Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сигареты без бренда
Стали ли французы меньше курить, и повлиял ли запрет брендирования упаковки на табачный бизнес?
С января 2017 года во Франции вступил в силу запрет на брендированную упаковку сигарет. Уже несколько месяцев сигареты продаются в одинаковых пачках, которые «украшают» лишь пугающие иллюстрации и надписи о вреде курения. Чтобы понять, как повлиял этот запрет на потребителей и отразился ли он на продаже табачной продукции, Retail.ru пообщался с несколькими представителями табачной индустрии французской столицы.
Что курит парижанин?
Закон, запрещающий брендинг, был принят достаточно быстро, если не сказать скоропостижно, так что не все курильщики были в курсе изменений правил продажи сигарет. «Первое время некоторые покупатели удивлялись, увидев, что исчезли все бренды и остались только голые пачки с устрашающими картинками, но это мало кого останавливало от покупки. Хотя поначалу были те, кто отказывался покупать — видимо, сработал эффект неожиданности. Но это продолжалось недолго, и в конечном итоге покупатели быстро привыкли и стали спрашивать знакомые им марки», — рассказывает владелец одной из парижских торговых точек. По заверению столичных продавцов, чаще всего потребитель спрашивает Winston и Marlboro.
По информации французской таможни, контролирующей продажи табака в этой стране, отгрузки сигарет за первые три месяца 2017 года, т. е. после введения обезличенной упаковки, не уменьшились, а наоборот выросли на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сейчас цена пачки во Франции составляет 6,5-9 евро для среднеценового сегмента.
За последние несколько лет количество курящих французов (как и жителей других развитых стран) постепенно снижается. На снижение числа курильщиков больше всего влияет пропаганда здорового образа жизни и ограничение мест, где можно курить. Во Франции с точки зрения закона нельзя курить в ресторанах — с 2008 года, за исключением открытых террас, в общественных местах — с 2007 года, правда, этот закон не всегда соблюдается — французы спокойно курят на улицах, на выходах из вокзалов и аэропорта.
Первой страной, где была введена обезличенная упаковка сигарет, была Австралия. Там запретили брендинг с декабря 2012 года. Если смотреть на эффективность запрета спустя несколько лет, то, по мнению участников рынка, которое опирается на отчет австралийского правительства об итогах реализации запрета на брендирование сигарет, опубликованный в 2016 году, закон не повлиял на скорость снижения числа курильщиков. Их количество сокращалось такими же темпами, как и в предыдущие годы, когда закон еще не был принят.
В 2015 брендирование сигаретных пачек запретили в Ирландии, а в 2016 в Великобритании.
Сколько стоит табачная лавка?
Во Франции сигареты не поступают в свободную продажу в супермаркеты, нет и сетевых точек по продаже табачной продукции. Сигареты продаются только в табачных лавках и специальных барах, и те, и другие принадлежат частным предпринимателям, которых насчитывается около 34 тыс.
Так уж повелось еще со времен французских королей, что продавцы табака, платившие немалые отчисления прямо в казну, считались почти что государственными служащими. С введением запрета на брендинг многие владельцы табачных точек начали опасаться, что снизится как прибыльность бизнеса, так и стоимость самой торговой точки.
«Новый закон, возможно, уменьшит престижность профессии табакониста, а также стоимость самого розничного бизнеса, хотя на данный момент снижения стоимости предприятий пока не наблюдается», — считает Жан-Поль Васлен (Jean-Paul Vaslin), генеральный директор конфедерации табачников.
Сейчас купить розничную точку по продаже табака в зависимости от ее местоположения, размера и самого помещения можно от 350 тыс. евро до 1,5 млн евро. По заверению самих собственников, бизнес окупается примерно за 7 лет и часто является семейным предприятием, в котором работают члены семьи владельца. Кроме сигарет в точках продаются лотерейные билеты и аксессуары. С сигарет торговец зарабатывает не более 7% от стоимости пачки, цена на которую фиксирована. Торговую точку и лицензию на продажу табачной продукции часто передают по наследству, либо продают, чтобы обеспечить безбедную старость.
Рынок «чернеет»
После того, как сигареты перестали брендировать, держатели табачных точек вышли на баррикады, протестуя в первую очередь против увеличения контрафактной продукции. Ведь у продавцов нелегальных сигарет появилось еще одно преимущество, помимо более низкой цены, — брендированная пачка.
Кстати, когда в России звучали инициативы по введению обезличенной упаковки сигарет, ФАС их не поддержала именно по причине возможного роста контрафакта. «Стандартная упаковка сильно сократит возможности различия оригинальной и контрафактной продукции за счет уникальных признаков и особенностей дизайна, присущих только легальным товарам, произведенным на современном оборудовании в фабричных условиях», — объяснили свою позицию в ФАС .
Хитрости мерчандайзинга
С тех пор как с пачек исчезли бренды, у розничных торговцев стало уходить больше времени на приемку, сортировку и поиск товара. «Если раньше мы видели, какой товар есть в наличии, а какого нет, то сейчас весь товар выглядит как обезличенная стенка», — рассказывает один из продавцов табачных изделий.
Однако продавцы достаточно быстро нашли выход из положения — они начали клеить цветные ценники или делать наклейки на полку в цветах продаваемого бренда, чтобы было легче находить нужную пачку.
Часть продавцов надеется, что закон все-таки отменят, например, после выборов, но большинство уже научились работать в новых условиях. И, кстати, когда французские торговцы узнавали о том, что в России запрещена открытая выкладка сигарет – они сочувствовали российским коллегам, комментируя, что, по их мнению, нет смысла в обезличенной упаковке, если пачки сигарет и так находятся в закрытых боксах.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?