SES-Imagotag – французский производитель электронных ценников. Решения компании используются в таких продуктовых сетях, как Edeka, Coop, Pam, Marks&Spenser, Lidl, Colruyt, Spar, Intermarche, SystemeU, Carrefour, Groupe Casino, Monoprix, Bio'c'Bon и других.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Зачем «Технодом» внедрил электронные ценники
Казахстанская сеть «Технодом» запустила пилот по использованию электронных ценников. Внедрение позволило в несколько раз ускорить запуск промоакций, значительно снизить количество ошибок, повысить эффективность магазина и качество сервиса. Электронные ценники способствуют объединению всех каналов продаж в рамках стратегии омниканальности сети и являются необходимым шагом в переходе к динамическому ценообразованию. По итогам пилота будет принято решение о масштабировании технологии на всю сеть.
Сеть бытовой техники и электроники «Технодом» образована в 2002 году в Алматы, в нее входят 84 магазина в 28 городах Казахстана, также в 2016 году в Кыргызстане был открыт трехэтажный флагманский магазин площадью более 2 тыс. кв. м. Ассортимент включает 2 тыс. SKU.
«Технодом» стал первым ритейлером Казахстана, внедрившим ценники нового поколения SES-Imagotag. Интегратором решения выбрана компания-интегратор «Икс-плэйс сервис».
Напомним, что первые электронные ценники, появившиеся на российском рынке более 20 лет назад, имели высокую себестоимость и являлись в основном частью имиджевых проектов. Тем не менее интерес ритейлеров к системам автоматизации индикации цен увеличивался, росло количество внедрений, технология постепенно совершенствовалась, эффективность использования росла, стоимость владения падала.
На рынок пришли устройства нового поколения, расширяющие возможности ритейлера и позволяющие вовлекать покупателя в диалог с сетью. Рассмотрим подробнее, какие задачи сети позволяют решать электронные ценники и в чем преимущество устройств нового поколения.
Стандартный набор
Внедрение электронных ценников позволяет ритейлеру запускать промоакции на большие группы товаров одновременно во всех магазинах. Сеть «Технодом» активно проводит различные акции и распродажи, такие как «Черная пятница» или Orange Day, требующие масштабного обновления ценников. При большом количестве SKU замена ценников довольно трудозатратный и длительный процесс.
Как рассказали в компании «Технодом», на замену одного бумажного ценника в среднем уходит около 5–7 минут; на печать ценников сотрудник ресепшн тратит более 20 часов в месяц, на проверку и корректировку регулярных цен – 2–3 часа в неделю.
После установки электронных ценников производительность резко возрастает: обновление информации занимает от 10 секунд до 30 минут и может производиться на товары всего ассортимента или выбранных категорий.
Покупатель узнает об актуальных скидках и специальных предложениях практически сразу после запуска акции.
Сокращаются ошибки линейного персонала, которые неизбежны при ручной замене ценников и влекут несовпадение цен на полке и на кассе, существенно снижая лояльность покупателей, подрывая доверие к ритейлеру.
Оптимизируется рабочее время сотрудников. Работникам торгового зала не приходится постоянно отслеживать актуальность ценников, поэтому они могут сконцентрироваться на обслуживании покупателей. Помимо этого, в связи с пандемией возникла высокая текучесть персонала, появились новые задачи, выросла нагрузка на персонал и его планирование.
Кроме того, благодаря снижению стоимости внедрения системы за последние 20 лет интерес к системам автоматизации индикации цен вырос в геометрической прогрессии и электронные ценники стали одним из самых перспективных направлений цифровизации бизнес-процессов для всех сфер ритейла.
Ключевые особенности ценников нового поколения
В ценниках SES-Imagotag обеспечена возможность замены батарейки. «Существенным недостатком первых версий электронных ценников была невозможность самостоятельной замены батарейки, – поясняет представитель компании «Икс-плэйс сервис». – Когда срок службы батарейки заканчивался, устройство необходимо было отправлять обратно производителю для ее замены. В оборудовании новой версии ритейлер может сам менять батарейку, этот процесс очень простой, не требующий специальной технической подготовки. Заряда батарейки хватает при различных сценариях использования от 5 до 10 лет».
Особое внимание стоит уделять возможности разобрать ценники и с точки зрения экологичности продукта. Сегодня практически по всех развитых странах внедряются строгие экологические требования по раздельной утилизации батареек и самих ценников.
Важное свойство – надежность крепления и антивандальная защита. Одной из ошибок первых ценников было неустойчивое крепление к полке, поэтому их нередко ломали, срывали и воровали. Сейчас производятся антикражные крепления – устройство встраивается прямо в рельсы с помощью металлического шифта. Экраны могут быть защищены от абразивной среды специальной линзой.
В плане читаемости электронный ценник не уступает бумажному: экран дисплея имеет высокое разрешение и обеспечивает качественное отображение графической и текстовой информации. Устройство имеет эстетичный тонкий корпус.
Программное обеспечение позволяет интегрироваться с программой лояльности и выводить на экран ценника стоимость товара по карте.
Добавлена возможность использования встроенных активных меток NFC, что позволяет обогатить потребительский опыт покупателя. Покупатель может считать метку, поднеся смартфон к ценнику, и получить больше информации о товаре: узнать состав, производителя, сроки годности, скидки по карте лояльности и прочее. Интеграция с мобильным приложением позволяет покупателям быстро находить нужный товар.
На экране размещается «маячок» – led-индикатор, помогающий выделять ценник. Функцию «маячка» удобно использовать при проведении маркетинговых акций или инвентаризации, чтобы быстро найти товар на полке.
Таким образом именно ценники нового поколения способны стать эффективным инструментом повышения продаж и снижения потерь, обеспечить построение покупательского пути и высокий уровень сервиса, а также открывают большие возможности цифровизации процессов.
«Выбирая решение для автоматизации индикации цен, команда проекта сети «Технодом» старалась учесть ошибки, сделанные первооткрывателями внедрения цифровых ценников среди ритейлеров, такие как выбор моделей без возможности самостоятельной замены батареек, отсутствие обратной связи и систем мониторинга, неудобный интерфейс для работы с изменениями макетов и другие, – рассказывает Антон Викторович Судариков, директор по розничным продажам «Технодом». – Выбор электронных ценников нового поколения оправдан несколькими ключевыми параметрами: оперативное изменение цены, возможность проведения специальных акций на весь ассортимент сразу, улучшение клиентского сервиса за счет предоставления таких функций, как использование модуля NFC. Наряду с другими применяемыми нами технологиями электронные ценники способствуют объединению всех каналов продаж в рамках стратегии омниканальности».
Среди разных вариантов выбраны ценники SES Imagotag, так как производитель сумел предложить наиболее совершенную и надежную в работе систему.
«Программное обеспечение Imagotag предоставляет удобный для клиента интерфейс по работе с дизайном будущего макета ценника, позволяет создать неограниченное количество шаблонов и оперативно вносить изменения в процессе продуктивной эксплуатации, – рассказывает представитель компании «Икс-плэйс сервис». – Сеть «Технодом» поставила перед нами задачу автоматизировать большинство процессов ценообразования и изменения цен, именно поэтому важное место в проработке проекта было отведено созданию различных сценариев. Так, специально для сети «Технодом» разработаны дизайн-макеты ценников для разных акций и сценариев. Например, если товар участвует в акции “Черная пятница”, происходит инверсия цвета – фон автоматически становится черным, а буквы – белыми или красными. Такой ценник легко заметить и быстро найти».
От ценника – к динамическому ценообразованию
Установка электронных ценников – только первый этап автоматизации управления ценами. Следующий этап цифровизации сети «Технодом» – динамическое ценообразование, построение стратегии регулирования цен в зависимости от конъюнктуры рынка и текущей ситуации. Динамическое ценообразование – программный комплекс, позволяющий анализировать множество факторов и изменять цены без участия человека. Например, учитывать срок годности продукта, валютный курс, цену конкурентов и даже погоду. Система работает на базе искусственного интеллекта, анализирующего информацию без участия человека. Менеджеру не приходится принимать решение о скидках на товар, все делает программа.
«Системы искусственного интеллекта позволяют управлять ценообразованием в условиях конкуренции, роста онлайн-ритейла и падения платежеспособности населения, адаптировать цены каждого магазина к тем условиям, в которых он находится, что повышает его эффективность, – говорит Антон Судариков. – Возможно, «Технодом» в будущем сможет использовать искусственный интеллект, и первый шаг к системе динамического ценообразования через внедрение электронных ценников нового поколения уже сделан! Именно ценники серии vusion отвечают стратегии сети «Технодом», позволяя в полной мере использовать потенциал динамического ценообразования и предоставить новый покупательский опыт».
Когда окупится внедрение?
Расчет окупаемости внедрения ценников складывается из многих факторов и зависит от сценариев использования – частоты смены цен, маркетинговой активности, квалификации и загруженности персонала. В сети «Технодом», при сохранении ценовой политики без изменения интенсивности замены цен, срок окупаемости в среднем составит 4 года.
Но также при расчете окупаемости помимо прямых затрат стоит принимать во внимание возможные потери и недополученную прибыль, вызванные несвоевременным изменением акционной цены, ошибочными ценами, невозможностью быстрой корректировки и что самое опасное – потерей лояльности покупателя. Например, выяснения на кассе причины несовпадения цены на полке и в чеке сильно бьют по репутации ритейлера.
«Даже незначительные отклонения – всего на 1–2% – в соотношении верных и неверных цен влияют на возврат инвестиций, вложенных в проект, – поясняет представитель компании «Икс-плэйс сервис». – Симбиоз двух – трех сценариев увеличения интенсивности работы над ценами уменьшает срок окупаемости до года и менее. При этом гибкое изменение сценариев или добавление новых фактически не увеличивают инвестиционную часть проекта».
Ценники дают инструмент для проведения сценариев, которые либо очень осложнены, либо вообще невозможны при ручном изменении цен: «счастливые часы» или «цены выходного дня», когда цены меняются на весь ассортимент на очень короткий срок.
Еще одна значимая статья экономии – фонд оплаты труда. Дистанционная замена ценников позволяет перевести сотрудников торгового зала на другие задачи.
Пока новое решение тестируется во флагманском магазине компании «Технодом». По результатам пилотного запуска будет принято решение о масштабировании технологии на всю сеть.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?