Реклама на retail.ru
Здесь может быть
Ваша реклама
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Здесь может быть Ваша реклама
ПодробнееПоделиться
Зачем маркетплейсу банк
Ozon создал собственный банк, на основе которого развивается направление финтех. В компании считают, что финтех – важный двигатель екома. Как показали операционные результаты, ставка на внутренние сервисы себя оправдала: по итогам III квартала 2022 года количество активных пользователей Ozon карты, самого массового финтех-продукта, достигло 10,7 млн.
В мае 2021 года Ozon приобрел 100% уставного капитала «Оней Банка» у «Совкомбанка» для создания собственного «Ozon Банка» и запуска финтех-продуктов. «Приобретение кредитной организации дало нам банковскую лицензию для развития собственных финансовых сервисов для покупателей и продавцов, – поясняет Андрей Личманов, председатель правления «Ozon Банка». – Операционные результаты показывают, что ставка на развитие инхаус-сервисов была верной и позволила нам не только повысить лояльность клиентов, но и увеличить партнерскую и клиентскую базу».
В финтехе Ozon развивает два направления – b2с для покупателей маркетплейса и b2b – для предпринимателей.
Сервисы для покупателей
В направлении b2с первый продукт банка – «Ozon счет» – был внедрен в 2021 году. Впоследствии этот продукт трансформировался в сервис «Ozon карта», представляющий собой виртуальную карту для покупок в интернете. Кроме виртуальной, покупатели могут заказать пластиковую карту и по ней совершать покупки в любых магазинах. К карте подключен Mir Pay. Особенность карты в том, что по ней даются скидки до 30% на площадке Ozon и кэшбэк до 10% на остальные покупки.
«Казалось бы, зачем маркетплейсу транзакционные b2c-сервисы, ведь для обеспечения расчетов есть специализированные финансовые организации, – говорит Андрей Личманов. – Но мы поняли, что если сможем предоставлять пользователю полезные финансовые инструменты, то получим более лояльных клиентов, а значит, и повышение среднего чека, увеличение количества и частоты покупок на маркетплейсе.
При этом важно предоставить покупателю тот продукт, который он будет заинтересован использовать, потому что, если по-прежнему будет удобнее привязать карту другого банка, ему не нужен никакой дополнительный инструмент. С этим инструментом должно быть выгодно и удобно совершать покупки».
Чтобы предоставить покупателям транзакционные инструменты, компания начала с партнерских проектов. Но опыт показал, что партнеры далеко не всегда могут обеспечить желаемый уровень гибкости, скорости и бесшовности. Теперь, когда есть собственный банк и карта, можно быстро реагировать на изменения рынка, вводить новые услуги и продукты, обеспечивать бесшовность пользовательского сценария.
Когда пользователь заходит на маркетплейс и делает покупку, он просто нажимает кнопку «с Ozon картой». Дальше происходят внутренние операции: подключаются юридические инструменты, действуют протоколы информационной безопасности, осуществляется межбанковское взаимодействие.
С помощью собственного банка маркетплейс получает контроль за финансовыми операциями: банк работает по своей лицензии, управляет рисками и обеспечивает защиту данных клиентов. На всех этапах транзакционной цепочки банк понимает, что происходит с данными.
По итогам III квартала 2022 года Ozon карта стала одним из двух самых популярных способов оплаты на платформе, ее доля в обороте маркетплейса достигла 35%.
При этом ею пользуются наиболее лояльные платежеспособные покупатели маркетплейса: пользователи Ozon карты тратят в среднем в два раза больше и делают покупки на маркетплейсе в два раза чаще, чем те, кто использует другие способы оплаты.
На 30 сентября 2022 года количество активных пользователей карты, самого массового финтех-продукта компании, достигло 10,7 млн.
В поддержку предпринимателям
На площадке Ozon работают более 180 тыс. продавцов, поэтому направление b2b, сервисы для предпринимателей, являются не менее важной частью развития финтеха. Продукты банка позволяют небольшим бизнесам находить финансирование и комфортные схемы выплат. «В 2022 году многие продавцы столкнулись с последствиями турбулентности рынка, привлечь финансирование стало сложнее – банки урезали лимиты и повышали ставки, – говорит Андрей Личманов. – В этой ситуации мы решили действовать контрциклично – чтобы поддержать наших селлеров, увеличивали лимиты и сдерживали ставки».
Один из сервисов для предпринимателей – «Ozon кредит». С помощью личного кабинета продавец может направить заявку на кредит и получить финансирование до 100 млн рублей.
В 2022 году повышены лимиты финансирования более чем в два раза – раньше лимит был до 40 млн рублей. Срок займа составляет до 18 месяцев. Ставка для каждого продавца рассчитывается отдельно.
Помимо базовых кредитных продуктов есть другие решения. Например, «Гибкий график выплат» – продукт для увеличения продаж на площадке – работает просто: Ozon выплачивает деньги за проданные товары каждый день, сегодня продали – завтра получили. Комиссия зависит от оборота продавца.
Третий продукт – «Деньги до продаж», запущенный в апреле 2022 год, стал инновационным для рынка. Продавцы площадки, отгружающие товары на склад Ozon, могут получить денежные средства до продажи товаров. Выплата производится, как только товары приняты на хранение. В отличие от традиционного кредита здесь залогом является товар на складе. По этому продукту селлеры могут получить до 100 млн рублей, ставка составляет от 1,9% и выше, а заявку можно оформить в личном кабинете продавца.
В конце 2022 года компания запустила расчетно-кассовое обслуживание для продавцов. Пока оно доступно для индивидуальных предпринимателей, которые могут открыть счета в «Ozon Банке», чтобы пользоваться ими внутри и вне площадки. В 2023 году планируется сделать сервис доступным для всех продавцов. Кроме того, продавцы имеют возможность развивать на маркетплейсе свои программы лояльности с помощью сервиса «Ozon бонус», позволяющего начислять клиентам бонусы для повторных покупок в своих каналах.
В разработке компании на 2023 год находится целый ряд продуктов, направленных на привлечение и удержание как покупателей, так и продавцов.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Ритейл-2022: разрыв связей, уход брендов, параллельный импорт
Какие крупные компании могут зайти на рынок доставки продуктов и еды и зачем им это нужно?
Покупатель в онлайне: сравнивает, ищет мнения, ценит бренды, готов перепродать
4 кейса повышения продаж при помощи b2b-маркетплейса
От собственной доставки к маркетплейсу: возможности развития региональной розницы
Интервью
![Декоративное изображение](https://www.retail.ru/upload/iblock/963/aa6xf0bem8tgudd4kqqy16gdy6g0oj0n/anonsA_d_aG_G_-E_v_a_.jpg)
Более 500 тысяч чеков за месяц делает один гипермаркет: действительно ли формат стагнирует и как ему поможет омниканальность?