Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Оборот в 56 млн за 2 года на маркетплейсе: опыт бренда одежды TrendyClo
В пандемию Ольга Атбашян была вынуждена закрыть свои физические магазины одежды и решила заново попытать счастья в бизнесе на маркетплейсах. В этой статье основательница бренда одежды TrendyClo честно рассказывает, какие подводные камни ждут мелких предпринимателей, выходящих со своими товарами на онлайн-площадки, какие ошибки она сама совершила и как их можно было бы избежать.
Фото: TrendyClo
Свой первый бизнес я создавала в 2018 году в Ташкенте, где родилась, выросла и получила высшее образование. Это было производство базовой одежды для женщин и детей с демократичным прайсом. Тогда в столице Узбекистана у покупательниц еще не было ни технической возможности приобретать модную одежду быстро и удобно, ни тренда на покупки в онлайне, ни масс-маркет брендов с базовой и стильной одеждой по доступным ценам. В то же время российские продавцы и их покупатели уже активно пользовались всеми удобствами быстро развивающихся маркетплейсов. За 2018 год объем онлайн-продаж в России вырос на 19%, а количество заказов – на 21%. При этом рынок Узбекистана сильно отставал технически на фоне бурного развития сферы e-commerce в России и рынка одежды в частности.
Покупательницам приходилось выбирать из двух зол – приобретать одежду, расшитую люрексом и стразами, в локальных бутиках офлайн или идти на компромисс, подбирая наряды среди некачественной одежды на местных рынках. Тем, кто хотел следовать трендам и не смирялся со скудным выбором на рынке Узбекистана, приходилось оформлять заказы на международных сайтах вроде Amazon или Asos, переплачивать за доставку и тратить время на ожидание. Лично столкнувшись с «болями» местного рынка, я решила попробовать избавить от них не только себя, но и всех остальных потенциальных клиентов будущего бренда.
Успех через боль
Таким образом, у покупателей была острая необходимость в локальных и доступных брендах, при этом ниша пустовала – это был вопрос времени. Так, мы решили не дожидаться всплеска конкуренции и протестировать гипотезу о потенциальном успехе локализованного производства и запуске офлайн-магазинов базовой, качественной и недорогой одежды, в которой так нуждались местные девушки.
Фото: TrendyClo
Это был успех с первой попытки: мы открыли несколько «островков» в популярных торговых центрах Ташкента, которые обрели известность среди посетителей. Ассортимент был небольшим и полностью соответствовал трендам тех лет. Так, в первых корнерах бренда можно было приобрести парные костюмы из футера, платья-пачки и другие наряды, которые моментально становились трендовыми из-за российских инфлюенсеров вроде Оксаны Самойловой.
Однако вскоре наступил 2020 год, а вместе с ним и пандемия, которая перевернула с ног на голову жизнь не только покупателей, но и владельцев бизнеса. У нас просто не осталось выбора, офлайн-магазины пришлось закрыть. Как следствие, все инвестиции в офлайн-точки в Ташкенте «сгорели» из-за внешнего фактора – пандемии. Из-за них же многие предприниматели в корне пересмотрели стратегию ведения своего бизнеса, а мы приняли решение сместить фокус внимания с рынка Узбекистана и офлайн-торговли на уход в онлайн и работу с маркетплейсами.
Под крылом маркетплейса
Из-за страхов и опасений, которые повлекли за собой последствия пандемии, инвестировать финансы и время в логистику и другие мощности не было ни мотивации, ни материальной возможности. Условия работы с маркетплейсами компенсировали этот пробел, предлагая селлерам всю необходимую инфраструктуру для быстрого старта: логистику, площади для хранения товара, систему доставки и выдачи заказов.
Поэтому мы решили сделать еще одну попытку и довериться Wildberries, который давал возможность быстро и наглядно протестировать гипотезы, сэкономить на мощностях и масштабировать возможности бизнеса за счет более широкой и платежеспособной аудитории.
Подводные камни, к которым мы не были готовы
Сегодня селлеры, которые вдоль и поперек изучили все подводные камни работы с маркетплейсами, активно делятся своим опытом с начинающими продавцами. В период подъема онлайн-площадок вроде Wildberries и Ozon это было не настолько распространено, а большинство подобных курсов и до сих остаются «шаблонными учениями», которые плохо готовят начинающих продавцов к реальным сложностям, с которыми придется столкнуться.
Мы выбрали путь первопроходцев, которые учатся на собственных ошибках, среди которых были:
-
Отсутствие подготовительной работы
Фото: TrendyClo
Постановка цели и тщательное планирование – 80% успеха в любом деле. Мы убедились в этом на собственном опыте, когда столкнулись с последствиями отсутствия того самого планирования и стратегии. Так, изначально производство располагалось в Узбекистане, а пошивом одежды занимались местные мастерицы. Нам же приходилось создавать коллекции, ориентируясь в первую очередь на возможности швей, а не на потребности рынка.
Позже мы съездили в несколько бизнес-туров в Китай и Киргизию, познакомились с местными производствами и оценили, насколько работа с ними может быть эффективна и полезна для нашего бизнеса. По итогам поездок стало очевидно, что переобучение швей обойдется дороже не только с точки зрения финансов, но и времени. В связи с этим мы пересмотрели бизнес-модель и сделали выбор в пользу контрактного, более выгодного производства вместо собственного.
-
Порядок в финансах должен начинаться с первой прибыли
Одна из ключевых ошибок, последствия которой настигли нас позже, – откладывание до лучших времен найма грамотного финансиста или бухгалтера. Задумываться о том, чтобы отдать все финансовые дела в руки грамотного специалиста, следует сразу после успешного тестирования гипотезы и появления первой прибыли. Мы наивно полагали, что справимся своими силами, и не заметили, как бардак в финансах, который превратился в снежный ком, начал напрямую влиять на показатели бизнеса.
Только на третий год существования бренда мы приняли решение о найме грамотного финансиста, который, во-первых, привел в порядок отчетность и избавил нас от необходимости считать все «на коленке». Во-вторых, оптимизировал затраты на производство, складское хранение, логистику и другие операционные расходы, что привело к сокращению издержек и увеличению прибыли. В-третьих, помог выстроить грамотную стратегию развития бренда, направленную на увеличение прибыли.
Так, было принято решение о ликвидации одного ИП. Оно существовало на случай внезапной блокировки кабинета на Wildberries, которая обычно случается без предупреждения. Помимо этого, мы оценили риски, динамику расходов и пришли к выводу: риски не сокращаются, несмотря на увеличение оборота, а расходы кратно увеличиваются. Так, например, хранение товара на складах Wildberries в июле 2023 года обходилось нам в 5 тыс. рублей в месяц, весной же этого года стоимость увеличилась до 230 тыс. рублей.
Чтобы избавиться от обеих трудностей, мы выстроили стратегию масштабирования, минимизации рисков и расходной части за счет диверсификации каналов продаж: выход на другие маркетплейсы, Ozon в частности, с более лояльными условиями для продавцов, и создание собственного интернет-магазина. Последнее – в планах до конца года.
-
Серые зоны «влияния» продавца
На старте нам как начинающему бренду было сложно смириться с неизбежными последствиями потребительского терроризма, регулярно меняющимися условиями работы площадки и непредвиденными кризисами вроде пожаров или затопления складов.
Так, например, в первый год работы нам пришлось фактически смириться с тем, что прибыли с продаж новогодних нарядов, которые покупательницы начали массово возвращать, мы не увидим. Позже появился тренд на подмену товара при возврате, который, к счастью для нас, пока что не стал массовым – на такие случаи приходится всего 1% покупок. Все эти внешние факторы влекут за собой увеличение расходной части и кучу неприятных эмоций.
Следующая стадия принятия пришлась на стихийные бедствия на складах Wildberries, после пожара в Шушарах и потопа в Электростали. В моменте мы потеряли 1,2 миллиона рублей, которые позже были компенсированы.
Ситуации бывают разные, но, к счастью, все эти риски можно грамотно заложить в расходную часть и сохранить прибыль. К слову, справиться с этой задачей будет проще при наличии грамотного финансиста.
Показатели TrendyClo спустя два года присутствия на рынке
Фото: TrendyClo
В 2023 году оборот TrendyClo достиг показателя 56 млн рублей, а маржинальность бренда на сегодняшний день составляет 35%. Более стабильных показателей получилось достичь благодаря выходу на новую и пока более стабильную с точки зрения условий для бизнеса площадку – Ozon.
Также за эти несколько лет стало понятно наверняка, что ассортимент в сегменте одежды должен сезонно обновляться четыре раза в год – не чаще. При создании каждой коллекции мы в первую очередь ориентируемся на тренды, потребности нашей целевой аудитории и качество товара. Так, например, последняя летняя коллекция почти целиком выполнена из качественного льна, на который есть запрос у нашей аудитории. Именно постоянная аналитика и исследование потребностей и трендов позволяют нам создавать коллекции, которые не будут залеживаться на складах и принесут прибыль.
Помимо этого, за два года с момента запуска бизнеса команда TrendyClo расширилась до девяти человек. В наши планы на ближайшее будущее входит масштабирование команды, исходя из стратегии развития компании и потребностей бизнеса, а также диверсификация каналов продаж.
6 шагов к кратному увеличению прибыли на маркетплейсе
-
Инвестируйте в команду
Продажи на маркетплейсе – это такой же бизнес, как и любой другой. Поэтому, если вы нацелены на масштабирование продаж и увеличение прибыли, рано или поздно придется отказаться от ручного управления и замыкания процессов на себе. Не бойтесь делегировать ответственность и расширять команду – инвестиции в персонал вернутся к вам в виде прибыли позже, дайте себе время.
-
Стратегически подходите к выбору производства
Не повторяйте наших ошибок и не жалейте усилий и времени на грамотный выбор производства в самом начале, чтобы избежать финансовых издержек и расходов впоследствии.
-
Отвечайте на запросы аудитории и следите за трендами
Покупатели всегда отдают предпочтение тем брендам, которые отвечают актуальным запросам своих клиентов. Поэтому для формирования лояльной аудитории крайне необходимо держать руку на пульсе и следовать трендам: начиная с ассортимента и заканчивая оформлением карточки товаров.
-
Диверсифицируйте каналы
Маркетплейс – лучшая площадка для быстрого старта. Однако, помимо всех плюсов, маркетплейсы, в частности Wildberries, часто меняют условия сотрудничества с продавцами, которые могут встать селлеру в непредвиденную копеечку. Чтобы обезопасить себя от непредвиденных расходов, используйте альтернативные каналы сбыта: другие маркетплейсы, собственный сайт или социальные сети.
-
Анализ конкурентов
Не спускайте взгляда со своих конкурентов, чтобы понять их сильные и слабые стороны, а также те стратегии, которые им помогают привлекать клиентов и увеличивать прибыль. Используйте эту информацию, чтобы оптимизировать собственные методы работы и выделиться на фоне конкурентов.
-
Отзывы и адаптация под ожидания клиентов
Уделяйте внимание отзывам клиентов и используйте их для улучшения своего предложения. Адаптируйтесь под изменения потребностей и предпочтений своих покупателей, чтобы обеспечить им тот покупательский опыт, которого они ждут.
Retail.ru
Читайте также:
Обойтись без скидки: ритейлеры рассказали об акциях, которые сработали
Михаил Уржумцев, Melon Fashion Group: «Фэшн-рынок входит в зону жесткой борьбы»
Продажи на российских маркетплейсах: тренды в основных категориях
Китай: что нужно знать тем, кто планирует начать бизнес в стране?
Международная автоматизация Faberlic на «1С:ERP»
Ресейл: новый драйвер рынка одежды
Как продавать товары для взрослых на маркетплейсах в 2024 году
Ландшафт ИТ-возможностей: как ритейлеру выбрать систему автоматизации
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?