Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Розница «Билайна» выросла вдвое: как модернизировать ИТ-систему?
В 2018 году после интеграции с салонами «Евросети» количество торговых точек «Билайн» увеличилось практически вдвое и превысило 3000, сеть вышла в 360 новых городов. Интеграция оказалась успешной: по итогам года выручка от продаж в салонах выросла более чем в 2 раза. Но быстрый рост увеличил и интенсивность работы ИТ-системы – сегодня в салонах «Билайн» ежеминутно пробиваются 200 чеков. В компании озадачились повышением производительности системы и ее бесперебойной работой. Этот проект помогли реализовать эксперты компаний «1С-Рарус» и «1С».
Вызовы роста и задачи проекта
Два года назад мы рассказывали о том, как «Билайн» автоматизировал 1400 салонов продаж. Тогда розничная сеть внедрила новую систему автоматизации « 1С:Управление торговлей 8» в 1400 салонах связи в рекордно короткие сроки — за 3,5 месяца. В системе одновременно работали 3500 сотрудников, а подготовка в «1С» к открытию нового магазина занимала всего 5–10 минут.
В 2018 году с резким увеличением количества точек в розничной сети «Билайн» выросло и число пользователей, одновременно работающих в единой учетной системе розничных продаж, — до 9600 человек.
Работа салонов организована на базе кастомизированной конфигурации, в основе которой лежит «1С:Управление торговлей 11», работающей на платформе «1С:Предприятие 8». База системы объемом более 4 Тб развернута на более чем 10 серверах 1С и СУБД.
Разумеется, по мере роста сети требования бизнеса к производительности, стабильности и устойчивости работы системы тоже росли. Это потребовало не только провести необходимые технические и организационные мероприятия, чтобы свести к нулю риск отказа системы, но и повысить ее производительность. Руководство «Билайн» обратилось к фирме «1С» и проверенному партнеру-франчайзи «1С-Рарус» для реализации этой задачи.
Фактически перед экспертами были поставлены две задачи – обеспечить качество работы информационной системы в период активного роста, а также повысить ее производительность и обеспечить бесперебойную, стабильную и устойчивую работу в условиях возросших масштабов сети и новых планов по развитию бизнеса.
Этап 1. Подготовка и нагрузочное тестирование (март — ноябрь 2018)
Для выполнения проекта по нагрузочному тестированию системы на 8000 пользователей и обеспечения бесперебойной работы продуктивной системы эксперты «1С-Рарус» совместно со специалистами фирмы «1С» запланировали и реализовали ряд мероприятий. Фирма «1С» осуществляла методологическую и техническую поддержку проводимых экспертами компании «1С-Рарус» работ, контролировала правильность принимаемых решений и полученные результаты.
Работы, выполненные в ходе проекта
- Встроены и проанализированы замеры ключевых операций.
- Успешно проведено нагрузочное тестирование на 8000 пользователей.
- Собраны необходимые технологические данные, позволившие выявить потенциальные и фактические проблемы и устранить их до начала эксплуатации системы с повышенной нагрузкой.
- Качественно выполнена оптимизация операций, не достигающих целевого времени с учетом планового роста нагрузки.
- Регулярно осуществлялась поддержка продуктивной системы, в том числе обновление на новые версии платформы.
Для повышения производительности и стабильности работы системы был использован КОРП-функционал платформы, позволивший гибко управлять нагрузкой в кластере и задействовать механизмы резервирования сеансовых данных.
Активный рост сети «Билайн» завершился летом 2018 года, ИТ-систему успели подготовить к увеличенной нагрузке, и сегодня она полностью удовлетворяет всем требованиям по качеству.
Этап 2. Повышение производительности (октябрь 2018 – февраль 2019)
Основной показатель интенсивности работы информационной базы — это количество пробиваемых чеков за единицу времени. Рост числа салонов «Билайн» и объемов продаж напрямую повлиял на интенсивность работы в системе. Количество чеков, пробитых в минуту, достигло 200!
После активного роста розничной сети, завершившегося летом 2018 года, благодаря работам первого этапа проекта производительность системы оставалась на прежнем уровне. Однако руководство «Билайн» решило не останавливаться на достигнутом и пойти дальше – повысить производительность операций и обеспечить бесперебойную, стабильную и устойчивую работу системы.
Привлеченный 1С:Эксперт по технологическим вопросам (сотрудник «1С-Рарус», сертифицированный специалист «1С») провел аудит конфигурации на наличие «узких мест» производительности. Систему «1С:Предприятие» обновили до версии 8.3.14. В работу были приняты 14 ключевых для бизнеса операций.
Работы по каждой из 14 операций
- Сбор необходимой для анализа технологической информации.
- Анализ технологических данных с целью выявления «узких мест».
- Выработка рекомендаций и предложений по оптимизации.
- Реализация рекомендаций и частичный рефакторинг кода конфигурации.
- Демонстрация выполненных оптимизаций компании «Билайн» и получение обратной связи.
- Реализация в продуктивной среде с фиксацией окончательного результата.
На всех этапах оптимизации по каждой ключевой операции происходило взаимодействие 1С:Эксперта со специалистами фирмы «1С».
Дмитрий Ларионов, руководитель службы развития систем дистрибьюции ПАО «Вымпелком»
Помимо оптимизации традиционных элементов одним из этапов работы стала разработка нового «Рабочего места кассира ver.2» (с доработкой кода конфигурации и формы), обеспечивающего быструю и комфортную работу пользователей. В результате проведенных работ удалось повысить производительность работы сотрудников. Реализованный проект помог нашим салонам связи в повседневной операционной деятельности.
Результаты
Единая система учета розничных продаж является ключевой в автоматизации розничной торговли в ПАО «Вымпелком», имеет множество реализованных интеграций и обслуживающих бизнес-процессы операций. Благодаря проведенным работам сегодня ее можно эксплуатировать уже на большей нагрузке — более 10 тысяч одновременных сеансов в единой информационной базе в кластере на платформе версии 8.3.14.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?