Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Поштучный учет в ЕГАИС: адаптация технологии
Помарочный учет: опыт Bacardi
Переход на поштучный учет алкогольной продукции потребовал от участников рынка адаптировать свои бизнес-процессы к новым требованиям. Рассмотрим решение проблемы помарочного учета алкогольной продукции в компании Bacardi.
С 1 июля 2018 года вступили в силу изменения, узаконившие обязательный поштучный учет алкогольной продукции в ЕГАИС и переход на акцизные и федеральные специальные марки нового образца (ФЗ-433). Согласно новому законодательству, федеральная специальная и акцизная марки должны иметь двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий идентификатор ЕГАИС в кодированном виде. Для обеспечения помарочного учета используется обновленный универсальный транспортный модуль (УТМ 3.0), позволяющий обрабатывать информацию на уровне каждой акцизной марки во всей цепочке поставок от производства (локальная продукция) или пересечения территории РФ (импортная продукция) до продажи конечному потребителю. Стремясь адаптировать бизнес-процессы к новым требованиям законодательства РФ, один из лидеров российского рынка производителей алкогольной продукции - компания Bacardi Russia — совместо с логистическим партнером ID Logistics, в марте 2018 года начала подготовку к переходу на помарочный учет.
В ходе обсуждения проблемы был составлен список задач по изменению ежедневных бизнес-процессов и освоению новых технических решений. Необходимо было обеспечить:
- Поштучный учет акцизных марок при входе продукции на склад.
- Контроль соответствия QR-кода акцизной марки, штрихкода короба в формате, установленном Росалкогольрегулированием, — Code 128, и серийного кода транспортной упаковки (SSCC) при приемке продукции на склад.
- Возможность изменения привязки QR-кода акцизной марки к коду короба (Code 128) в случае осуществления специфических складских операций (переборка товара, брак при приемке по количеству и/или качеству и пр.).
- Выборочная и/или полная проверка «привязок» диапазонов Code-128 и QR-кода при комплектации товара на складе перед отгрузкой получателям с возможностью их изменения.
- Изменение типа учета продукции на складе с партионного на помарочный в случае необходимости.
Решение
Концепция бизнеса ID Logistics заключается в поиске индивидуального решения под потребности клиента. Для выбора наиболее оптимального варианта, R&D-инженеры компании разработали несколько возможных операционных решений поставленной задачи.
Вариант 1
Организация специализированных рабочих станций для помарочного учета.
Станция состоит из рабочего места оператора (стол и компьютер), ножничных столов для подъема палет, принтера этикеток и комплекта 2D-сканеров, обеспечивающих распознавание акцизной марки на каждой бутылке под любым углом, что увеличивает производительность операции.
Вариант 2
Использование конвейерного транспортера со сканирующей рамкой. Несмотря на внушительный размер инвестиций, производительность данного решения является максимальной и может обеспечить быстрый возврат инвестиций при больших объемах обработки.
Вариант 3
Сканирование акцизных марок с использованием наручных терминалов (RF-терминал на запястье + сканер на пальце).
Решение разработано для выборочного контроля входящего потока продукции. Оператор вскрывает один короб с каждой палеты, сканируя SSCC палеты, Code 128 короба и марку одной бутылки. Далее WMS проверяет связи отсканированных элементов. Преимуществом данного решения являются минимальные инвестиции в оборудование и простота внедрения.
Компания Bacardi Russia смогла изменить производственный процесс и обеспечить предоставление связей SSCC — Code 128 — QR-код для всей входящей продукции, что при приемке товара на склад позволяет ограничиться только выборочным контролем. Данный фактор стал решающим при выборе оптимального решения — сканирования с помощью наручных терминалов.
Для реализации выбранного варианта компаниями ID Logistics и Bacardi были инициированы изменения в текущих IT-решениях:
- ID Logistics совместно с разработчиком адаптировала функционал текущей WMS под новые бизнес-процессы;
- Bacardi внесла изменения в корпоративную информационную систему и интерфейсы для обмена данными с УТМ и WMS.
В короткие сроки компаниям удалось реализовать и протестировать новый бизнес-процесс. Результатами проекта стали:
- Разработка решения, удовлетворяющего потребностям клиента.
- Соответствие новому законодательству по учету алкогольной продукции.
- Гибкость решения ввиду низкой стоимости инвестиций по проекту.
Сергей Мануилов, Contract Manager ID Logistics Russia: «Наша компания сотрудничает с компанией Bacardi с 2016 года, обеспечивая операции на российском центральном складе поставщика. Приоритеты ID Logistics в работе с заказчиком — высокий уровень сервиса, гибкость, готовность кастомизировать процессы и системы под требования партнеров. Акцентом этого проекта с компанией Bacardi было создание IT и операционного решения, гарантирующего 100 % качество обработки товара и подготовки документации в соответствии с новыми законодательными требованиями, т. к. цена ошибки в сегменте алкогольной продукции особенно высока. Дополнительной сложностью проекта было то, что требования регулятора менялись и уточнялись несколько раз и были финализированы всего лишь за два месяца до go-live. В свете ужесточения государственного контроля производства и движения различных групп товаров аналогичные задачи будут вставать перед службами логистики все чаще и чаще. Реализация данного проекта позволила проверить компетенции и доказать способность специалистов ID Logistics найти и в сжатые сроки внедрить эффективное решение».
Анна Сафонова, Logistics and Customer Service Manager, Bacardi Russia: «Перед нами стояла сложная задача — удовлетворение новых требований законодательства, усложнение операций и контроля и при этом минимальные инвестиции в проект и минимальное увеличение затрат компании на логистику. Для Bacardi Russia этот проект был интересен с точки зрения интеграции внутренних IT-систем с системами регулятора и нашего логистического партнера, а также создания масштабируемого решения, дающего возможность изменять объемы контроля онлайн».
По мнению экспертов, в ситуации динамично развивающихся технологий и активного принятия законодательных изменений, касающихся оптовой и розничной торговли, рынком в первую очередь будут востребованы гибкие легкие решения, позволяющие осуществлять внедрения быстро, эффективно и недорого.
ID Logistics — международная группа компаний, предоставляющая услуги в сфере контрактной логистики. Оборот компании за 2017 год составил 1,329 млрд евро. ID Logistics предоставляет услуги более чем на 300 площадках в 17 странах, что составляет около 5,5 млн кв. м складских помещений в Европе, Латинской Америке, Азии и Африке. Штат компании 19 тыс. сотрудников. Клиентский портфель сбалансирован компаниями из сферы розничной торговли, промышленности, здравоохранения и электронной торговли. ID Logistics предоставляет высокотехнологичные решения и нацелена на устойчивый рост. Акции компании ID Logistics котируются на бирже NYSE Euronext в Париже (код ISIN: FR0010929125). Группу компаний возглавляет Эрик Эмар.
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?