Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Самый сок: русские восстановили завод по производству соков в Германии
Завод терпит убытки
Rottaler Fruchtsaft был основан в 1950 году. Он входил в первую десятку крупнейших предприятий Германии и производил соки в ценовом сегменте «средний» и «выше среднего». Со временем, выбрав неправильную стратегию продаж, сконцентрировавшись на работе с дискаунтерами Lidl и Aldi, предприятие потеряло важных клиентов. После нескольких лет роста себестоимости продукции завод понес убытки в размере 7 млн евро. Известие о банкротстве Rottaler Fruchtsaft в конце 2012 года вызвало общественный резонанс в Германии – более сотни людей оказались без работы. Завод стоял примерно год, после чего банк выставил его на торги.
Новые хозяева – новое позиционирование
В 2014 году завод приобрели российские инвесторы: Ярослав Горовиц (брокерское агентство Jargo GMBH), Александр Сафонов (владелец компании «Петромастер», занимающейся продажей автомобильных шин), Альберт Суфияров (владелец компании «Невские сыры») и начали его восстанавливать.
Российские бизнесмены посчитали, что реальная стоимость завода в разы превышала цену, заявленную при продаже. Производственные мощности Rottaler Fruchtsaft находились в хорошем состоянии, поэтому в реструктуризацию новые владельцы инвестировали всего 4 млн евро. Деньги ушли на восстановление четырех линий, покупку оборудования и автоматизацию производственного процесса. На эти же средства было запущено новое направление по выпуску стекла Krones объемом 28 тыс. литров в час. «В Германии стекло очень распространено. Это возвратная тара, примерно, как у нас в советское время. Огромная полностью автоматизированная линия уже была на заводе. Не запустить ее было бы неверно на таком рынке. Нам же оставалось вложиться в пуско-наладочные работы и закупку тары», – поясняет антикризисный управляющий завода Евгений Ивкин.
«Наша бизнес-модель кардинально отличается от старой – никакого сотрудничества с дискаунтерами. Мы работаем по принципу Lean and Effective и строго следим за всеми расходами», – продолжает топ-менеджер.
Эта модель помогает оптимизировать расходы на содержании персонала. Если раньше на Rottaler Fruchtsaft работало 180 человек, то сейчас – всего десть: 5 человек на производстве, 2 – офис и документооборот, 2 занимаются продажами, 1 административный руководитель. Бухучет был выведен на аутсорсинг. «При такой схеме, не возникает ситуации, когда десять менеджеров погоняют одним рабочим», – поясняет Евгений.
Традиционно немецкие компании-производители выпускают соки с одинаковыми вкусами: яблоко, персик, апельсин или груша. Ноу-хау Rottaler Fruchtsaft заключается в создании неожиданных вкусовых миксов: например, сок из болгарского перца с кешью или гуавы с маракуйей. В будущем завод готовиться расширить продуктовую линейку до 100 инновационных вкусов.
«Местное сообщество помогает нам возродить баварские традиции и восстановить предприятие. Мэр города, например, может запросто зайти в гости, поинтересоваться, как идут дела и предложить свою помощь. Сначала улыбаешься, но когда понимаешь, что это не сказка, начинаешь ценить такое отношение», – отмечает Евгений Ивкин.
Сегодня завод производит десять видов соков, концентратов и напитков. Продукция завода уже поставляется в торговые сети Германии: Metro, Globus и ряд гостиничных сетей.
Компания подписала договор с крупным американским дистрибутором, находится на финальной стадии подписания договора с дистрибутором из Англии, а также начинает тесты в крупнейших немецких сетях сегмента средний и выше среднего – Rewe и Edeka.
Будут ли в России немецкие соки?
Бизнесменам хотелось бы организовать поставки своей продукции в Россию. Они уже обсуждают возможности продажи напитков розничных сетях в Москве и Санкт-Петербурге, ведут переговоры с дистрибьюторами и считают, что есть все шансы, что соки Rottaler появятся на полках российских магазинов уже в конце 2015 года.
«Единственная сложность здесь – это коррупция, дикие ретро-бонусы и маркетинговые платежи сетей в самой разной форме. У нас низкая себестоимость даже по российским меркам и отличный продукт из Баварии. Мы можем отпускать сок с завода примерно по 30 рублей за литр, при этом на полке такой сок стоит 100 рублей. Логистика до Москвы – всего 5 рублей на 1 литр. С точки зрения логики – шанс на успех 100%. С точки зрения российской действительности – посмотрим», – считает Евгений Ивкин.
Еще одно препятствие для выхода продукции на рынок – это санкции. Однако сами предприниматели готовы делать официальные запросы в Россельхознадзор , Роспотребнадзор и другие структуры на разрешение поставок продукции Rottaler в Россию.
Бизнес на продажу
На следующем этапе российские бизнесмены планируют увеличить каналы сбыта и вырастить бизнес на продажу стратегическому партнеру, поскольку это направление деятельности не является основным для акционеров.
Владельцы завода планировали выйти в ноль уже к 1 июля 2015 г., сроки пришлось подвинуть на месяц. По расчетам, окупаемость фабрики наступит примерно через 3 года.
Сегодня стоимость завода составляет около 5 млн. евро. После успешного прохождения тестов в Real, Rewe и Edeka и начале поставок в США и Англию эта сумма удвоится.
Проект восстановления завода в цифрах:
- Объем инвестиций составил – 3 млн. евро в закупку и еще 2 в запуск и наладку (живые (не кредитные) деньги акционеров).
- Объем продаж по результатам первых 4-х месяцев работы составил около 2 млн. евро. В планах выход на 5 млн. евро к концу 2015 года. План на 2016 г – 10 млн. евро. С учетом выхода на российский рынок – около 20 млн. евро.
- К 1 августа этого года планируется выход в 0 по отчету о прибылях и убытках.
- Продукция поставляется в торговые сети Metro, Edeka, Rewe, Globus.
- Производительность. Завод входил в 10-ку крупнейших соковых заводов Германии. Мощности – до 300 млн. литров в год.
Ольга Крыкова, специально для Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.