Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Сеть «Пчелка»: как выживает региональная розница
В Псковской области в последние годы закрылись почти все местные региональные сети, «последние из могикан» - сеть «Пчелка», работающая на грани рентабельности в условиях сильнейшего падения покупательской способности и жесткой конкуренции с федералами. Как выживает региональный ритейлер, рассказала в своем выступлении на «Продфоруме» (в рамках выставки «Продэкспо-2017») Юлия Пожидаева, директор по розничной торговле сети «Пчелка», гипермаркета «Империал».
По итогам 2015 г. РИА рейтинг назвал Псковскую область беднейшей в России по уровню благосостояния семей. В 2016 г. регион вновь занял одно из последних мест по основным показателям. По данным Росстата Псковская область в тройке лидеров и по падению оборота розничной торговли по итогам первого полугодия 2016 года. Оборот розничной торговли в Псковской области за весь 2016 г. сократился по сравнению с 2015 г. на 8,9% (в целом по России – на 5,2%).Происходит это в основном за счет закрытия региональных розничных точек.
Как и в других регионах России, в Псковской области активно развиваются федеральные торговые сети. Конкуренция очень жесткая: региональные и федеральные сети находятся в разных весовых категориях. В Пскове с населением 200 тысяч человек работают 5 торговых гипермаркетов: с 2005 г. гипермаркет «Империал», с 2009 г. гипермаркет «Тележка», с 2010 г. «Лента», с 2011 гипермаркет «Магнит» и с 2016 г. - SPAR.
Розничная сеть «Пчелка» находится в Псковской области. Началом деятельности можно считать открытие гипермаркета в Пскове в 2005 году. На сегодняшний день сеть представлена одним гипермаркетом и шестью супермаркетами с площадью около 1000 кв. м, три из которых расположены в районах области. Также организовано собственное производство: кулинария, хлебобулочный цех, мясной цех, на торговой площади работает фудкорт.
Оборот упал на треть
За последние два года обороты сети упали на 30%, но несмотря на это «Пчелка» старается выживать и держаться на плаву. На фоне сокращений доходов покупателей и катастрофического обнищания населения сеть столкнулась со значительным увеличением издержек.
Увеличилась плата за газ, тепло, воду, расходы на электроэнергию выросли на 15%, арендная плата на 16% (два супермаркета сети находятся в аренде), рост закупочных цен составил 40%.
Поднялись акцизы на топливо, введение системы «Платон» повлияло на рост транспортных издержек. Стараясь работать с производителями напрямую, доставку продукции из Москвы и Санкт-Петербурга сеть осуществляет собственным транспортом, так как никто не повезет в удаленный регион объем в два палета.
Внедрение ЕГАИС для розницы повлекло за собой затраты на приобретение сканеров на продажу алкогольной продукции и модернизацию программного обеспечения, а в апреле 2017 г. предстоят затраты на оборудование онлайн-касс, согласно новым требованиям 54-ФЗ .
Другим фактором, добавившим забот в кризисное время, стало «лояльное» отношение региональной власти, которая ввела дополнительный налог на имущество для торговых центров площадью более 2000 кв. м. Проверяющие структуры провели в 2016 г. 16 проверок сети, две из них плановые и 14 внеплановых, не оставив ни одного месяца без проверок.
Как удержать покупателя
В условиях финансового кризиса цена для потребителей часто является решающим фактором. Чтобы удержать своего покупателя, проводится постоянный мониторинг цен и ценовые промо-акции. И все равно закупочная цена для региональной сети иногда выше, чем цена на полке у федеральных сетей. Чтобы привлекать покупателей, в числе прочего, проводится политика расширения ассортимента. Если раньше базовый ассортимент составляли товары среднего ценового сегмента и сегмента премиум, то в последние два года сеть расширила линейку дешевого товара.
Как конкурентное преимущество сеть использует сотрудничество с местными производителями, на полках представлены практически все местные марки.
Еще одно преимущество «Пчелки», по сравнению с федеральными сетями, быстрое реагирование на новинки. Для того чтобы ввести продукт, требуется два-три дня переговоров и подписание договора, новый продукт может оказаться на полках розничной сети в течение недели.
Повышенное внимание уделяется качеству продукции, которая вводится в сеть и качеству обслуживания покупателей.
Также важным фактором выживания стало то, что сеть работает без привлечения коммерческих кредитов, то есть на собственных оборотных средствах.
Прикладывая немалые усилия чтобы выжить, сеть продолжает искать возможности для развития, и видит выход в освоении рынков малых населенных пунктов, где наблюдается дефицит розничных точек. Но без поддержки государства, чья роль – это создание инфраструктуры для розничной торговли в целом, строительство дорог и создание торгово-логистических центров, задачи выживания региональное сети могут стать трудновыполнимыми.
Антонина Яблокова, специально для Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?