Реклама на retail.ru

Декоративное изображение

Мы в соцсетях

Декоративное изображение
2 528

Поделиться

Сеть «Караван» с установкой касс самообслуживания в 10 раз повысила интерес к технологии Scan&Go в мобильном приложении

В январе 2024 года полностью завершилось оснащение магазинов торговых сетей «Караван» и «Скидкино» кассами самообслуживания. С их помощью ритейлер высвободил ресурс персонала, экономит теперь 6,4 млн руб. в месяц и в 10 раз повысил интерес покупателей к технологии Scan&Go в мобильном приложении. Рассмотрим проект и его результаты подробнее.

Фото: CSI

Торговые сети «Караван» и «Скидкино» работают в форматах супермаркет, магазин у дома, дискаунтер. В магазинах установлены, по данным на август 2024 года, 550 классических и 350 касс самообслуживания. Родной регион магазинов – Пенза и область, соседние регионы: Республика Мордовия, Ульяновская, Самарская, Саратовская и Тамбовская области.

Предпосылки. Самообслуживание – как идеал

Руководство сетей «Караван» и «Скидкино» уделяет внимание теме самообслуживания в магазинах. Компания устанавливает весы для взвешивания весовых товаров в торговых залах, а в мобильном приложении ритейлера с самого начала закладывалась возможность самовывоза заказов из всех магазинов сети.

Сегодня мобильным приложением сети пользуются 40 тысяч покупателей, делают 1000+ заказов в день, а доля заказов через мобильное приложение в общей выручке сети – больше 4%.

«Наша цель – сделать магазин с минимальным количеством постоянных сотрудников, оснащенный надежными и испытанными техническими решениями как для автоматизации операционной деятельности, так и для упрощения процесса покупки, имеющий оптимальную для нас стоимость запуска и поддержки», – делится Елена Петровна Учайкина, генеральный директор сети магазинов «Караван» и «Скидкино».

Фото: CSI

Фото: CSI

Опыт внедрения Scan&Go в мобильном приложении. Почему функция не «взлетела»?

В 2022 году в приложении сети появилась функциональность Scan&Go. Воспользовавшись этим сервисом, покупатель мог вообще не контактировать с сотрудниками магазина – ему достаточно самостоятельно отсканировать камерой смартфона товары, положить их в корзину, а затем расплатиться в приложении, минуя очереди на кассе. Это прекрасная возможность сэкономить время и делать покупки полностью самостоятельно. Запуск показал, что эта функция не пользовалась популярностью. Анализ выявил следующие причины:

  • недостаточная адаптация под этот процесс самих магазинов: отсутствовали удобные тележки, зоны для упаковки товара и пр.;

  • низкая осведомленность покупателей о подобном способе оплаты: мало кто знал, что такое Scan&Go, для чего это и как им пользоваться, – соответственно, был низкий интерес к решению;

  • опросы показали, что многие покупатели просто боятся выходить из магазина, минуя кассу, поскольку отсутствует такая привычка.

Компания решила не опускать руки, а попробовать постепенно эту культуру развить.

Фото: CSI

Кассы самообслуживания – шаг покупателей на пути к Scan&Go

В сети «Караван» решили, что кассы самообслуживания должны ускорить переход покупателя от привычного похода на кассу с кассиром – к новым технологиям: самостоятельной оплате на КСО, а затем и к новому способу покупок через приложение. На экранах касс самообслуживания есть возможность запускать статичную или видеорекламу возможностей Scan&Go, и это позволяет охватить самых прогрессивных покупателей сети.

Еще одной предпосылкой установки КСО была возможность сократить дефицит персонала в магазинах сети и высвободить ресурсы текущих сотрудников. Покупатели сами оплачивают покупки, на несколько КСО достаточно одного кассира-помощника: в итоге при том же потоке покупателей нагрузка на кассовый персонал магазина снижается. Появившееся время сотрудников можно направить на решение других важных задач ритейлера: на работу в торговом зале, выкладку товара и многое другое.

План установки

Ритейлер решил устанавливать кассы самообслуживания из расчета две КСО – на замену одной классической кассе, на которой работают как минимум два кассира в разные смены. По расчетам ритейлера, высвобождение ресурсов персонала за первый год проекта после установки первых 290 КСО должно было составить не менее 100 FTE.

Команда проекта

  • Инициатором проекта был генеральный директор группы компаний «Дионис», в которую входят сети «Караван» и «Скидкино».

  • После установки первой партии киосков и аналитики первых результатов основным заказчиком стала генеральный директор сети.

  • Курировал проект генеральный директор IT-компании, входящей в периметр ГК «Дионис» и занимающейся ее IT-сопровождением.

  • Установкой и технической эксплуатацией КСО занимаются совместно отдел технической поддержки и отдел КИС («1С»).

Выбор решения для запуска самообслуживания

Рассматривалась разработка собственного комплекта КСО, но от этой идеи быстро отказались ввиду отсутствия необходимых компетенций и предполагаемой цены разработки. Отказались также от разработки собственного кассового ПО. Ритейлер обратился в компанию CSI как к поставщику кассового решения, которое уже работало в магазинах сети.

Сроки проекта

  • Лето 2023 года – проведено проектное обследование.

  • Январь 2024 года – тираж касс самообслуживания завершился.

Фото: CSI

Оснащение магазинов кассами самообслуживания. Проект в цифрах

  • Установлено 290 касс самообслуживания CSI K. После формального завершения проекта установки касс продолжаются, на август 2024 года в магазинах работали уже 350 КСО.

  • Оснащаются все магазины сети. В формат у дома устанавливаются 2–4 кассы самообслуживания, в супермаркеты – 4–8 касс.

  • Проектировкой зон самообслуживания в существующих магазинах занимались сотрудники ритейлера, выбирая самые заметные места на пути выхода покупателей. Придерживались обозначенного выше принципа установки: минимум 2 КСО вместо одной обычной кассы. Освободившееся кассовое оборудование используется при открытии новых магазинов.

  • Новые магазины проектируются уже с «островами» самообслуживания.

  • Помощники работают только на островах, где установлено больше четырех КСО.

  • С точки зрения обеспечения безопасности – зоны SCO оборудованы аналогично классическим кассам. Была закуплена партия дополнительных камер CSI Neck для установки сверху на КСО и пилотного проекта с системой кассового контроля Set Prisma.

Технические детали, доработки и интеграции

В магазинах сети работает внутренняя программа лояльности. Команда ритейлера написала плагин для интеграции этой системы с кассовым софтом Set Retail еще для линейных касс (Группа компаний перевела кассы всех магазинов на Set Retail в 2020 году). Модуль использует Set API. При появлении касс самообслуживания дополнительных доработок не потребовалось, поскольку Set Retail централизованно управляет всеми видами касс, система лояльности стала доступной и покупателям на КСО.

Поскольку Set Retail интегрирована с СБП от разных банков, ритейлер смог добавить для покупателей на кассах самообслуживания новый способ оплаты – путем считывания NFC-таблички из мобильного приложения банка.

У ритейлера также есть мобильное приложение сотрудника магазина – там ставятся задачи сотрудникам, есть удобные для работы инструменты и т.д. Есть план интегрировать туда систему мониторинга касс самообслуживания, что позволит своевременно ставить задачи по их обслуживанию (где-то закончилась чековая лента, нужно открыть смену, подтвердить возраст и пр.), а также интегрировать туда управление некоторыми процессами на новых кассах: включение/выключение, удаленное подтверждение возраста.

Фото: CSI

Результаты проекта. KPI и показатели работы КСО  

Проект ждали и сотрудники, и покупатели. После установки касс самообслуживания дополнительных мероприятий для привлечения не проводилось: люди сами пошли ими пользоваться.

  • Загрузка касс до 80%. После запуска новых касс ритейлер оценивал их работу. Была проведена выборочная аналитика за I квартал 2024 года, для которой взяли данные топ-10 магазинов с островами от 2 до 6 КСО. Статистика показала очень хорошие результаты: среднюю загрузку касс до 81%, среднюю долю чеков на КСО 30%, среднюю длительность покупки 49 секунд и невысокий процент аннуляций (3%).

  • KPI выполнен: два КСО заменяют одну кассу по выручке. Основным KPI проекта был расчет, что два КСО по выручке заменят одну кассу. Он был выполнен, что подтверждает статистика по продажам: сумма чеков на двух КСО больше или равна обороту одной кассы с кассиром – и это актуально для всех магазинов сети. Покупатели восприняли новый способ оплаты хорошо, кассы загружены и не простаивают.

  • Ресурс персонала – на другие задачи. Кассы самообслуживания помогли сократить нагрузку на персонал уже работающих магазинов и направить освободившийся ресурс на решение других задач.

  • Оптимизация штатного расписания помогает экономить 6,4 млн рублей в месяц. Кроме того, поскольку самообслуживание уже является стандартом для сети, ритейлер оптимизировал штатное расписание. Суммарно кадровый бюджет магазинов удалось снизить на 142 FTE после установки 350 касс самообслуживания. В финансовом выражении: исходя из среднего размера оплаты труда одного кассира, это экономит для компании 6,4 млн рублей ежемесячно.

  • Интерес к Scan&Go вырос более чем в 10 раз, и рост продолжается. Об этом говорит статистика по количеству заказов, оплаченных с помощью Scan&Go.

Фото: CSI

Планы

Ритейлер планирует продолжать развитие кассовых решений в сети, подключая самые современные технологии для удобства пользователей.

Фото: CSI

«Установка в магазинах касс самообслуживания стала одним из важнейших этапов на пути к нашей глобальной цели по цифровизации и автоматизации розничного бизнеса. Процесс оказался весьма простым и понятным, а решение CSI – комплексным и гибким. После небольших доработок оно полностью закрыло все наши потребности и пожелания. Вместе с вендором мы будем дальше развивать проект и совершенствовать работу кассовых линий в магазинах ГК «Дионис». Кассы самообслуживания от CSI – модульный продукт, что позволяет нам постепенно наращивать функциональность, тестировать новые отдельные программные модули и оборудование. У нас в планах переход на новый интерфейс v.3, тестирование проекта по автоматическому распознаванию весовых товаров. Мы открыты всему новому, что повысит эффективность компании, а также сделает процесс покупки в магазинах «Караван» и «Скидкино» еще более удобным и приятным для покупателей», – отметил Денис Лобанов, генеральный директор IT-компании, руководитель проекта со стороны ритейлера.

Представители CSI также подчеркнули важность этого проекта.

«Для CSI это знаковый проект, который демонстрирует: торговые сети по всей стране идут в ногу со временем, смело внедряют передовые технологии для своих покупателей и, главное, получают такие хорошие результаты», – подытожил Виталий Крюков, менеджер проекта в CSI.

Задайте вопросы по почте: e-commerce@crystals.ru

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами