Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Александр Малис: «Евросеть» остается в Беларуси
- «Евросеть» обещала принять решение о сохранении или закрытии бизнеса в Беларуси в июне. Судьба белорусского бизнеса уже решена?
- Мы приняли решение остаться. Безусловно, рынок Беларуси интересен. Наш бизнес здесь эффективен, и мы не планируем уходить. В целом, сейчас в Беларуси уникальная ситуация: рынок не консолидирован и не концентрирован, крупных игроков мало, сотовый ритейл может успешно пойти как по пути монобрендового развития, так и остаться мультибрендовым. В некоторых странах СНГ, например в Армении, монобрендовая модель очевидно побеждает. А в Беларуси, повторюсь, возможны оба пути развития. Если мультибрендовая модель останется востребованной здесь, то и мы останемся.
Кроме того, принимая решения оставаться или нет в Беларуси, мы оценивали и будем оценивать, насколько благоприятен бизнес-климат. Например, очень хорошо, что налог с продаж снизился с 15% до 5%. В России этот налог вообще был отменен еще несколько лет назад. Также нас беспокоит состояние белорусского рубля. За одну новогоднюю ночь на наши плечи легли большие валютные риски, когда рубль подешевел на 20,5% к доллару. Из-за периодических ограничений на покупку валют нам бывает тяжело расплачиваться с поставщиками.
По нашим оценкам, белорусский рынок мог бы интенсивно расти еще ближайшие год-полтора, если бы не кризис. Но даже сейчас, в принципе, перспективы у него есть, и неплохие.
- В странах, с рынков которых «Евросеть» официально уходит, компания указывала на широкий «серый» сегмент рынка. В Беларуси это, видимо, тоже является проблемой?
- Необходимо разделять представления о «серых» телефонах и «серых» поставках. «Серые» телефоны – это аппараты, которые не сертифицированы для данного рынка продаж, а «серые» поставки – это нелегальный ввоз без уплаты таможенной пошлины. «Евросеть» ввозит сертифицированные телефоны по легальным схемам во все страны, соответственно, платит всевозможные отчисления в бюджет.
Беларусь выгодно отличается тем, что здесь государство активно и успешно борется за обеление рынка. Например, серьезно рассматривается законодательная мера, при которой в стране могут работать только официально ввезенные в страну аппараты. Покупатели начинают задумываться. Те, кто хотел минутной выгоды, сэкономив на покупке телефона, через какое-то время могут вообще остаться без связи. Кроме того, правительство ввело контрольную маркировку всех телефонов.
Основным каналом сбыта «серых» телефонов, завезенных по «серым» схемам, в Беларуси являются Интернет-магазины. 95% Интернет-магазинов не платят ни НДС , ни налога с продаж, ни таможенных пошлин. Но серый рынок сокращается. По нашим данным, за год он сузился процентов на 10.
- Одной из причин возможного закрытия бизнеса в Беларуси называлась небольшая доля продаж на этом рынке в общем объеме продаж компании.
- Действительно в сумме Беларусь, Киргизия, Армения и Молдавия в общей структуре продаж занимают не более 1%, а доля «Евросети» на этих рынках варьируется от 10 до 30%. Но в Беларуси мы занимаем примерно 30% «белого» рынка.
- Как будет модифицирован белорусский бизнес?
- Основная задача «Евросети» в Беларуси – повышение эффективности. Мы оптимизируем бизнес-процессы, делаем их более результативными и прозрачными. Поскольку мы – розничная компания, то основной упор делаем на коммерческую составляющую и повышение доходов компании.
- Как вы прогнозируете изменение основных рынков мобильных телефонов, на которых представлена «Евросеть», в условиях кризиса?
- В России уровень падения рынка составит примерно 35%, в Украине – около 50%, в Беларуси – 35-40%. О казахстанском рынке трудно что-либо сказать, потому что все «радости» кризиса там проявились раньше, чем у остальных: продажи существенно снизились еще в августе. Сейчас ситуацию очень трудно прогнозировать, но в целом в Казахстане наше положение стабильно, ситуация не ухудшается.
- У «Евросети» есть антикризисная программа?
- Любые антикризисные программы направлены на уменьшение расходов, повышение доходов и оптимизацию бизнес-процессов. Мы работаем над снижением аренды, закрываем неэффективные торговые точки, открываем салоны в новых, более удачных местах, оптимизируем расходы на логистику. Очень серьезно работаем над товарными группами, представленными в наших салонах, оптимизируем ассортимент, делаем его более сбалансированным, повышаем оборачиваемость товара. Оборачиваемость, кстати, уже удалось улучшить более чем на 25%.
- Каковы планы развития «Евросети» на ближайшее время и в долгосрочной перспективе?
- Для того, чтобы компания чувствовала себя хорошо, нам необходимо от 3700 до 4500 торговых точек. Мы очень хорошо понимаем, что именно розница нас кормит, так что наша важнейшая цель - добиться того, чтобы каждый наш магазин находился в правильном месте и эффективно снабжался. Очевидно, что мы не исчерпали возможности диверсификации. Думаю, мы сможем найти свободную нишу. Мы еще не определили, каким будет итоговый формат наших магазинов. Нужно проделать большую работу, чтобы разобраться в том, что мы еще не сделали для наших покупателей, какими должны быть наши магазины, что должно поменяться.
Важнейшая вещь, за которую мы будем бороться снаружи и внутри компании, – это прибыльность. Мы хотим, чтобы наши сотрудники в рознице могли зарабатывать больше денег, а штаб-квартира поглощала как можно меньше средств. Мы считаем, что наша доля на рынке продаж мобильных телефонов должна быть выше. Она и сейчас продолжает увеличиваться, в том числе за счет ухода нескольких игроков.
«Евросеть» - компания, которая очень близка к тому, чтобы стать в один ряд с такими известными компаниями, как в Tesco в Англии или WalMart в Соединенных Штатах Америки. Я думаю, что мы сделаем «Евросеть» лидером ритейла СНГ, причем не только сотового. Хотя сейчас это звучит, как фантастика.
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.