Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Робот-уборщик в «Ленте»: сотрудник, помощник или модный девайс?
Сеть «Лента» внедрила роботов-уборщиков в 11 супермаркетах и готовится расширить проект роботизации клининга. Робот рассматривается ритейлером как дополнительный инструмент создания чистоты в магазинах и оптимизации загруженности персонала: автоматический уборщик, работающий непрерывно, может освободить примерно 50% времени одного сотрудника. Сеть планирует закупить более 100 роботов для использования во всех новых магазинах.
Фото: Лента
Розничные сети все активнее запускают проекты по роботизации клининга. Этот тренд объясняется специфическими проблемами отрасли: обостряющийся дефицит линейного персонала, возрастающие требования к качеству уборки и со стороны контролирующих органов и покупателей, подорожание моющих средств.
Робот всегда на службе, не уходит в отпуск, не берет больничный, качественно моет пол и, если им правильно научиться пользоваться, становится незаменимым помощником персонала торгового зала.
«Наша текучка соответствует среднерыночной, и робота мы рассматриваем как дополнительный инструмент для создания чистой и комфортной среды в магазинах, – поясняет Оксана Панферова, менеджер продукта «Ленты». – Острой проблемой становится сезон отпусков, когда имеющегося персонала не хватает на то, чтобы поддерживать стандарты обслуживания клининга».
В поисках нужной модели
Центр инноваций «Ленты» постоянно изучает новые практики и следит за инновациями в ритейле и смежных отраслях. Если какая-либо из новинок рынка помогает повысить комфорт пребывания покупателей и сотрудников в магазинах сети, то она обязательно проходит тестирование. У сети уже был опыт применения роботов в маркетинге, поэтому решили изучить условия роботизации клининга.
В первый раз Центр инноваций «Ленты» начал тестировать робота-уборщика в январе 2021 года. Это был отечественный робот, произведенный в Ростове-на-Дону. Проект компании из Ростова-на-Дону стал одним из победителей конкурса по поиску инновационных решений «Безопасный магазин», организованного Центром инноваций «Ленты». В том же году в питерских магазинах запустили две модели китайских производителей, а в 2023-м и 2024-м – третью, и тоже китайскую, модель пробовали в гипермаркетах и магазинах меньшей площади.
Как правило, все роботы-уборщики нуждаются в доработках, например, случаются проблемы с навигацией, которая требует отладки.
«Производители роботов-уборщиков заявляют одни характеристики, но во время тестов выясняется, что все не так гладко, – поясняет длительный поиск Оксана Панферова. – После каждого пилота мы давали производителю обратную связь, чтобы он понимал, что и как нужно доработать. Например, современные роботы пока «не видят», что лежит на полу, и могут наехать на разбитое стекло или разлитое масло. Производителю было рекомендовано установить дополнительную камеру в нижней части бампера».
В итоге тестов и доработок был запущен робот-уборщик китайского производства в «Супер Ленте», расположенной в московском районе Марьино. Эта модель всех устроила, поэтому проект был расширен до 11 супермаркетов Новокузнецка, Москвы, Московской области, Перми, Санкт-Петербурга и Ленинградской области и продолжает масштабироваться.
Фото: Лента
Нюансы роботизации
Один из важнейших показателей при тестировании робота – качество уборки. В «Супер Ленте» сравнивали роботов-уборщиков с поломоечными машинами, на которых по торговому залу ездят операторы. Выяснилось, что качество мытья обеих машин практически одинаковое. Робот качественно моет пол, может засасывать мелкий мусор – сахар, крупы, фасоль и другое, но не полностью.
При этом робот не требует постоянного управления и контроля со стороны человека – достаточно провести его по периметру, чтобы он составил и запомнил карту, либо провести по всем зонам, чтобы он запомнил нужный маршрут. Камеры на роботах установлены на уровне пояса взрослого человека, поэтому он не видит разбитую бутылку на полу и в лучшем случае будет волочить ее за собой.
Компьютерное зрение позволяет уходить от препятствий, не сталкиваться с полками и не наезжать на людей. «У нас были случаи, когда покупатели резко выпрыгивали прямо на пути робота, чтобы посмотреть на его реакцию, – рассказывает Оксана Панферова. – Машина останавливалась. У нее довольно низкая скорость передвижения и есть защита, что позволяет сделать уборку безопасной для покупателей и сотрудников».
Но из-за своих габаритов машина не может приблизиться к полке ближе чем на 10 см, поэтому нужен работник клининга, который наведет порядок в недосягаемой зоне. И еще – для магазинов разных форматов требуется подбирать разные по размеру машины.
Робот экономно расходует воду: если на уборку одной сети ручная поломоечная машина тратит более 400 т воды в год, то робот при таком же цикле уборки тратит 32 т воды (по данным производителя).
Удобно то, что аккумуляторы заряжаются в любом месте, где есть обычная розетка.
Используемая в «Супер Ленте» модель имеет простой интерфейс и легка в обращении. Управление происходит с мобильного телефона или компьютера. Впрочем, если карты загружены, робот ездит сам.
Производитель обеспечивает круглосуточную техническую поддержку и сервисное обслуживание.
Бот – в ресурсе
В магазинах «Супер Лента» робота запускают, как правило, два раза в день. Частота уборки зависит от настроек, которые корректируются, исходя из стандартов уборки в магазине. Например, если погодные условия плохие (идет дождь или мокрый снег), робота нужно использовать чаще или запускать несколько раз во входной зоне магазина. Летом робот будет ездить реже, зимой – чаще.
Как показала практика, робота-уборщика хватает на 3–4 часа езды по залу формата супермаркет. Это ресурс зарядки и запас воды.
«Робот, работающий непрерывно, может освободить примерно 50% времени одного сотрудника, – говорит Оксана Панферова. – По нашим расчетам, срок окупаемости такой машины – не более трех лет».
В скором времени «Лента» завершит очередной этап тестирования роботов в гипермаркетах и начнет автоматизацию клининга в этом формате.
Сейчас компания находится в поиске роботов российского производства. «Здесь есть несколько подводных камней, – рассказывает Оксана Панферова. – Во-первых, важен уровень сервиса и поддержки. Во-вторых, у многих стартапов есть только прототип или один готовый аппарат, а нас интересует возможность применять уборочные машины в нескольких магазинах. В-третьих, стоимость. В России нет такого производства, где бы производили роботов-уборщиков на сто процентов из отечественных комплектующих. А это отражается на стоимости. Поэтому пока мы остановились на роботах-уборщиках из Китая. Одна модель стоит около 2 млн рублей».
«Супер Лента» планирует использовать роботов-уборщиков во всех новых магазинах и формирует план запуска более 100 роботов в действующие торговые точки. Роботизация и автоматизация процессов – один из основных приоритетов в развитии сети.
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.