Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Перевнедрение «1С:ERP»: от «записной книжки» – к полному управлению: опыт поставщика DIY-сетей
Производитель лакокрасочных материалов «Эскаро кемикал АС» несколько раз пытался внедрить «1С:ERP», но органично встроить программу в структуру деятельности компании не удавалось. Функционал системы не был осмыслен с точки зрения потребностей предприятия, поэтому пользователи работали в ней неохотно и не всегда корректно. В таком виде «1С:ERP» функционировал в компании в качестве «записной книжки» хозяйственных операций. Новая команда пришла в компанию с новыми задачами и задалась целью эффективно использовать возможности типовой конфигурации системы автоматизации. И ей это удалось. В результате внедрения время подготовки производственного плана для смен сократилось с трех часов до часа, а информации о необходимом количестве сырья для производственной смены – с полутора до получаса.
«Эскаро кемикал АС» – российское подразделение международной группы, работает на рынке более 20 лет, занимается выпуском лакокрасочных материалов для отделочных работ в разных ценовых категориях. Имеет две производственные площадки, пять складов и офисы продаж по всей России, поставляет продукцию в такие сети, как «Леруа Мерлен», «Петрович», «Максидом». Численность компании – более 400 сотрудников.
Программный продукт «1С:ERP Управление предприятием» компания начала внедрять еще в 2017 году, но в процессе возникли трудности, и в результате сотрудники стали использовать его просто как «записную книжку». «На производственных предприятиях это достаточно частая история: когда не получается качественно внедрить систему, пользователи отказываются в ней работать или просто регистрируют хозяйственные операции, – поясняет Ольга Шевченко, финансовый директор «Эскаро кемикал АС». – При этом, если правильно использовать программный продукт, «1С:ERP», даже типовой, покрывает потребности практически любой производственной компании».
Сначала – прописать процессы
Понимая неиспользованные возможности системы, руководство «Эскаро кемикал АС» обратилось за помощью в компанию «Внедренцы и программисты». Требовалось настроить и адаптировать решение под требования бизнеса, а также запустить процесс эксплуатации на уровне компании. Интегратору предстояло реализовать прием и обработку заказов, управление ценами и скидками, отгрузку заказов, бюджетный процесс, факторный анализ финансового результата и управление производством.
К проекту также были привлечены ведущие сотрудники «Эскаро кемикал АС», которые активно участвовали в разработке внутренних бизнес-процессов. Как считает Ольга Шевченко, мало надеяться на сторонних программистов, так как они не знают тонкостей процессов компании и в результате может получиться переломанный продукт, который не закроет ключевых потребностей, – необходимо самим включаться в проекты, прописывать все бизнес-процессы, внимательно анализировать функционал.
На новое внедрение «1С:ERP» ушло 2,5 года. Сначала отстраивали внутренние процессы. Сотрудники производственных отделов очертили собственную зону ответственности и смогли увидеть свое место в общей системе: когда они принимают решения, а когда не должны этого делать, какую информацию и в какие сроки они получают от других подразделений, а какую предоставляют сами. После того как удалось перестроить и описать сквозные бизнес-процессы, стало возможным перейти к автоматизации управления производством: от планирования до регистрации выпуска готовой продукции.
«Как только отстроили сквозные бизнес-процессы, приступили к внедрению программного продукта, – рассказывает Ольга Шевченко. – Моя рекомендация: пока вы не понимаете, кто и за что отвечает в компании, не стоит приступать к автоматизации».
Особенности комбинированного планирования
Прежде чем переходить к управлению цепочками технологических операций, пришлось разработать систему планирования производства продукции под потребность, под заказ на день, неделю и год.
Особенность проекта в том, что на предприятии используется комбинированная система планирования. Часть номенклатуры производится под страховой запас, с учетом динамики уходимости со складов и сезонности бизнеса. Страховые запасы используются для регулярных отгрузок дистрибьюторам и локальным строительным точкам.
Помимо регулярных, существуют проектные и тендерные отгрузки розничным сетям. «Мы работаем с такими DIY-сетями, как «Леруа Мерлен», «Петрович», «Максидом», – говорит Ольга Шевченко. – У этих сетей есть тендерные объемы, которые нельзя предсказать и спланировать заранее».
Звенья сквозного планирования выглядят следующим образом: определяется актуальный размер страховых запасов и проектных объемов клиентов, формируется план потребности в продукции. На основе плана потребности формируется план производства по площадкам, на основе которого разрабатываются план потребления сырья и упаковки и план производства по дням.
До внедрения вся эта информация была разрозненна и существовала только в головах держателей процессов, отсутствовали системность и прослеживаемость. Актуализация проектных объемов клиентов вовсе отсутствовала.
Как действуют алгоритмы программы
При переходе к типовому функционалу вся информация была перенесена в «1С:ERP».
Для планирования страховых запасов стал использоваться функционал «Настройка обеспечения потребностей» и «Настройка поддержания запасов номенклатуры».
Для планирования проектных и тендерных отгрузок используются «План продаж по номенклатуре» с детализацией по клиентам, соглашениям, складам.
Таким образом в комбинации страховых запасов и оценки проектных объемов формируется совокупный «План потребности в выпуске продукции».
Следующий шаг – разделение совокупного «Плана потребности в выпуске продукции» между производственными площадками компании в соответствии с выпускаемой номенклатурой. «1С:ERP» автоматически создает «План производства по площадкам».
Далее алгоритмы программы разбивают план производства по рабочим дням. Диспетчер производства вручную выбирает дни и комплектность номенклатуры и формирует документ «Заказы на производство».
Поскольку план производства по территориям сформирован и в программу заведены ресурсные спецификации, «1С:ERP» автоматически формирует «План потребления сырья и материалов под выпуск». Это очень удобно: потребности не надо рассчитывать отдельно, все необходимые материалы видны сразу.
В «1С:ERP» есть также функционал, позволяющий регистрировать отмены и причины отмен производства. Операционист производства указывает причины отмены выпуска конкретных позиций (например, отсутствовало сырье, встало оборудование и т. д.), специальный отчет помогает анализировать объем, частоту и причины недопроизводства, выявлять проблемы и осуществлять корректирующие мероприятия.
На уровне производства
После того как сформировали план потребностей и разделили его по площадкам, формируется план производства.
Технологический процесс производства лакокрасочных материалов представляет собой последовательное смешивание компонентов в течение определенного времени.
Краткая схема технологического процесса выглядит так: загрузка критического объема воды – загрузка дисперсии – загрузка наполнителей, добавок – диспергирование – проверка ОТК – фасовка в емкости. Если продукт не соответствует нормам, он возвращается на линию и доводится до нормальных контрольных параметров.
Чтобы работники не запутались в шагах и материалах, дневные задания декомпозируются на операции.
В «1С:ERP» этот процесс обслуживают документы «Заказ на производство», «Спецификация номенклатуры», «Маршрутная карта».
Прежде чем внедрить типовые инструменты управления операциями, были реализованы два промежуточных этапа.
Первый – выведение списка операций в печатную форму. Это помогло сотрудникам привыкнуть к обязательной регистрации своих действий, упорядочить работу, сократить количество ошибок в технологии производства и информировать другие подразделения об израсходованном сырье. Как пояснили специалисты компании «Внедренцы и программисты», этот этап был необходимым, но очень трудоемким. На заполнение одной формы у технолога могло уходить полчаса, а на формирование задания производству на следующую неделю – целый рабочий день.
Второй – автоматизация заполнения печатных форм. Формирование задания производству на неделю занимало уже несколько часов, а сотрудники смогли втянуться в регистрацию производственных операций. Теперь это делается автоматически: данные о технологических процессах занесены в «Маршрутные карты», на производстве внедрено адаптированное мобильное приложение «1С». У каждого центра по смешиванию лакокрасочных материалов установлены планшеты, на которых отображаются технологические операции, необходимые для выполнения на данном оборудовании. Информация о выполнении сразу попадает в «1С:ERP». Система контролирует нормативное время и последовательность операций, поэтому в каждый момент можно выполнять только те операции, которые разрешены. По завершении операции оформляется выпуск продукции.
Итоги внедрения
Если до нынешнего внедрения «1С:ERP» процессам в компании не хватало системности и прозрачности, информация хранилась в головах ответственных лиц или в громоздких Excel-таблицах, то теперь все процессы отображаются в программе и логично следуют один за другим. Такая связность обеспечивает высокую степень прослеживаемости и точность планирования, а также позволяет автоматизировать ключевые участки деятельности предприятия.
По результатам внедрения:
-
трудоемкость процесса подготовки производственного плана для предстоящих смен сократилась с 2–3 часов до 0,5–1 часа;
-
трудоемкость процесса подготовки информации о необходимом количестве сырья для производственной смены сократилась с 1,5 часа до 0,5 часа;
-
заказчик оперативно получает информацию о сроках исполнения заказов и узких местах при их отгрузке;
-
появилась возможность передачи готовой продукции на склад в режиме онлайн;
-
появилась возможность контролировать и прогнозировать изменения себестоимости продукции.
«За время внедрения успели эффективно поработать с оперативным учетом, причем это было перевнедрение, что является более сложной процедурой, чем внедрение с чистого листа, потому что приходится исправлять ошибки людей, которые поработали до вас», – добавляет Ольга Шевченко.
В ходе проекта внедрены блоки: «Бюджетирование», «Казначейство», «Продажи», «Планирование продаж», «Закупки», «Планирование закупок», « Склад », «Планирование производства», «Расчет себестоимости продукции». Таким образом запущено управление денежными средствами, весь оперативный контур, управление ценообразованием, взаиморасчеты с клиентами. В настоящее время «Внедренцы и программисты» продолжают сотрудничать с «Эскаро кемикал АС» по развитию системы.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Собственное производство сети «Магнит»: драйвер роста и зона развития
Fish House: путешествие на «Балтийский берег»
Как сельскохозяйственный производитель автоматизировал логистику
Где «Пятёрочка» делает маринованные огурчики для СТМ?
Как «1С:ERP» помогла повысить точность прогноза на 8% в продажах товаров с высокой сезонностью
Как грузоперевозчик «ПЭК» наладил эффективное обслуживание техники
Йошкар-Олинский мясокомбинат: опыт автоматизации
Как «Эфко» автоматизировала производство йогуртов
«Траско» внедрила систему управления логистикой и сократила срок исполнения заказов на 20%
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?