Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Зачем маркетплейсу банк
Ozon создал собственный банк, на основе которого развивается направление финтех. В компании считают, что финтех – важный двигатель екома. Как показали операционные результаты, ставка на внутренние сервисы себя оправдала: по итогам III квартала 2022 года количество активных пользователей Ozon карты, самого массового финтех-продукта, достигло 10,7 млн.
В мае 2021 года Ozon приобрел 100% уставного капитала «Оней Банка» у «Совкомбанка» для создания собственного «Ozon Банка» и запуска финтех-продуктов. «Приобретение кредитной организации дало нам банковскую лицензию для развития собственных финансовых сервисов для покупателей и продавцов, – поясняет Андрей Личманов, председатель правления «Ozon Банка». – Операционные результаты показывают, что ставка на развитие инхаус-сервисов была верной и позволила нам не только повысить лояльность клиентов, но и увеличить партнерскую и клиентскую базу».
В финтехе Ozon развивает два направления – b2с для покупателей маркетплейса и b2b – для предпринимателей.
Сервисы для покупателей
В направлении b2с первый продукт банка – «Ozon счет» – был внедрен в 2021 году. Впоследствии этот продукт трансформировался в сервис «Ozon карта», представляющий собой виртуальную карту для покупок в интернете. Кроме виртуальной, покупатели могут заказать пластиковую карту и по ней совершать покупки в любых магазинах. К карте подключен Mir Pay. Особенность карты в том, что по ней даются скидки до 30% на площадке Ozon и кэшбэк до 10% на остальные покупки.
«Казалось бы, зачем маркетплейсу транзакционные b2c -сервисы, ведь для обеспечения расчетов есть специализированные финансовые организации, – говорит Андрей Личманов. – Но мы поняли, что если сможем предоставлять пользователю полезные финансовые инструменты, то получим более лояльных клиентов, а значит, и повышение среднего чека, увеличение количества и частоты покупок на маркетплейсе.
При этом важно предоставить покупателю тот продукт, который он будет заинтересован использовать, потому что, если по-прежнему будет удобнее привязать карту другого банка, ему не нужен никакой дополнительный инструмент. С этим инструментом должно быть выгодно и удобно совершать покупки».
Чтобы предоставить покупателям транзакционные инструменты, компания начала с партнерских проектов. Но опыт показал, что партнеры далеко не всегда могут обеспечить желаемый уровень гибкости, скорости и бесшовности. Теперь, когда есть собственный банк и карта, можно быстро реагировать на изменения рынка, вводить новые услуги и продукты, обеспечивать бесшовность пользовательского сценария.
Когда пользователь заходит на маркетплейс и делает покупку, он просто нажимает кнопку «с Ozon картой». Дальше происходят внутренние операции: подключаются юридические инструменты, действуют протоколы информационной безопасности, осуществляется межбанковское взаимодействие.
С помощью собственного банка маркетплейс получает контроль за финансовыми операциями: банк работает по своей лицензии, управляет рисками и обеспечивает защиту данных клиентов. На всех этапах транзакционной цепочки банк понимает, что происходит с данными.
По итогам III квартала 2022 года Ozon карта стала одним из двух самых популярных способов оплаты на платформе, ее доля в обороте маркетплейса достигла 35%.
При этом ею пользуются наиболее лояльные платежеспособные покупатели маркетплейса: пользователи Ozon карты тратят в среднем в два раза больше и делают покупки на маркетплейсе в два раза чаще, чем те, кто использует другие способы оплаты.
На 30 сентября 2022 года количество активных пользователей карты, самого массового финтех-продукта компании, достигло 10,7 млн.
В поддержку предпринимателям
На площадке Ozon работают более 180 тыс. продавцов, поэтому направление b2b, сервисы для предпринимателей, являются не менее важной частью развития финтеха. Продукты банка позволяют небольшим бизнесам находить финансирование и комфортные схемы выплат. «В 2022 году многие продавцы столкнулись с последствиями турбулентности рынка, привлечь финансирование стало сложнее – банки урезали лимиты и повышали ставки, – говорит Андрей Личманов. – В этой ситуации мы решили действовать контрциклично – чтобы поддержать наших селлеров, увеличивали лимиты и сдерживали ставки».
Один из сервисов для предпринимателей – «Ozon кредит». С помощью личного кабинета продавец может направить заявку на кредит и получить финансирование до 100 млн рублей.
В 2022 году повышены лимиты финансирования более чем в два раза – раньше лимит был до 40 млн рублей. Срок займа составляет до 18 месяцев. Ставка для каждого продавца рассчитывается отдельно.
Помимо базовых кредитных продуктов есть другие решения. Например, «Гибкий график выплат» – продукт для увеличения продаж на площадке – работает просто: Ozon выплачивает деньги за проданные товары каждый день, сегодня продали – завтра получили. Комиссия зависит от оборота продавца.
Третий продукт – «Деньги до продаж», запущенный в апреле 2022 год, стал инновационным для рынка. Продавцы площадки, отгружающие товары на склад Ozon, могут получить денежные средства до продажи товаров. Выплата производится, как только товары приняты на хранение. В отличие от традиционного кредита здесь залогом является товар на складе. По этому продукту селлеры могут получить до 100 млн рублей, ставка составляет от 1,9% и выше, а заявку можно оформить в личном кабинете продавца.
В конце 2022 года компания запустила расчетно-кассовое обслуживание для продавцов. Пока оно доступно для индивидуальных предпринимателей, которые могут открыть счета в «Ozon Банке», чтобы пользоваться ими внутри и вне площадки. В 2023 году планируется сделать сервис доступным для всех продавцов. Кроме того, продавцы имеют возможность развивать на маркетплейсе свои программы лояльности с помощью сервиса «Ozon бонус», позволяющего начислять клиентам бонусы для повторных покупок в своих каналах.
В разработке компании на 2023 год находится целый ряд продуктов, направленных на привлечение и удержание как покупателей, так и продавцов.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Ритейл-2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт
Какие крупные компании могут зайти на рынок доставки продуктов и еды и зачем им это нужно?
Покупатель в онлайне: сравнивает, ищет мнения, ценит бренды, готов перепродать
4 кейса повышения продаж при помощи b2b-маркетплейса
От собственной доставки к маркетплейсу: возможности развития региональной розницы
Интервью
Алексей Базин, ТЦ «Град», Воронеж: «Мы хотим, чтобы магазины выступали “убийцами категорий”»
Зачем ТЦ собственные программа лояльности и парк, о реновации и привлечении трафика.