Декоративное изображение
14 735

Поделиться

Александр Шульц, «Декатлон»: «Теперь мы собираем заказы так быстро, что не успеваем паковать»

Французский ритейлер спортивных товаров фокусируется на развитии онлайн-канала, который стремительно растет с 2020 года. Количество онлайн-заказов увеличилось пятикратно по сравнению с периодом пандемии прошлой весной. Чтобы ускорить процессы, «Декатлон» роботизировал зону сборки интернет-заказов на складе в подмосковном Домодедово. И стал первым ритейлером, широко использующим технологию в России. Больше не приходится собирать товар вручную: нужные SKU привозят роботы, а оператор упаковывает и отправляет покупателям. Автоматизация позволила увеличить производительность процесса сборки заказов в 2,5 раза, а скорость в 3 раза. Подобную технологию 7 лет назад запустил американский Amazon, а 2 года назад – Decathlon в Китае, но для России такой проект в новинку. Роботизация позволила ритейлеру активно выходить на маркетплейсы. О роботах и о том, какие еще проекты развивает и тестирует сеть, рассказал Александр Шульц, директор по логистике «Декатлон».

– Какое направление развития сейчас приоритетно для «Декатлон» в России?

– На данный момент для нас самый большой интерес представляет онлайн-канал, он очень быстро растет и развивается. Конкретных цифр мы не раскрываем, но, чтобы вы понимали, рост составляет около 200–250% в год. Если смотреть долю, то интернет занимает около 12% оборота сети.

Во время пандемии, когда физические магазины закрылись, у нас в 5 раз вырос объем интернет-заказов, включая продажи на маркетплейсах. Сейчас мы работаем и развиваемся на Ozon и недавно начали тестировать Яндекс.Маркет и Wildberries. Пока там представлен ограниченный ассортимент товаров, но в мае – июне будем добавлять артикулы. Мы ожидаем, что новые для нас площадки будут так же эффективны, как Ozon.

Александр Шульц, «Декатлон»: «Теперь мы собираем заказы так быстро, что не успеваем паковать»

Фото: Decathlon

Продажи decathlon.ru сейчас больше продаж нашего самого крупного и прибыльного магазина в Алтуфьево. 

Интересно, что онлайн-канал у нас растет до сих пор: пандемия изменила поведение человека: он приходит посмотреть товары в наши физические магазины, но делает заказ в онлайне. Покупателю хочется, чтобы мы ему привезли товары домой. 

– Как пережили пандемию в целом? Идея роботизации части склада возникла именно в это время?

– Тяжело пережили, как и все. Физические магазины пришлось закрыть на какое-то время, и, естественно, торговый оборот упал. Плюс здесь случилось то, чего никто не ожидал, – взлетели интернет-заказы. Мы перестали справляться с объемом. Были задержки в обработке заказов даже на 2–3 недели, что недопустимо в условиях современного рынка. А нанять людей, которые все умеют и готовы сразу решать задачи, практически нереально.

Поэтому в середине июня, когда спала пандемия, мы спокойно сели и проанализировали, что произошло. А в сентябре подписали контракт с подрядчиком, и нам привезли первых роботов. Но эта идея не возникла вдруг: мы начали прощупывать рынок еще 1,5 года назад. Всегда понимали, что автоматизация придет к нам обязательно. Не стоял вопрос, будет или нет, стоял вопрос, когда именно будет. 

Во время пандемии «Декатлон» начал поставлять маски для ИВЛ в больницы, переделывая их из масок для подводного плавания. Компания массово снимала маски с продажи, паковала в коробки и развозила по больницам вместе с переходниками. Переходники производили партнеры ритейлера – группа «НИССА», дизайн согласовывали с врачами, потом делали пресс-формы, оплачивали литье. Маски поставляли в больницы бесплатно, врачам были предоставлены тысячи комплектов.

– Расскажите подробнее о проекте и технологии.

– Роботы позволяют минимизировать ручной труд: сотрудникам не нужно искать товар на стеллажах вручную, логистический робот подвозит нужный товар оператору, который комплектует его в заказ.

Под этот проект на нашем центральном складе в Домодедово мы освободили 10% площади (около 3 тыс. кв. м) и поставили 48 красавцев-роботов. (Всего привезли 83 робота, но остальные отправились на склад в Петербург.) На стеллажах мы разместили около 17 тыс. артикулов, в основном это популярные и небольшие по габаритам товары. Но в целом есть возможность обрабатывать до 100% продающихся на сайте позиций. 

Мы увеличили производительность процесса сборки примерно в 2,5 раза по сравнению с тем, что было раньше, но технология позволяет увеличить продуктивность до 7,5 раза. В целом возможностей у системы еще миллион, мы пока не все попробовали. 

А еще мы увеличили скорость сборки – если раньше мы вручную собирали в среднем 50 единиц товара в час, то сейчас 150–200 позиций в час. Максимально мы развивали скорость до 400 единиц в час. 

– Как поэтапно происходит процесс сборки заказов?

– Когда покупатель делает интернет-заказ, товар резервируется системой и оператор получает о нем информацию. Для сборки заказа оператор нажимает кнопку – и стеллажи с нужными артикулами по очереди подъезжают на станцию. На дисплее отображается, какую вещь нужно взять и откуда, например, место 1С, контейнер 1, артикул 123. Каждый товар у нас промаркирован RFID-метками, в них зашита микросхема, которую распознает сканер. Оператор сканирует товар и подтверждает нажатием кнопки, что положил данный товар в коробку. Как только заказ собран, кнопка на дисплее меняется с красной на зеленую и выходит этикетка. Далее система просит, чтобы оператор наклеил ее на коробку и подтвердил, что все сделал правильно. 

– Какова вероятность ошибки?

– Вероятность совершить ошибку при этом стремится к нулю. Если раньше мы ошибались в 2–3% заказов, то сейчас ошибки случаются примерно 0,0001%. Это происходит благодаря технологии RFID и системе «pick to light» – система показывает, в какой заказ положить товар, и не дает сделать следующий шаг, если видит ошибку в текущей операции. 

– Каким образом формируется наполняемость стеллажей? Как понять, на какой стеллаж положить тот или иной товар?

– Наши роботы – это часть интеллектуальной системы. Она анализирует заказы, учится и сама предлагает оптимальный способ размещения товаров на стеллажах. Например, система группирует сопутствующие артикулы и советует положить их рядом (кепка и солнцезащитные очки). А 5% самых популярных товаров ассортимента, которые генерируют 40% оборота, размещаются на ближайших к станции стеллажах. Со временем система нарабатывает много подобных алгоритмов, что позволяет снять с одного стеллажа максимальное количество товара. Это оптимизирует движение стеллажей, увеличивает продуктивность и скорость сборки.

Сами алгоритмы меняются от сезона к сезону. Например, летом популярны товары для плавания, а зимой – для катания на лыжах. Чтобы понять, что именно нужно разместить на стеллажах, наш отдел по снабжению смотрит заказы прошлой недели, текущей и делает прогноз на следующую. В результате мы получаем на 90% верный прогноз, который запускаем в работу. Пополняем стеллажи мы примерно раз в две недели. 

Александр Шульц, «Декатлон»: «Теперь мы собираем заказы так быстро, что не успеваем паковать»

Фото: Retail.ru

– Как робот понимает, куда ехать?

– Роботы оснащены инерциальной системой позиционирования, и в любой момент времени система знает, где находится каждый из них. Информация о положении корректируется по QR-кодам. Передвигаясь, роботы ориентируются по QR-кодам, нанесенным на напольном покрытии. Роботы никогда не разряжаются полностью, они автоматически встают на подзарядку при необходимости. 

– Какой срок окупаемости проекта? 

– Проект достаточно быстрый, возврат инвестиций – около двух лет. Объем инвестиций по сравнению с другими технологиями, уж поверьте, очень невысокий, ценник, на наш взгляд, адекватный. При этом роботы не берут больничных и работают круглосуточно в две смены. Сегодня мы делаем качественно большие объемы и видим хорошие цифры в финансовом отражении. Это напрямую влияет на окупаемость. И, конечно, самый главный возврат инвестиций для меня – это наши довольные покупатели.

Владимир Кретинин, коммерческий директор «НИССА Инжиниринг»: «Конечно, окупаемость и эффективность падает, если не использовать систему круглосуточно. Поэтому, если мы говорим о сложной технике, роботизированной, мы всегда сообщаем заказчику, что она должна работать все время. Деньги заплачены. От того, что техника стоит, денег не прибавляется. Очень важный момент – использование роботов по максимуму». 

– С какими сложностями столкнулись при интеграции и настройке системы?

– Очень много разных сложностей было. Первая – перейти со штрихкода на RFID. Изначально роботизированная система была заточена на штрихкод, но мы и наши поставщики используем RFID-метки. «НИССА Инжиниринг» полностью адаптировала программное обеспечение под работу по RFID-меткам.

Вторая сложность – уникальность нашего кейса. Мы в сети «Декатлон» стали первыми в мире, кто сделал отдельную зону для интернет-заказов на общем складе и установил туда роботов. К примеру, наши коллеги в Китае успешно реализовали похожий проект два года назад. Во Франции на складе тоже используют роботов. Но у нас с ними разные процессы. А когда мы обращались во французский Decathlon за помощью, они часто говорили, что не знают, как нам помочь, таких проблем у них не возникало, поскольку их логистика устроена иначе. Более-менее похожую технологию внедрил Amazon на своем складе в конце 2014 года.

Еще одна из сложностей – двигаться постепенно, поэтапно. Мы начали с глубины очереди в один робот, куда поместили 10% товара. Как только поняли, что все надежно работает на нескольких станциях одновременно, мы увеличили глубину очереди до трех роботов. Основная отладка системы проходила один месяц, было много нюансов, проблем, пока мы настраивали все процессы. Сейчас все работает стабильно, и мы более чем довольны результатом. 

Естественно, когда внедряешь что-то новое на рынке, всегда есть страх первопроходца. Но мы понимали, что нас не бросят: техническая поддержка отвечала на наши вопросы днем и ночью. А успешный китайский опыт вселял в нас уверенность: если там все заработало, почему не должно работать у нас? 

Александр Шульц, «Декатлон»: «Теперь мы собираем заказы так быстро, что не успеваем паковать»

Фото: Retail.ru

– Почему компании неохотно автоматизируют процессы и никто не использовал эту технологию до вас? Что изменится после вашего успешного кейса?

– Многие компании говорят, что автоматизацию в России делать невыгодно – рабочая сила стоит дешевле, чем амортизация оборудования. Довод хороший. Но если в организации работают 4 тысячи сотрудников и половина уходит на карантин (как это было в прошлом году), невозможно не потерять в качестве. Дополнительные потери компании несут в пик сезона, например, перед новогодними праздниками. Это не наш пример. Но я знаю, что такое бывает на рынке: когда ритейлер нанимает сезонных сотрудников, то первое, что происходит, – ломается канализация (пронести товар через проходную тяжело, но надеть-то на себя можно, а старые вещи куда?). Всегда кажется, что ручной труд дешевле, но надо посчитать все затраты, включая даже работу сантехника.

Владимир Кретинин, коммерческий директор «НИССА Инжиниринг»: «На самом деле мы не первый год обсуждаем с заказчиками проекты, в том числе подобного типа. Всем нравятся расчеты, информация, экскурсия по работающим предприятиям. А дальше так – не хочу быть Гагариным, давайте мы будем вторыми. Теперь после «Декатлон» процесс масштабирования подобных проектов пойдет легче, так как появился прецедент. Второй момент – «Декатлон» не проснулся однажды утром с мыслью: я хочу роботизироваться. Эта идея созревала давно, они изучали возможности технологии, еще до начала тестирования. Зерно упало на благодатную почву, потому что люди в этом плане были крайне адекватные. В других компаниях обычно начиналась самодеятельность – руководство придумывает какие-то безумные сценарии, тратит время и в итоге выясняет, что система работает не так, есть подводные камни. В «Декатлон» руководство понимало, что робот – это не просто чудо, это рабочий инструмент». 

– Планируете ли автоматизировать другие процессы и склады?

– Безусловно. Скоро на склад в Москву приедут упаковочные машины, которые будут выдавать пакеты по размеру заказа, запаковывать их и отправлять в зону доставки. 

Теперь мы собираем так быстро, что не успеваем паковать. Пришлось перераспределить штат и часть людей отправить на упаковку.

Еще у нас успешно роботизирован склад в Санкт-Петербурге, возможно, установим роботов на склад в Казани. Сейчас мы на стадии проектирования, пока просчитываем, насколько это будет целесообразно. 

В целом в вопросах автоматизации мы всегда стараемся избежать статики, когда, к примеру, ставят сортировочные машины на 200 квадратных метров. А когда задачи и планы меняются, не знают, куда их применить. В нашем случае нужен только пол, тут 100% гибкость системы. И даже если кардинально меняется куча параметров, то в относительно короткий период (от двух дней до трех недель) можно все перенастроить, не останавливая сам процесс. Если число заказов сильно вырастет, мы просто добавим еще роботов. 

– Розничная сеть развивается так же активно, как и онлайн? 

– Офлайн-канал у нас тоже растет, но более плавно. Физические магазины мы развиваем, но планируем расширяться скорее в тех городах, где сейчас оперируем. А новые города будем завоевывать за счет онлайн-канала.

При этом мы недавно начали тестировать небольшие форматы магазинов. В начале апреля мы открыли первый корнер в гипермаркете Globus в Красногорске. Площадь магазина – 350 квадратных метров, в ассортименте около 1,5 тысячи наименований. Пилотный период продлится четыре месяца. И если все будет хорошо, то будем развивать сотрудничество с сетью Globus дальше, масштабировать проект. 

Также тестируем формат бутика с ограниченным ассортиментом товаров. Такой магазинчик мы открыли на Красной Поляне. Ассортимент формируется под отдыхающих на курорте и меняется в зависимости от сезона: зимой – все для зимних видов спорта, летом – для пешего туризма. Если формат будет эффективен, мы, возможно, и дальше будем открывать похожие локальные точки по разным видам спорта.

Чтобы понять, насколько эффективен магазин, мы обычно даем ему 24 месяца. По истечении этого срока смотрим на параметры и перспективу. Если понятно, почему плохие показатели в конкретной точке, то мы стараемся их улучшить, например, меняем коммуникацию, рекламу, мерчандайзинг, ассортимент. И магазин продолжает работать. Если понимаем, что все перепробовали, но ничего не помогает, – закрываем объект.

Самый популярный спортивный товар в «Декатлоне»:

  • в 2020 году – набор из двух гантелей по 1,5 кг каждая;

  • зимой 2021 года – одноразовая универсальная грелка для рук;

  • в любое время года – вода минеральная столовая 0,5 л в пластиковой бутылке.

– Кто ваш основной конкурент? 

– Прямых конкурентов у нас нет. Некоторые говорят, что наш конкурент – «Спортмастер», но мы считаем его скорее соседом по рынку. В «Спортмастере» другая модель бизнеса, они, по сути, перекупщики, там представлено много брендов, а СТМ на уровне 10%. Кстати, у них появились собственные бренды после того, как мы вышли на российский рынок, до этого у них не было своих марок.

Мы же около 99% нашего ассортимента разрабатываем, изготавливаем и реализуем сами. Даже самокаты и велосипеды – часть мы делаем в Европе (Италия, Франция и Португалия), часть на фабрике «Форвард» в Перми. Сами делаем спортивные батончики и воду.

Мы заинтересованы взять объемом, поэтому нас низкая маржинальность бизнеса, хорошее соотношение цены и качества. В определенных видах спорта, очень узких и специализированных, у нас в линейке нет предложения.

Например, профессиональные беговые кроссовки на длинные дистанции мы закупаем у бренда Asics. Но в основном сами справляемся. Около 40% товаров мы производим в России, а 60% возим из Китая, Индии, Бангладеш и других стран. 

Мы настроены быть соседями со всеми игроками рынка, а если это возможно, то и партнерами. Например, продавать свой ассортимент в «Спортмастере». Мы считаем, что чем больше возможностей у всех компаний на рынке, тем он шире, а клиентов и любителей спорта больше. Выигрывают от такого партнерства все.

Яна Морозова, Ольга Крыкова, Retail.ru 

Интервью

Декоративное изображение

Евгений Прохоров, «Шоколадница»: «Открытие новых заведений сейчас – это вызов для каждого розничного бизнеса»

Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами