Imredi – разработчик цифровой платформы для контроля и развития розничных сетей. Она объединяет актуальные продукты для цифровизации ритейла: контроль стандартов, управление задачами, операциями и сотрудниками, а также промоакциями и доступностью товаров (OSA). Imredi предоставляет единое мобильное рабочее место для сотрудников магазинов, на платформе доступны более 60 настроенных бизнес-процессов и конструктор функциональности.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Винлаб»: как сеть решает проблему с нехваткой линейного персонала
Дефицит кадров в России стремится к новому рекорду, и сфера ритейла не является исключением. По данным исследователей рынка, в 2022 году с нехваткой линейного персонала столкнулись 80% розничных компаний. Сеть «Винлаб» сейчас решает эту проблему при помощи цифровой платформы, которая позволяет закрывать вакантные позиции, одновременно давая возможность сотрудникам заработать больше и оптимизируя фонд оплаты труда. Кейс был представлен на форуме Retail TECH 2023. В этой публикации раскрываем его детали.
Дефицит кадров
С дефицитом человеческих ресурсов российский ритейл в последние годы сталкивается постоянно. Пандемия и бум онлайн-доставки оттянули немало персонала из числа продавцов на позиции курьеров. Потом случился отток мигрантов, затем – проблемы, связанные с массовым уходом из России зарубежных компаний. Так или иначе, но, по данным исследовательских компаний, неукомплектованность штата у некоторых ритейлеров к середине 2022 года составляла до 40%. А если добавить к этому текучесть кадров, которая в торговле сейчас является одной из самых высоких среди всех отраслей – на уровне 80%, – то картина получается достаточно безрадостная.
В этом плане динамично развивающаяся сеть «Винлаб» не исключение. У сети 1400 магазинов, и их количество продолжает расти.
«Мы проводили опросы среди сотрудников. Спрашивали, почему они уходят, – говорит Елена Панченко, директор по розничным технологиям «Винлаб». – И в 99% случаев основной причиной люди называли низкую заработную плату. Мы как компания сейчас развиваемся высокими темпами, при этом мы маржинальны. И у нас было два пути: поднять зарплаты и обрушить рынок либо дать возможность сотрудникам зарабатывать внутри дополнительно. Мы выбрали второй путь».
Чтобы предложить работникам торговых точек дополнительный заработок, компания использовала решение Imredi WFM. Это мобильное приложение для сотрудников в сети «Винлаб» запустили летом прошлого года.
Биржа смен
В мобильное рабочее место сотрудников добавили новый функционал – так называемую биржу смен. В случае, если в торговой точке не хватает рабочих рук в пиковые часы или, например, продавец-консультант внезапно взял больничный, вакантную смену за дополнительную плату можно предложить другим сотрудникам. Потенциальный кандидат видит, на какое количество часов требуется закрыть позицию и сколько денег он за это получит.
«Мы разбили проект на две части – вовлечение персонала и управление рабочим временем, – говорит Елена Панченко. – Результатами первой части можно гордиться: за первые два месяца мы обеспечили вовлечение порядка 2200 сотрудников, учитывая, что на первом этапе проект был запущен всего в 267 торговых точках».
На втором этапе биржа смен стала доступна во всех магазинах «Винлаб» в Москве и Московской области. В течение марта из 619 торговых точек было отправлено 5544 заявки. 94% из них были успешно закрыты.
«В итоге сейчас комплектность торговых точек по сравнению с прошлым годом выросла на 6%, – резюмирует Елена Панченко. – Также за этот короткий срок нам удалось оптимизировать фонд оплаты труда на 0,8% и одновременно увеличить товарооборот».
Кроме того, после запуска биржи смен удалось снизить затраты на контроль и поиски внутреннего персонала со стороны HR. Работающие инструменты сейчас позволяют выводить сотрудников на подработку в смены от 4 до 12 часов. Публикации и отклики пока работают по принципу «Яндекс Такси»: на одну вакансию возможен только один отклик, после чего заявка автоматически закрывается.
«История с подобной реализацией подработки внутри компании для рынка не новая, в разном исполнении ее сейчас пробуют сделать многие ритейлеры, – говорит Максим Семиренко, заместитель генерального директора Imredi. – Однако обычно все сталкиваются с тем, что на вакансии откликаются менее 30% сотрудников. У «Винлаба» этот показатель достигает 50%. Во-первых, ритейлер активно промотировал нововведение среди персонала: писали письма, оповещали работников о новом функционале через администраторов торговых точек, проводили обучение. А во-вторых, одно из главных удобств состояло в том, что данное приложение у сотрудников уже было. Они привыкли пользоваться чек-листами на этой платформе, видеть там задачи, e-com-заказы, и поэтому новый функционал так отлично «зашел»».
Доработка функционала
Сейчас решение о выводе дополнительных сотрудников принимают территориальные управляющие. Интеграция данных с внутренними системами «Винлаб» позволит в будущем выстраивать прогнозирование на основе анализа трафика и создавать такие заявки в автоматическом режиме. Решение уже позволяет настраивать месячные лимиты фонда рабочего времени, планируется доработка, чтобы лимиты можно было ставить посуточно. В этом случае система не позволит вывести дополнительных сотрудников, если предел по рабочему времени в магазине уже достигнут, что также позволит оптимизировать затраты.
«Мы общаемся с магазинами и управляющими, – говорит Елена Панченко. – Для них важный момент в том, что даже на смене длительностью четыре часа магазины хотят видеть лучших сотрудников».
Поэтому еще один пункт развития биржи смен – составление рейтинга сотрудников и магазинов. В этом случае на одну заявку может быть несколько откликов, а сотруднику, к которому ранее во время выходов на подработку были вопросы, будет возможно отказать. А если сам кандидат выходит на подработку в незнакомую для себя точку – он будет видеть отзывы предшественников о ней.
Кроме того, сейчас Imredi прорабатывает механизм внешней биржи смен, чтобы при необходимости отдавать не закрытые внутренними кандидатами заявки от «Винлаб» на аутсорс.
Людмила Клыженко, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.