За шесть лет работы международная компания Relog, разрабатывающая облачные сервисы для оптимизации логистики, заключила в странах СНГ более 250 контрактов с ритейлерами, дистрибьюторами, интернет-магазинами, FMCG-компаниями. Среди них «ВкусМил от ВкусВилл», «Русская рыбная компания», «Ангстрем», «Метро Кэш энд Керри», е2е4, «РусХОЛТС», «РумЛес», Coca-Cola Казахстан и другие.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Топ-5 задач в доставке: как их решают современные алгоритмы маршрутизации?
Действительно ли компании, которые автоматизировали свою городскую логистику, стремятся только к тому, чтобы распределить как можно больше заявок на одного водителя? Эксперты компании Relog уверены, что это не так: разные компании совершенствуют доставку из разных соображений. Но есть пять самых популярных целей, которые стремится решить бизнес при помощи автоматизации. Об этих задачах и способах их наиболее эффективного решения специалисты Relog рассказывают в статье.
Фото: Hryshchyshen Serhii/shutterstock
Первая задача – сократить время доставки
Конечно, в бизнесе и на дороге могут быть разные ситуации и по объективным причинам курьер или водитель может опоздать. Однако компании, работающие над своим сервисом, уровень которого прямо пропорционален лояльности клиентов, стремятся составлять маршруты, по которым быстрее всего доставят товары покупателям. Например, это важно для наших клиентов, кто доставляет охлажденную продукцию, хлеб, готовые блюда здорового питания. Алгоритм программы Relog при маршрутизации учитывает больше 40 параметров, среди них грузо-габаритные характеристики машин и товаров, требования к перевозке, оснащенность авто, график работы водителей.
Также алгоритм позволяет уложиться во временные окна, указанные клиентами. Такие потребности есть у интернет-магазинов, покупатели которых устанавливают для доставки определенные временные окна. Объезжая одного покупателя за другим в строгой очередности, водители формируют уровень сервиса компании, который в электронной торговле является залогом лояльности к ней клиентов, ведь ассортимент, по сути, у интернет-магазинов один и тот же.
Временные окна также актуальны для наших клиентов из числа лабораторий, частных клиник, медработники которых выезжают к пациентам на дом. И там очень жесткие временные рамки, из-за которых к двум людям, которые живут по соседству, приедут разные команды, потому что один вызвал с 10 до 11 часов, а другой – с 14 до 15.
Вторая задача – оптимизация суммарного времени всех доставок
Например, такая цель стоит у фармдистрибьюторов. Обычно им надо развезти заявки по аптекам до 17 часов, потому что после этого времени провизоры, у которых есть компетенции принимать товар, уходят. Также это актуальная задача для ритейлеров, которые сотрудничают с торгово-развлекательными центрами и должны завезти товар до 10 часов утра, то есть до момента открытия, ведь в течение дня рабочие с грузом не передвигаются по этажам центров. Как в этом случае действует алгоритм Relog? Сначала алгоритм обрабатывает все заявки на день, затем начинает уменьшать их общее количество до того, чтобы успеть доставить заказы до 17.00, затем делит их на всех водителей и для каждого формирует свой маршрут, причем выбирает самый эффективный из всех возможных, проработав сотни тысяч вариантов.
Третья задача – сокращение общей дистанции, которую проезжает весь автопарк компании за день
Обычно эта транспортная задача ставится для того, чтобы оптимизировать транспортные расходы, а также затраты на оплату труда водителей за внеурочное время работы. Причем каждый раз алгоритм строит разные маршруты, потому что у интернет-магазинов каждый день разное количество доставок и адресов.
Важно то, что алгоритм может выстроить вытянутые маршруты, а может – радиальные. Зачем это делается? У одной компании при построении маршрута предполагается, что конечная точка доставки водителя будет где-то в городе, и тогда его путь будет линейным, а у другой – водитель в конце рабочего дня по ряду причин должен вернуться на склад, тогда программа будет формировать кольцевой маршрут. Вроде ничего сложного, но некоторые TMS-системы не способны дать возможность выбора метода маршрутизации.
Рабочее место логиста в программе Relog. На экране видны запланированные маршруты.
Четвертая задача – снижение цен, которые компания платит за доставку своей продукции
Эту задачу выполняет алгоритм, по своей логике работы похожий на алгоритм для оптимизации дистанции. Среди наших клиентов им чаще всего пользуются дистрибьюторы, поскольку для них не важны временные окна – задача в том, чтобы водители сделали доставку в течение дня, поэтому они стараются сократить свои расходы. Для этого в программе Relog в качестве ключевого параметра выставляют продолжительность рабочего времени водителя либо стоимость километража. И, конечно, алгоритм учитывает и характеристики авто, поскольку ввиду амортизации, срока выпуска, стоимости обслуживания, потребления топлива они также влияют на экономику доставки.
Пятая задача – распределить заявки на каждого водителя максимально кучно
Мы используем для этого кластеризацию. До автоматизации доставки логисты наших клиентов по субъективному взгляду делили город на геозоны, закрепляя каждую за конкретным водителем. Алгоритм Relog формирует кластеры, исходя из количества заявок, так, чтобы дистанция между точками доставки была небольшой. Чем больше заказов в сформированном кластере, тем выгоднее городская логистика для компании, ведь таким образом за одну единицу времени курьер успевает посетить больше точек. Кроме того, чем короче путь от одной точки до другой, тем меньше водитель стоит в пробках, а также легче прогнозировать время его маршрута. Плюс, если ему придется изменить порядок объезда точек, то в рамках кластера это сделать проще. Важно отметить, что не всегда кластер водителя будет одним и тем же, ведь наш алгоритм формирует его наиболее оптимальным образом, исходя из сообщенных ему данных.
Если ранжировать и выделять наиболее популярные цели наших клиентов, которых они достигают с помощью программы Relog, то на первом месте сокращение общей дистанции, которую проезжают водители за день. На втором – доставка заказов до определенного времени (до обеда, во второй половине дня или в течение нескольких отрезков времени по 3–4 часа каждый), а на третьем – кластеризация, поскольку это лучший алгоритм для дистрибьюторов.
Retail.ru
Читайте также:
Интервью
Алла Подгорная, «Яндекс Лавка»: «Продажи готовой еды в регионах выросли на 72%»
Как создать линейку хитов, угодить покупателю в регионах и помогать поставщикам налаживать производство готовой еды.