Здесь может быть Ваша реклама

Подробнее
312

Поделиться

Ресторан True Cost в Сингапуре: почему прижилась российская концепция

Московская сеть True Cost запустила свой первый ресторан в Сингапуре в 2022 году, инвестировав в открытие порядка 700 тыс. сингапурских долларов (около 45 млн руб.). Как рассказал сооснователь ресторанной группы Joi Team Глеб Марач, концепция неожиданно совпала с азиатской культурой потребления пищи и локальными особенностями, поэтому срок окупаемости составит не более трех лет. Группа рассматривает возможность расширения в Сингапуре и экспансию в другие страны Юго-Восточной Азии.

Группа Joi Team развивает проекты True Cost, Nome, Code Coffee, Tangiers Lounge, «Квартира», Backroom. Концепция True Cost заключается в том, что гость платит за вход 200–800 рублей, в зависимости от дня недели и времени суток, и дальше получает розничные цены на блюда и напитки. Заработок Joi Team как оптового закупщика складывается из двух составляющих – платы за вход и оптовой скидки. В сеть True Cost входят 9 заведений: восемь в Москве и одно в Сингапуре.

Особенности ресторанного рынка Сингапура

Фото: Joi Team

Гастрономическая культура в Сингапуре очень развита, рынок достаточно конкурентный. Местная кухня представляет собой смесь различных кулинарных традиций. «Большую часть населения составляют китайцы, малайцы и индусы, поэтому и кухни здесь преобладают соответствующие, – рассказывает Глеб Марач, сооснователь ресторанной группы Joi Team. – На каждом шагу можно встретить китайские, малайские и индийские рестораны самых разных ценовых сегментов и концепций. Но и рестораны европейской кухни также популярны как среди экспатов, так и среди местных жителей. На рынке присутствуют иностранные бренды и инвесторы, но о российских ресторанных проектах здесь я не слышал. И это неудивительно – тяжело дистанционно управлять проектом на таком огромном расстоянии, если вы постоянно не находитесь в Сингапуре».

Сеть True Cost открылась в Сингапуре почти случайно. Выходу не предшествовала работа большой аналитической команды и маркетингового отдела, не было и масштабного исследования местного рынка.

Так сложилось, что в Сингапур переехал один из партнеров компании, с которым уже был совместный ресторан True Cost в Москве, и в какой-то момент пришла идея – попробовать запустить проект и там.

Что мэтчится с азиатским менталитетом?

Для выхода на местный рынок группа изначально рассматривала именно концепцию True Cost. Примерные инвестиции в открытие проекта в 2022 году составили порядка 700 тыс. сингапурских долларов (около 45 млн руб.). Эта цифра сравнима с инвестициями в московский ресторан.

«У нас были определенные предположения, почему концепция должна зайти, в итоге проект отлично работает уже два года, – говорит Глеб Марач. – True Cost – это концепция честных цен с платой за вход и напитками и блюдами по себестоимости. Проект придуман в России несколько лет назад моим братом Илиодором Марачем. Сама концепция очень вирусная, маркетингово активная и интересная. И на рынке Сингапура не было ничего подобного. Уже в начале работы ресторана мы поняли, что произошел невероятный мэтч этой концепции с азиатским менталитетом и локальными особенностями с точки зрения культуры потребления пищи».

Рестораны True Cost не являются лоукостером и имеют довольно высокий средний чек – от 3 тыс. рублей. Концепция не заточена на то, чтобы человек потратил мало денег, а предполагает оптимальную по соотношению цена/качество опцию «попробовать большое количество разных блюд и напитков».

«Несмотря на высокий чек, в итоге человек действительно экономит, так как получает блюда и напитки по цене в два – три раза ниже, чем в ресторанах классической модели, – поясняет Глеб Марач. – Из-за широкого выбора ему хочется попробовать больше разных позиций из меню. В итоге гость съедает и выпивает в общем объеме больше, чем в другом ресторане.

С каждым новым блюдом экономия гостя растет. Эта сторона и есть особенность нашей концепции – чем больше ты съел, тем выгоднее. Азиатский же менталитет таков, что люди там много едят, у них в культуре – заказывать по пять блюд на человека. И в этом смысле True Cost оказался очень привлекательным для местных.

Им сразу понятна выгода от посещения. Гораздо понятнее, чем было российскому гостю, когда мы только начинали развивать проект».

Средний чек ресторана в Сингапуре немного выше, чем в Москве, но и стоимость блюда в меню дороже. Расчетный срок окупаемости – 2–3 года.

Фото: True Cost

Фото: True Cost

Интерьер True Cost в Сингапуре

Нужна ли адаптация

Концептуально адаптировать проект не пришлось: механика работы ресторана в Сингапуре та же, что и в России, – плата за вход и блюда практически по себестоимости. А вот меню пришлось изменить с учетом местных вкусов и привычек. Получилась смесь европейских и азиатских акцентов с большим уклоном в сторону морепродуктов.

«В Сингапуре с точки зрения гастрономии есть невероятное конкурентное преимущество перед Россией, которое заключается в высокой доступности продуктов, – рассказывает Глеб Марач. – В силу того что это транспортный хаб, там доступен абсолютно любой продукт. В Москве мы ограничены в силу географического положения, различных эмбарго и санкций, в Сингапуре имеющееся продуктовое разнообразие развязывает руки при разработке меню – мы можем позволить себе создать более интересное предложение».

При открытии проекта ориентировались не на туристов, а на местных жителей. С точки зрения восприятия гостем True Cost – не самая простая концепция, новым посетителям нужно каждый раз объяснить, почему они должны заплатить за вход, когда еще ничего не заказали и не съели. Поэтому удобнее работать с постоянными гостями, которые уже в курсе всех особенностей и бонусов концепции.

Нюансы аренды и получения лицензии

В Сингапуре довольно сложно найти помещение из-за очень высокой конкуренции, в том числе и среди ресторанов. При поиске опирались на свои традиционные критерии: хороший трафик, транспортная доступность, наличие рядом точек притяжения. Для открытия выбрали торговый центр Suntec City в одном из центральных районов города.

«В вопросах аренды есть нюансы, связанные, например, со сроками – договор заключается максимум на три года, – рассказывает Глеб Марач. – Для нас это не очень комфортно, приходится чаще перезаключать договор аренды и заново обсуждать условия. В России мы привыкли к срокам аренды на пять и даже десять лет».

Но основная особенность открытия ресторанного бизнеса в Сингапуре заключается в системе лицензирования. На разные виды деятельности в рамках заведения общепита существует свой вид лицензии. Основная – лицензия на еду и напитки Food Shop License, которая является обязательным требованием для всех предприятий общественного питания. Без нее рестораны, кафе, фудкорты и другие точки питания не имеют права работать. Продлевать лицензию нужно ежегодно. Для продажи алкоголя заведение также должно иметь соответствующую лицензию. Еще есть отдельная лицензия на развлечения, если планируется, например, приглашать диджеев или устраивать концерты.

Фото: True Cost

Фото: True Cost

Такой знакомый кадровый дефицит

Шеф-повара и бар-менеджера руководители проекта привезли из Москвы. Этих специалистов искали в России непосредственно под сингапурский проект. «В России эти направления имеют достаточно высокие стандарты, и на первоначальном этапе мы решили, что эффективнее будет привезти людей, которые уже понимают принципы и логику нашей работы и которым будет гораздо легче объяснить, какое качество продукта мы хотим получить, – поясняет Глеб Марач. – Остальную часть команды – и управляющий состав, и линейных сотрудников – искали и обучали на месте».

Основные сложности возникли в части поиска линейных сотрудников – местные жители не стремятся работать в сфере услуг, в том числе в общепите.

Высокий уровень жизни диктует свои правила, растет качество образования населения, люди интересуются более престижными профессиями и более высоким уровнем зарплат, избегая позиций в сфере обслуживания. Поэтому ресторанам часто не хватает линейного персонала, что сказывается на качестве сервиса, например, сильно увеличивается время ожидания блюд и напитков.

«Безусловно, проблема в Сингапуре похожа на ту, что происходит в России, особенно на то, что происходит последние полгода – два, – говорит Глеб Марач. – Ситуация очень тяжелая. Укомплектовать штат получается, только предложив достаточно высокие ставки, сдельную оплату труда. Удерживаем кадры хорошими условиями работы, высокими чаевыми – здесь все стандартно. Когда существует кадровый голод и проблема с набором персонала, все те действия и операции, которые мы обычно предпринимаем в отношении любого бизнеса, независимо от текущей ситуации с кадрами, нужно проводить еще интенсивнее, чаще и упорнее».

С точки зрения количества сотрудников, необходимого для работы ресторана, штат укомплектован на 100%, но с точки зрения идеальной картины, где у сотрудников равномерно распределены смены и не приходится вызывать парт-таймеров, эта цифра снижается до 60–70%.

Валерия Миронова, Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Артем Филипцов, сеть Cozy Home: «Продавцы приходят в розницу за деньгами, а не за развитием, а мы стараемся их мотивировать»

Как выстроить обучение в рознице, создать обучающий контент для продавцов и мотивировать их учиться?

Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами