5lb – крупнейшая в России сеть магазинов спортивного питания и витаминов, в которую входят 61 магазин в Москве и МО, интернет-магазин доставляет продукцию покупателям по всей России. Компания работает на рынке более 10 лет, количество лояльных покупателей около 300 тыс. человек. 5lb предоставляет широкий ассортимент – более 5000 SKU – продуктов для спортивного питания, витаминов, здорового, функционального и диетического питания, а также органических продуктов для ухода за кожей.
Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
5lb: «Мы не хотим сокращать персонал, но откуда брать деньги на зарплату – непонятно»
Сеть магазинов спортивного питания 5lb состоит из 61 розничной точки и интернет-магазина. До недавнего времени 80% продаж компания осуществляла в своих физических магазинах. Retail.ru попросил директора по продажам сети 5lb Артема Идрисова рассказать, как пандемия и режим самоизоляции повлияли на деятельность компании, насколько упала выручка и какие решения компании уже пришлось предпринять, чтобы перестроиться на работу в новом режиме.
– Как росла ваша компания до 2020 года и как изменилась ситуация сейчас?
– С увеличением тренда на ЗОЖ продукция нашей сети приобретает всю большую популярность среди широкой аудитории, средний годовой прирост оборота до сегодняшнего дня составлял 20%. Но ситуация с COVID-19 развернула нас на 180 градусов: по итогам первой «нерабочей» недели мы уже оцениваем падение выручки в 85%.
– Как раньше распределялись продажи онлайн и офлайн?
– Поскольку наш сегмент достаточно специфичен и многие продукты требуют профессиональных консультаций, доля продаж в офлайне до кризиса значительно превышала онлайн, в процентном соотношении – 80% мы продавали офлайн, 20% – онлайн.
– Все ли розничные магазины пришлось закрыть?
– Мы оказались заложниками странной ситуации, когда не понимаем, имеем ли право работать (сеть 5lb осуществляет розничную продажу продовольственных товаров и (или) непродовольственных товаров первой необходимости, в том числе указанных в приложении 1 Указа), но некоторые арендодатели обязали нас закрыться. В некоторых торговых точках, находящихся вне ТЦ, мы пытались работать, но приходили люди из Управы в сопровождении и в приказном порядке закрывали магазины, не имея на руках даже предписания. Сейчас все магазины закрыты, работают только пункты самовывоза.
– Будете ли вы сокращать персонал розничных магазинов? Как выходите из ситуации, когда надо платить аренду, зарплаты, а магазины не могут полноценно работать?
– Ситуация сейчас крайне сложная: арендодатели не хотят признавать период официально объявленных выходных дней как форс-мажор (и все арендные платежи сохраняются), магазины закрыты, заказов нет, при этом сотрудникам, находящимся «на каникулах», необходимо платить зарплату. Мы не хотим и не можем сокращать персонал розничных точек, но откуда брать деньги на заработную плату – в настоящий момент непонятно совершенно, особенно после решения президента о продлении нерабочего периода до конца месяца. То же самое и у других коллег по отрасли.
Понимая, какие убытки уже несет индустрия, со стороны НАИСП (Национальная ассоциация индустрии спортивного питания) в МТПП была направлена инициатива о поддержке предпринимателей с предложением частичной компенсации заработной платы сотрудников (на время «каникул» и вынужденного простоя объектов розничной торговли), налоговых льгот и отмене налога на имущество для собственников помещений при условии отмены арендных платежей на период закрытия магазинов.
– Насколько выросли онлайн-продажи товаров после введения режима самоизоляции?
– Онлайн-продажи показали рост в 20% только за третью неделю марта, что было обусловлено падением посещаемости ТЦ (то есть часть клиентов перешла в онлайн), но это даже близко не покрыло цифры убытков по розничным магазинам. При этом увеличилось количество заказов, а средний чек, наоборот, упал. Тренд продержался всего неделю, далее последовало резкое падение. Причин здесь достаточно много: это и закрытие фитнес-клубов 21 марта в Москве и 23 марта в МО, и снижение покупательской способности, и смещение спроса (многие закупились впрок).
– На какие товары спрос вырос больше всего?
– Безусловно, из нашего ассортимента сейчас самый большой спрос на продукты для укрепления иммунитета и витамины, которые для удобства мы выделили в отдельную категорию, рост которой составил +30%.
– Как вам пришлось перестраивать бизнес-процессы в связи с прекращением работы розничных магазинов и переходом работы в онлайн?
– В бэк-офисе мы бросили все силы на обеспечение максимального качества и скорости курьерского сервиса и пополнение складских остатков, запустили рекламу сразу по нескольким онлайн-каналам, разработали антикризисные реферальные программы. Пришлось быстро создавать новые кросс-функциональные команды и переориентировать некоторых сотрудников на абсолютно новую работу, чтобы хоть частично компенсировать ФОТ на этот период и сохранить рабочие места.
– Хватает ли вам курьеров? Увеличилось ли время доставки?
– К счастью, у нас своя логистическая служба, в которой процессы выстраивались годами, и сегодня мы с уверенностью можем сказать, что заказы по Москве и МО доставляются за 1 день, а если оформить утром, то день в день. Пока мы переживаем только за то, что может возникнуть сбой, если введут спецпропуска или иные ограничения передвижения по городу, так как может потребоваться время на период разъяснений и получения пропусков, ведь такие механики у нас заранее не анонсируют.
– Как вы обеспечиваете безопасность своего персонала и покупателей?
– Курьеры обеспечены необходимыми средствами защиты (маски, санитайзеры, чистящие средства) и инструкциями по безопасности, внедрена бесконтактная доставка, при оформлении заказа мы рекомендуем предоплачивать его на сайте во избежание контакта с деньгами и курьерами; на складе все входящие и исходящие поступления обрабатываются санитарными средствами, все сотрудники склада работают в средствах защиты – масках и перчатках, ежедневно замеряется температура.
– Корректировали ли вы ассортимент магазина за последний месяц?
– По большей части, ассортимент корректировался вынужденно – исходя из того, какие поставки успели до нас доехать. Но если говорить о мерчандайзинге и маркетинге, то упор делался в основном на витамины и продукты для поддержания иммунитета, что сейчас пользуется самым большим спросом.
– Как себя чувствуют ваши партнеры по бизнесу, поставщики, есть ли перебои с поставками?
– Некоторые наши партнеры (а это локальные дистрибьюторы импорта) находятся в еще более сложной ситуации, ведь, с одной стороны, нет поставок (ввиду карантина зарубежных предприятий), с другой – нет заказов (клиенты закрыты), а еще есть большая дебиторская задолженность.
При таких обстоятельствах поставщик вынужден пересматривать свою коммерческую деятельность, сокращать импорт, оптимизировать расходы.
Ситуация усугубляется тем, что многие предприятия в индустрии спортивного питания относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса, которые могут не выдержать простоев в работе в связи с пандемией коронавируса. Многие игроки рынка вынуждены будут прекратить деятельность. Несмотря на то что на индустрию значительно влияют введенные ограничительные меры в связи с коронавирусом, отрасль не включена в перечень наиболее пострадавших отраслей экономики, утвержденный Правительством РФ. В связи с этим использовать предложенные государством меры поддержки не представляется возможным. На рынке эта ситуация может привести к тому, что образуется дефицит продукции специализированного спортивного питания. Уже сейчас, в связи с закрытием специализированных магазинов в условиях пандемии коронавируса, население ограничено в доступности продукции.
– Как вы думаете, в каком состоянии будет ваш бизнес после того, как закончится карантин?
– Как и практически любой другой бизнес в нашей стране, наша компания уже находится в депрессивном состоянии. Есть нерентабельные за март торговые точки, которые придется закрыть в связи с падением объемов продаж, и мы уже закрыли несколько. При прогнозируемом раскладе закрыть придется около 20% магазинов. Но по-прежнему в этой ситуации для нас много неизвестных: мы пока не понимаем, что будет с онлайн-торговлей в нашем сегменте в случае усиления мер. Так же сложно прогнозировать спрос, ведь, с одной стороны, мы не относимся к товарам первой необходимости, но с другой – понимаем потребность населения в нашей продукции и ожидаем более быстрой реабилитации.
– Что первое вы сделаете после того, как отменят карантин?
– Прежде всего всем придется «зализывать финансовые раны». Мы однозначно оптимизируем расходы с точки зрения долгосрочной стратегии, усилим направление digital, ведь оно будет приоритетным, так как большинство офлайн-потребителей за это время перейдут в онлайн. Если стараться извлекать плюсы из ситуации, то уже можно сказать, что происходящее учит нас быть более гибкими и оперативно реагировать на любые изменения. Мы также убеждены, что за это время люди изменят свое отношение к здоровью и к моменту разморозки своих фитнес-карт со всем «карантинным багажом» гораздо охотнее начнут заниматься спортом, соответственно, возродится и спрос на наши товары.
Retail.ru
Почитайте также другие статьи:
Анастасия Черданцева, MIXIT: «Средства по уходу за собой продолжают покупать, но средний чек упал»
Дмитрий Левицкий: «Доставка не спасет никого»
Сергей Леонов, «Хороший выбор»: «В период рецессии рынок будет консолидироваться все быстрее»
Мстислав Воскресенский: «Игроки e-grocery – в полном шоколаде»
Артур Баширов, «Точка»: «Не могли предположить, что партнеры начнут закрываться один за другим»
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?