Декоративное изображение
13 363

Поделиться

Внедрение онлайн-касс в «Бристоле»

Кто поставил задачу
Бристоль

«Бристоль» — федеральная сеть, состоящая примерно из 2700 магазинов в 30 субъектах РФ. В ассортименте представлены алкогольная и табачная продукция, а также продукты первой необходимости.

 
Кто решил задачу
ИТ-служба заказчика

В связи с тем, что проект в сети «Бристоль» — один из первых такого масштаба по переходу на онлайн-кассы, его курировала фирма «1С», программа которой используется в сети. Фирма «1С» специализируется на разработке, дистрибуции, издании и поддержке компьютерных программ. Из разработок компании наиболее известна система программ «1С:Предприятие» — решение ERP-класса для повышения эффективности предприятий, применяющееся более чем в 1,5 млн организаций.

 

Согласно требованиям законодательства, владельцы бизнеса обязаны привести кассовую технику в соответствие с требованиями 54-ФЗ до 1 июля 2017 г., чтобы в спокойном режиме настроить все процессы. «Бристоль» приступила к переоснащению магазинов заранее. Менеджмент логично предположил, что поскольку технология еще нигде не использовалась, то могут возникнуть трудности как в работе новых касс, так и с доработкой программного обеспечения и взаимопониманием с новой структурой – ОФД (оператором фискальных данных).

Алексей Вилков, ИТ бизнес-партнер сети магазинов «Бристоль» рассказал:«Мы приняли решение запустить пилотный проект по использованию онлайн-касс как можно раньше для того, чтобы решить следующие задачи:

  • протестировать решение и составить свою базу знаний по новой технологии;
  • минимизировать риски с дефицитом кассового оборудования и комплектующих;
  • минимизировать риски получения необходимых ресурсов от ЦТО;
  • внедрить новые процессы исполнения требований по кассовой дисциплине;
  • сократить дополнительные затраты порядка 13 млн руб. на преждевременную замену ЭКЛЗ всего кассового парка по требованию ФЗ-54.

Участники проекта

Со стороны ритейлера в проекте участвовали – разработчики, аналитики, куратор и руководитель проекта.

На момент запуска этого пилотного проекта еще не было готовых решений ни у ОФД, ни у производителей ККТ, ни у «1С». Доработка ПО должна была вестись с тестированием на реально работающем предприятии, поэтому в качестве соисполнителя выступила сама фирма «1С». Пилотный проект позволил оттестировать наработки по онлайн-кассам для программ «1С» и уже после этого включить их в тиражные решения, выпускаемые компанией.

 

Внедрение онлайн-касс в "Бристоле": проверка боем

При выборе производителей ККТ учитывалось, кто из них готов был предоставить работающую технику с драйверами – были приглашены  компании «Штрих-М» и «Атол».

Команда постоянно консультировалась с представителями ОФД (были выбраны трое – «ОФД-Платформа», «Первый ОФД» и «ОФД-Я») и ФНС.

Для пилотного подключения были выбраны несколько магазинов, закуплена кассовая техника.

«Еще на стадии инициализации проекта мы столкнулись со следующими основными вызовами, — рассказывает Алексей Вилков:

  • создание внутренней корпоративной компетенции по требованиям 54-ФЗ и по управлению жизненным циклом программно-аппаратного комплекса кассы;
  • создание площадки тестирования и разработки кассового решения;
  • отсутствие практики применения 54-ФЗ;
  • частичной готовности к исполнению требований 54-ФЗ всех участников новой технологии — ОФД, производители ККТ, ЦТО, производители кассового ПО, ИФНС».

Изменения в ПО

Магазины «Бристоль» работали на программном решении, созданном на предыдущей версии платформы «1С:Предприятие». Чтобы обеспечить работу программы с новым кассовым оборудованием, нужно было реализовать в ней и протестировать новые функции работы с ККТ. В ходе проекта в сети алкомаркетов было обеспечено взаимодействие кастомизированного решения на базе «1С:Розница» с кассовым оборудованием нового вида.

Внедрение онлайн-касс в "Бристоле": проверка боем

Для выполнения этой задачи в программе был создан новый вид оборудования, настроена совместная работа с ЕГАИС , доработана печать чека. Реализован новый процесс — внесение номера телефона покупателя, создан новый документ — чек коррекции, обеспечены персонализированные продажи, чего ранее в компании не было. В отчете о розничных продажах стали фиксироваться все необходимые данные по отправке чеков в ОФД): дата и номер первого неотправленного чека, количество таких чеков и номер кассовой смены.

Как отметила Валерия Молоканова, руководитель пилотных проектов компании «1С», платформа «1С:Предприятие» позволяет реализовывать, фактически, любые задачи, в том числе и уникального взаимодействия с оборудованием, в кастомизированных решениях для этого рекомендуется использовать типовые библиотеки — в данном случае «1С:Библиотеку подключаемого оборудования». Это позволяет существенно сэкономить время на внедрение и избежать ряда сложностей в проекте, поскольку в этом случае сама фирма «1С» отслеживает необходимость внесения изменений, реализует и полностью тестирует функционал – например, это касается форматов фискальных данных, обеспечения взаимодействия с ЕГАИС, ОФД и т. д. При этом в продуктах «1С» всегда сохраняется возможность самостоятельной доработки прикладного решения.

Трудности перехода

При реализации проекта определенную трудность представляла сложная схема коммуникаций между большим количеством участников проекта – специалистами «Бристоля», производителями ККТ, фирмой «1С», представителями ОФД и ФНС. Осложняло ситуацию, что внедрение производилось «с колес» — то есть, например, в 15 часов производители ККТ завершили работу над драйвером, а в 16 часов специалисты «1С» уже начинают его тестировать с оборудованием клиента.

Также сложности возникли из-за формата фискальных данных – пока проект реализовывался, форматы менялись, и было непонятно, какие будут поддерживаться в драйверах.

Дополнительной задачей стала переподготовка персонала – как технического, так и торгового. На системных администраторов были возложены новые функции, с которыми они раньше не сталкивались. Службу техподдержки обучали установке и тестированию новых касс. Новые процессы появились и в работе кассиров – теперь они должны спросить, хочет ли покупатель получить электронный чек. Также изменился процесс расчета скидок и процедура закрытия смены и дня. Для бухгалтерии изменился процесс сверки данных.

Алексей Вилков, ИТ бизнес-партнер сети магазинов БристольАлексей Вилков, ИТ бизнес-партнер сети магазинов «Бристоль»:

«В процессе реализации проекта было решено много дополнительных задач для сокращения отставания от утвержденного графика проекта, основные из которых были следующие:

  • переход к централизованному управлению подрядчиками по техническому обслуживанию касс в 35 субъектах Российской Федерации;
  • создание организационно-технической базы для управления графиком замены касс в условиях ограниченного подменного фонда, большого количества участников процесса и итераций по замене касс в сжатые сроки, активного развития торговой сети, нарушения сроков и состава поставки комплектов модернизации и фискальных накопителей;
  • автоматизированные инструменты постановки касс на учет в ЛК ФНС, контроля регистрации и корректной настройки кассы перед началом регистрации продаж, мониторинга состояния и ошибок касс».

Результаты

Первый «живой» чек был пробит 21 ноября 2016 года в Москве, этот срок был определен ФНС. С 23 ноября пилотная ККТ «Атол», работающая на ПО «1С:Розница 2.0», полностью перешла на рабочий режим. За первый месяц было пробито более 9 тыс. чеков. Работа с этой ККТ оказалось успешной, и компания не побоялась перевести два магазина в Нижнем Новгороде на новый режим работы с 22 декабря 2016 года, в самый пик продаж. С 19 января 2017 года начался постепенный переход всей сети на новые ККТ.

«В заключение я хочу отметить, что создание работающего кассового решения в «Бристоле», отвечающего всем требованиям 54-ФЗ, стало возможным только благодаря совместной, сплоченной, напряженной ежедневной работе сотрудников: ФНС РФ, «1С», «Первый БИТ», «Штрих-М», «Атол», «ОФД-Платформа», «Первый ОФД», — комментирует реализацию проекта «Применение ФЗ-54» в «Бристоле» Алексей Вилков.

На текущий момент в сети работает порядка 3000 устройств. В планах ритейлера к концу апреля заменить 90% ККТ сети (более 5 тыс. устройств).

Retail.ru

 

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами