Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
3D в ритейле: настоящее и будущее технологии
О технологии 3D-проектирования в ритейле говорят как о технологии будущего. Но мало кто в России имеет представление, как она выглядит в реальности, и еще меньше примеряют ее на свой бизнес. А тем не менее некоторые ритейлеры в Европе уже внедрили и успешно используют технологию будущего. О применении 3D-технологии в рознице мы попросили рассказать Лорана Вальроффа, директора компании Dassault Systèmes в России и странах СНГ.
Что такое технология 3D в кинематографе или компьютерных играх известно всем, а как она выглядит в ритейле?
Представьте себе небольшой кинотеатр на 15 мест, расположенный у вас в офисе. Вы надеваете очки, берете в руки джойстик и оказываетесь в центре супермаркета. Вы можете передвигаться по нему, обходить стеллажи, брать товар с полок (разумеется, не руками, а джойстиком), рассматривать, класть обратно.
Для чего она используется?
В первую очередь для проектирования пространства магазинов в том случае, когда сеть активно развивается и открывает большое количество новых объектов. Для оптимального мерчандайзинга, размещения товаров на полках, составления планограмм, для поиска стратегии по работе с ассортиментом в конкретном магазине.
Европейский ритейл уже внедрил все, что только можно и оптимизировал свои процессы по максимуму, сейчас настало время говорить о том, как влиять на покупателя, как спрогнозировать его поведение, предсказать последствия действий ритейлера (например, перемещения оборудования или товаров на полке) и скорректировать поведение покупателя в нужном направлении, чтобы в итоге увеличить продажи.
Кто из европейских ритейлеров использует это решение?
Нашу платформу 3DExperienceв своей работе использует Carrefour.
Как спрогнозировать, какой товар будет брать с полок покупатель, и что он решит купить?
Делается выборка клиентов, их приглашают в виртуальную комнату, где измеряются различные поведенческие реакции покупателей. Например, при помощи датчиков отслеживается, куда направлен взгляд человека: что видит, например, высокий человек, а к какому товару приковано внимание ребенка. Все параметры можно измерить, проанализировать и спрогнозировать, как они отразятся в чеке.
Проявляют ли интерес к новой разработке российские ритейлеры?
Некоторые российские компании заинтересовало это решение. И уже в 2015 году в одной из продуктовых сетей (пока не буду называть ее имя) магазины будут проектироваться в 3D. Но это пока единичный случай.
В России еще очень много магазинов работают на бумаге или простейших программах типа Excel. И только когда начинается бурный рост компании, сеть начинает задумываться о том, как оптимизировать процессы.
Я бы сказал, что в России сейчас время освоения 2D-технологий. Сети начинают осваивать PLM (Product Lifecycle Management) –системы автоматизации, позволяющие управлять полным циклом изделия – начиная с разработки концепции, проектирования и производства до продаж и послепродажного обслуживания.
Еще 3 года назад этими технологиями никто не интересовался. Сейчас же интерес возрастает, в 2015 году планируют полностью перейти на новую технологию еще 4-5 российских компаний.
А кто уже перешел?
Например, Incity. Компания очень быстро развивалась, и собственник понял, что базовые решения уже не позволяют оперативно управлять сетью. Срок подготовки коллекций очень короткий – за год надо успеть разработать, произвести, доставить в магазины и продать как минимум четыре коллекции. И если продукция запаздывает, то найти виновного практически невозможно. Дизайнер винит технолога, технолог производителя и так по кругу. PLM-система исключила подобные ситуации.
Эту же технологию также решил использовать O'stin, правда, по иной причине – они решили заменить прежнюю, устаревшую систему.
В Европе PLM-технологию пользуют ритейлеры во всех сегментах. В модной индустрии небольшие сети, например Haglofs в Швеции, и мультимиллиардные бренды, как Gap. А также такие известные компании, как Guess, ColumbiaSportswear и Luxottica, Benetton, FjallRaven, ASICS, s.Oliver.
В одежном ритейле коллекции меняются достаточно часто. Возможно ли в этом сегменте использовать 3D-моделирование?
Осваивание этой технологии сообществом дизайнеров только начинается. Производители обуви (особенно кроссовок) уже применяют 3D-проектирование для своих коллекций, но не столько в дизайне, сколько для того, чтобы придать обуви нужные характеристики, прочность, износостойкость и другие параметры, которые помогают прогнозировать поведение обуви в разных условиях. Это классический промышленный процесс, схожий с моделированием машин и телефонов.
С одеждой все намного сложнее. Дизайнер, который создает коллекцию, рисует от руки, он никогда не будет трогать мышку – это претит его креативному процессу. Сами дизайнеры говорят что 3D для фэшн-ритейла сложнее, чем для самолетов. Но в индустрии моды есть дизайнеры, которым интересна эта технология, и они помогают нам понять, как осуществить 3D для фэшн.
В индустрии моды 3D-технология стала развиваться несколько в ином направлении – виртуальных примерочных.
Да. И сейчас уже запущен пилотный проект нового поколения магазинов – HugoBoss в Германии представляющий собой высокотехнологичный симбиоз виртуального и реального магазина. В магазин будущего покупатель приходит со своим виртуальным аватаром, на котором примеряется виртуальная одежда.
В России ничего подобного пока нет, но когда подобных проектов будет больше на Западе, уверен, что у российских ритейлеров интерес тоже появится.
Можно ли сказать, что российский ритейл более консервативен, чем западный?
Отнюдь. Часто мы видим руководителей, которые лучше знают свой бизнес, чем в европейцы, которые хорошо считают и быстро принимают решения. Но они часто очень требовательны и сами участвуют в проектах, и с этой точки зрения коэффициент успешных проектов в российском ритейле выше, чем в других отраслях. Мы видим любопытство, открытый взгляд и желание обучаться на опыте других ритейлеров.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?