5lb – крупнейшая в России сеть магазинов спортивного питания и витаминов, в которую входят 61 магазин в Москве и МО, интернет-магазин доставляет продукцию покупателям по всей России. Компания работает на рынке более 10 лет, количество лояльных покупателей около 300 тыс. человек. 5lb предоставляет широкий ассортимент – более 5000 SKU – продуктов для спортивного питания, витаминов, здорового, функционального и диетического питания, а также органических продуктов для ухода за кожей.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
5lb: «Мы не хотим сокращать персонал, но откуда брать деньги на зарплату – непонятно»
Сеть магазинов спортивного питания 5lb состоит из 61 розничной точки и интернет-магазина. До недавнего времени 80% продаж компания осуществляла в своих физических магазинах. Retail.ru попросил директора по продажам сети 5lb Артема Идрисова рассказать, как пандемия и режим самоизоляции повлияли на деятельность компании, насколько упала выручка и какие решения компании уже пришлось предпринять, чтобы перестроиться на работу в новом режиме.
– Как росла ваша компания до 2020 года и как изменилась ситуация сейчас?
– С увеличением тренда на ЗОЖ продукция нашей сети приобретает всю большую популярность среди широкой аудитории, средний годовой прирост оборота до сегодняшнего дня составлял 20%. Но ситуация с COVID-19 развернула нас на 180 градусов: по итогам первой «нерабочей» недели мы уже оцениваем падение выручки в 85%.
– Как раньше распределялись продажи онлайн и офлайн?
– Поскольку наш сегмент достаточно специфичен и многие продукты требуют профессиональных консультаций, доля продаж в офлайне до кризиса значительно превышала онлайн, в процентном соотношении – 80% мы продавали офлайн, 20% – онлайн.
– Все ли розничные магазины пришлось закрыть?
– Мы оказались заложниками странной ситуации, когда не понимаем, имеем ли право работать (сеть 5lb осуществляет розничную продажу продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, в том числе указанных в приложении 1 Указа), но некоторые арендодатели обязали нас закрыться. В некоторых торговых точках, находящихся вне ТЦ, мы пытались работать, но приходили люди из Управы в сопровождении и в приказном порядке закрывали магазины, не имея на руках даже предписания. Сейчас все магазины закрыты, работают только пункты самовывоза.
– Будете ли вы сокращать персонал розничных магазинов? Как выходите из ситуации, когда надо платить аренду, зарплаты, а магазины не могут полноценно работать?
– Ситуация сейчас крайне сложная: арендодатели не хотят признавать период официально объявленных выходных дней как форс-мажор (и все арендные платежи сохраняются), магазины закрыты, заказов нет, при этом сотрудникам, находящимся «на каникулах», необходимо платить зарплату. Мы не хотим и не можем сокращать персонал розничных точек, но откуда брать деньги на заработную плату – в настоящий момент непонятно совершенно, особенно после решения президента о продлении нерабочего периода до конца месяца. То же самое и у других коллег по отрасли.
Понимая, какие убытки уже несет индустрия, со стороны НАИСП (Национальная ассоциация индустрии спортивного питания) в МТПП была направлена инициатива о поддержке предпринимателей с предложением частичной компенсации заработной платы сотрудников (на время «каникул» и вынужденного простоя объектов розничной торговли), налоговых льгот и отмене налога на имущество для собственников помещений при условии отмены арендных платежей на период закрытия магазинов.
– Насколько выросли онлайн-продажи товаров после введения режима самоизоляции?
– Онлайн-продажи показали рост в 20% только за третью неделю марта, что было обусловлено падением посещаемости ТЦ (то есть часть клиентов перешла в онлайн), но это даже близко не покрыло цифры убытков по розничным магазинам. При этом увеличилось количество заказов, а средний чек, наоборот, упал. Тренд продержался всего неделю, далее последовало резкое падение. Причин здесь достаточно много: это и закрытие фитнес-клубов 21 марта в Москве и 23 марта в МО, и снижение покупательской способности, и смещение спроса (многие закупились впрок).
– На какие товары спрос вырос больше всего?
– Безусловно, из нашего ассортимента сейчас самый большой спрос на продукты для укрепления иммунитета и витамины, которые для удобства мы выделили в отдельную категорию, рост которой составил +30%.
– Как вам пришлось перестраивать бизнес-процессы в связи с прекращением работы розничных магазинов и переходом работы в онлайн?
– В бэк-офисе мы бросили все силы на обеспечение максимального качества и скорости курьерского сервиса и пополнение складских остатков, запустили рекламу сразу по нескольким онлайн-каналам, разработали антикризисные реферальные программы. Пришлось быстро создавать новые кросс-функциональные команды и переориентировать некоторых сотрудников на абсолютно новую работу, чтобы хоть частично компенсировать ФОТ на этот период и сохранить рабочие места.
– Хватает ли вам курьеров? Увеличилось ли время доставки?
– К счастью, у нас своя логистическая служба, в которой процессы выстраивались годами, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что заказы по Москве и МО доставляются за 1 день, а если оформить утром, то день в день. Пока мы переживаем только за то, что может возникнуть сбой, если введут спецпропуска или иные ограничения передвижения по городу, так как может потребоваться время на период разъяснений и получения пропусков, ведь такие механики у нас заранее не анонсируют.
– Как вы обеспечиваете безопасность своего персонала и покупателей?
– Курьеры обеспечены необходимыми средствами защиты (маски, санитайзеры, чистящие средства) и инструкциями по безопасности, внедрена бесконтактная доставка, при оформлении заказа мы рекомендуем предоплачивать его на сайте во избежание контакта с деньгами и курьерами; на складе все входящие и исходящие поступления обрабатываются санитарными средствами, все сотрудники склада работают в средствах защиты – масках и перчатках, ежедневно замеряется температура.
– Корректировали ли вы ассортимент магазина за последний месяц?
– По большей части, ассортимент корректировался вынужденно – исходя из того, какие поставки успели до нас доехать. Но если говорить о мерчандайзинге и маркетинге, то упор делался в основном на витамины и продукты для поддержания иммунитета, что сейчас пользуется самым большим спросом.
– Как себя чувствуют ваши партнеры по бизнесу, поставщики, есть ли перебои с поставками?
– Некоторые наши партнеры (а это локальные дистрибьюторы импорта) находятся в еще более сложной ситуации, ведь, с одной стороны, нет поставок (ввиду карантина зарубежных предприятий), с другой – нет заказов (клиенты закрыты), а еще есть большая дебиторская задолженность.
При таких обстоятельствах поставщик вынужден пересматривать свою коммерческую деятельность, сокращать импорт, оптимизировать расходы.
Ситуация усугубляется тем, что многие предприятия в индустрии спортивного питания относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, которые могут не выдержать простоев в работе в связи с пандемией коронавируса. Многие игроки рынка вынуждены будут прекратить деятельность. Несмотря на то что на индустрию значительно влияют введенные ограничительные меры в связи с коронавирусом, отрасль не включена в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный Правительством РФ. В связи с этим использовать предложенные государством меры поддержки не представляется возможным. На рынке эта ситуация может привести к тому, что образуется дефицит продукции специализированного спортивного питания. Уже сейчас, в связи с закрытием специализированных магазинов в условиях пандемии коронавируса, население ограничено в доступности продукции.
– Как вы думаете, в каком состоянии будет ваш бизнес после того, как закончится карантин?
– Как и практически любой другой бизнес в нашей стране, наша компания уже находится в депрессивном состоянии. Есть нерентабельные за март торговые точки, которые придется закрыть в связи с падением объемов продаж, и мы уже закрыли несколько. При прогнозируемом раскладе закрыть придется около 20% магазинов. Но по-прежнему в этой ситуации для нас много неизвестных: мы пока не понимаем, что будет с онлайн-торговлей в нашем сегменте в случае усиления мер. Так же сложно прогнозировать спрос, ведь, с одной стороны, мы не относимся к товарам первой необходимости, но с другой – понимаем потребность населения в нашей продукции и ожидаем более быстрой реабилитации.
– Что первое вы сделаете после того, как отменят карантин?
– Прежде всего всем придется «зализывать финансовые раны». Мы однозначно оптимизируем расходы с точки зрения долгосрочной стратегии, усилим направление digital , ведь оно будет приоритетным, так как большинство офлайн-потребителей за это время перейдут в онлайн. Если стараться извлекать плюсы из ситуации, то уже можно сказать, что происходящее учит нас быть более гибкими и оперативно реагировать на любые изменения. Мы также убеждены, что за это время люди изменят свое отношение к здоровью и к моменту разморозки своих фитнес-карт со всем «карантинным багажом» гораздо охотнее начнут заниматься спортом, соответственно, возродится и спрос на наши товары.
Retail.ru
Почитайте также другие статьи:
Анастасия Черданцева, MIXIT: «Средства по уходу за собой продолжают покупать, но средний чек упал»
Дмитрий Левицкий: «Доставка не спасет никого»
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «В период рецессии рынок будет консолидироваться все быстрее»
Мстислав Воскресенский: «Игроки e-grocery – в полном шоколаде»
Артур Баширов, «Точка»: «Не могли предположить, что партнеры начнут закрываться один за другим»
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.