскостью чтения показывает результаты, сопоставимые со скоростью чтения двух плоскостей в биоптических сканерах. При этом стоимость этих изделий кратно ниже, чем стоимость оригиналов биоптических сканеров. Вот это одна из задач, которую мы решили в ответ на запрос заказчика.

– Какие тренды ритейла сейчас влияют на разработку ваших продуктов?  

– За последние два года у наших клиентов увеличилось количество изменений в бизнес-процессах. Это связано с достаточно сильной конкуренцией. Причем, если раньше это была конкуренция со стороны таких же ритейлеров, то теперь давят маркетплейсы, и это приходится учитывать в своем управлении. Второй мощный фактор изменений – дефицит персонала. Недавно один из зампредов правительства дал прогноз, что к 2030 году будет дефицит – около 11 млн работников. При этом розничная торговля – это одна из отраслей, лидирующих по такому параметру, как занятость. Поэтому все эти тренды мы учитываем и делаем акцент на технологиях с приставкой «само-» – самообслуживание на кассах, весы самообслуживания и так далее.

Фото: «Сервис Плюс»

– Расскажите, с каких конкретно решений вы начинали и как наращивали портфель.

– На начальном этапе набирались опыта и сотрудничали с теми компаниями, которых оправданно считали мировыми лидерами в сегменте разработки специализированного оборудования для автоматизации задач учета в рознице.

Это такие компании, как Wincor Nixdorf, NCR. Мы около 30 лет являемся эксклюзивными партнерами крупной японской компании, у которой мы набирались компетенций, учились быть и крутыми дистрибьюторами, и крутыми инженерами.

Например, компания DIGI раз в год награждает своих иностранных партнеров за лучший проект. Чуть ли не в половине случаев награду за эту номинацию получала наша компания. Зная нашу квалификацию, уровень наших инженеров, они делали с нами совместные разработки. Например, запускали решение для упаковочного оборудования. Сначала этот продукт был сыроват, и мы его тестировали и довели до ума вместе с российским производителем мяса птицы. Фактически в сотрудничестве с нами японцы в итоге получили технологию, которая потом масштабировалась по всему миру.

Сразу же на начальном этапе мы серьезно инвестировали в разработку программного обеспечения. В какой-то степени можно сказать, что мы были законодателями мод: начали писать свое ПО для кассовых узлов еще тогда, когда была система DOS. Первая наша разработка УКМ-2 была на DOS. Причем, это был продукт-бестселлер. Впоследствии протокол обмена данных с бэк-офисной системой многие другие разработчики брали за основу.

Много лет назад у меня был частный разговор с сотрудником отдела разработки одной розничной компании, тогда она еще была небольшой, а сейчас это гигантская федеральная сеть, который мне признался, что когда они проектировали структуру базы данных своей кассовой системы, то за образец брали структуру базы данных УКМ-2.

Кроме этого, мы сразу уделяли большое внимание сервису. Потому что оборудование надо не только продавать, но и поддерживать. Поэтому наше структурное подразделение АСЦН – Автоматизированный Сервисный Центр Никсдорф (буква Н появилась из-за того, что немецкая компания Nixdorf, признавая нашу квалификацию, позволила взять начальную букву своего названия в нашу аббревиатуру).

Во многих направлениях «Сервис Плюс» был первым на российском рынке, например, мы первыми внесли в российский реестр контрольно-кассовой техники активную контрольно-кассовую машину, то есть компьютерную кассу. Опыт локализации систем «Метро» и «Икеа» заставил нас глубоко задуматься над архитектурой решений кассового софта. И мы рискнули, и оправданно рискнули. Мы приняли решение в качестве операционной системы использовать Linux. Тогда это была «диковинная зверюшка». И все голосовали за Windows, потому что он привычнее и инженер в регионе с ним легче разберется. Тем не менее мы выбрали Linux и сейчас понимаем, что это решение было оправданное.

– Вы стартовали одними из первых, но и конкуренция быстро росла, развивались международные вендоры. За счет чего удалось закрепиться на рынке во времена высокой конкуренции?

– Во-первых, за счет хорошей коммуникации с клиентами. Философия нашей компании подразумевает выстраивание долгосрочных отношений с клиентами. Наши клиенты – это крупные компании с очень крутой экспертизой, их собственники и специалисты – крутые визионеры. Зачастую они придумывают технологии гораздо раньше, чем западные игроки. И поскольку мы с ними очень плотно сотрудничаем и получаем обратную связь, у нас есть понимание трендов развития розничной торговли, задач на ближайшую и среднесрочную перспективу. Это позволяет нам заранее готовиться и четко понимать потребности.

Во-вторых, мы не жадничаем, инвестируя в развитие. По моим сведениям, размер инвестиций нашей компании в новые технологии и разработки кратно выше, чем у наших конкурентов.

Чтобы не быть голословным, приведу пример. Сейчас мы предлагаем рынку кассовый софт нового поколения, УКМ-5, но также до сих пор продаем и предыдущую нашу систему, которая разрабатывалась примерно в 2010 году, – это УКМ-4. В 2019 году, когда мы уже четко понимали, что технология касс самообслуживания становится массовой, надо было принять стратегическое решение о разработке софта, выбрав один из двух вариантов.

Вариант первый – консервативный, экономящий деньги. Берем старую систему, написанную, внимание, для кассира, и докручиваем до интерфейсов, которые позволят ставить ее на кассовую систему самообслуживания.

Вариант второй – финансово более затратный – разрабатывать новую систему. Инвестор сказал, что надо заниматься этим вопросом по-взрослому, брать самые крутые технологии и проектировать принципиально новую систему, не для кассира, а для покупателя. Более того, была поставлена задача сделать набор сервисов, которые будут сопровождать и усиливать эту систему.

Таким образом, уже в то время были запланированы к разработке продукты, которые сейчас очень популярны на рынке, например, технология видеораспознавания, сервис вывода видеоконтента на цифровой экран. В итоге сейчас мы имеем целый набор сервисов, которые качественно нас отличают от других поставщиков касс самообслуживания.

И в-третьих, мы не боимся быть первыми. Тестируем новые технологии и системы, вносим в реестр новые кассы. Но мы не боимся не безоглядно, а осознанно, потому что знаем возможности наших ребят.

И еще один важный фактор – при пополнении портфеля мы постоянно учитываем изменения покупательского опыта.

– С какими итогами компания закончила 2024 год?

– Прошлый год для нас был очень успешным. Рост по основным финансовым показателям составил больше чем 30%. Помимо этого, качественно двинулись вперед в своем развитии. В частности, открыли собственное производство металлоизделий в Серпухове, значительно расширили свои складские площади, увеличили мощность сборочного производства, выпустили несколько новых моделей весового оборудования. Ярким продуктом, стартовавшим в 2024 году, стала гибридная касса «Белфаст», которая позволяет работать и в режиме обычной кассы, и в режиме селфчекаута. Серьезно нарастили функционал в программных продуктах и подготовили к выпуску на рынок перспективный продукт сегмента digital signage и начинаем делать первые пилоты прайс-дисплеев.

– Какие направления планируете развивать в ближайшем будущем?

– На 2025 год поставили себе задачу сделать несколько крупных проектов с применением технологии price-display. Появился новый тип устройств, который решает ту же задачу, что и электронные ценники, но имеет несколько принципиальных отличий. Традиционные ценники питались от батареек. Несмотря на то что производители закладывали время жизни этих батареек пять лет, опыт пилотных проектов показал, что они работают три года. Поэтому окупаемость сомнительная. Если ценник питается не от батарейки, эта проблема снимается, то есть он условно живет бесконечно, и с помощью специального софта добавляется еще одно полезное свойство – возможность показывать рекламу, промоутировать товары. Кроме этого, один ценник может делиться на зоны. То есть на одной поверхности можно сделать два, четыре ценника. Эта задача становится уже достаточно интересной, особенно для ценников в зоне фруктов и овощей, где очень часто происходит переоценка.

При разработке новых решений мы четко фокусируемся на ритейле. Порядка 90% заказчиков – компании продуктовой розницы России, Казахстана, Беларуси, Грузии, Армении, Узбекистана.

Потребность наших заказчиков меняется. Наиболее сильные эксперты и сильные заказчики – федеральные сети – не ожидают получить уже готовый коробочный продукт. Им нужен технологический партнер, который может вместе с ними либо существенно дорабатывать, либо вообще с нуля создавать новое изделие.

Посмотрите видеозапись интервью с Алексеем Куроедовым

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами