Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«МПР Товары для дома» ускорил обмен данными с помощью «1С:Шина»
Сеть товаров для дома и дачи «МПР Товары для дома » работает по схеме франчайзинга и при этом динамично растет, что затрудняет быстрое получение данных по товародвижению и передачу в магазины нормативно-справочной информации и обновлений. Для ускорения обмена данными был выбран продукт «1С:Шина». Внедрение позволило отправлять широковещательные сообщения из центрального офиса в магазины: если раньше 200 магазинам нужно было отправлять 200 сообщений, то теперь – всего одно, а время отправления сократилось с 1 часа до 10 секунд.
Федеральная сеть товаров для дома и дачи «Магазин постоянных распродаж. Товары для дома» создана в октябре 2018 года и за три года, к октябрю 2021-го, выросла до 320 магазинов в более 200 населенных пунктах – от Симферополя до Анадыря. До конца 2021 года ритейлер планирует увеличить число магазинов до 400. Средняя площадь магазина – 170–220 кв. м, ассортимент – около 5 тыс. наименований товаров по низким ценам.
В конце прошлого года было принято решение перевести магазины с системы « 1С:Розница 1.0.» (доработанной версии) на современную «1С:Розница 2.3». Партнером внедрения стала компания «Деловые системы». Интегратор решил одновременно установить новую систему обмена данными, чтобы обеспечить быстрое получение данных по товародвижению и передачу в магазины нормативно-справочной информации и обновлений.
Ситуация до внедрения
До внедрения в сети действовала самописная система обмена через FTP (file transfer protocol – протокол передачи файлов между компьютером пользователя и сервером), при которой на каждый магазин необходимо было высылать свое сообщение. Схема обмена выглядела следующим образом: магазины по механизму распределенных баз объединялись в центральные базы клиентов, и эти базы передавали данные о движении товара в центральную базу офиса. Использовался доработанный типовой механизм обмена данными «1С».
Особенности такой схемы:
-
отсутствие широковещательных сообщений – одинаковую информацию нужно отправлять каждому магазину;
-
если магазин по какой-то причине не получает сообщение, то каждое новое сообщение содержит в себе данные предыдущего, что увеличивает время выгрузки.
-
невысокая скорость обмена при большом количестве участников.
Необходима была новая система, но типовой обмен распределенных баз не подходил, так как сеть динамично растет и при увеличении масштабов могут начаться сбои и зависания.
«При определенном количестве магазинов в сети система типовых обменов по FTP упирается в потолок, – рассказывает директор компании «Деловые системы» Владимир Пономарев. – Сеть планирует дорасти до 1,5 тыс. магазинов, надо было заранее предусмотреть возможность ускорения передачи данных, иначе на один цикл обмена не хватит и суток. Мы начали искать подходящее решение и выбрали «1С:Шина». Так как вся работа велась с базами на платформе «1С:Предприятие», то этот продукт подходил как нельзя лучше».
Зачем нужна шина
«1С:Шина» – это программа, обеспечивающая обмен данными между различными информационными системами, дополнительный транспортный канал.
Ключевое отличие «1С:Шина» от базового обмена: возможность отправлять сообщения сразу всем получателям и не накапливать их, если сообщение не доставлено. Архитектура решения позволяет гарантировать доставку: отправляемое сообщение сохраняется в информационной базе до тех пор, пока от системы не поступит подтверждение того, что сообщение получено. Сообщения, отправленные в один канал в определенной последовательности, будут получены в той же последовательности.
Внедрение «1С:Шина» в сети «МПР Товары для дома» позволило решить ряд важных задач обмена данными:
-
Отправлять широковещательные сообщения: общая информация отправляется одним сообщением, а шина сама рассылает сообщение всем получателям. Это существенно сократило время рассылки общей информации из центрального узла в магазины: если раньше на отправку 200 магазинам нужно было отправить 200 сообщений, то сейчас высылается одно сообщение, выгрузка которого происходит всего за несколько секунд.
-
Отправлять сообщения независимо от доступности получателя: платформа сама заботится о доставке сообщения по цепочке. Это позволило не ждать ответа от магазинов, то есть не накапливать регистрацию, делать более частые обмены, каждый раз отправляя только новые данные.
-
Ускорить доставку сообщений. Транспорт в «1С:Шина» реализован через веб-сервисы, что намного быстрее, чем через FTP. Сообщения стали доходить до магазинов в течение минуты.
-
В программе предусмотрен удобный мониторинг узлов обмена: если какой-то из узлов недоступен, это сразу видно в интерфейсе. «Магазин может временно отключиться от сети по объективным причинам, например, закрыться на ремонт, при этом типовая система обмена будет продолжать выгружать этому магазину накопительное сообщение, – рассказывает Владимир Пономарев. – Со временем сообщение становится огромным, потому что получатель не считывает отправленную информацию, но система продолжает заново формировать и выгружать этот файл после каждого мониторинга данных. Это дополнительно нагружает систему и увеличивает время выгрузки сообщений. ИТ-отделу надо было понять, что магазин не находится в сети, вручную отключать этот магазин от обмена, чтобы не тратить время на обслуживание его сообщений, и, когда магазин приступит к работе, не забыть снова его подключить. Интеграционной шине не важно, находится магазин в сети или нет, можно накидывать сколько угодно сообщений, магазин прочтет все сообщения последовательно, когда появится в сети. То есть из-за того, что какой-то из узлов недоступен, время выгрузки не увеличивается».
-
С помощью «1С:Шина» удалось решить давнюю проблему – расхождение данных между базами. В распределенных базах «1С» бывает, что в результате обмена документ может загрузиться не полностью, прийти без движения или, наоборот, архивный чек оставить активным. Использование шины позволило разработать решение сверки и исправления расхождений данных между базами в автоматическом режиме.
Постепенный переход
Внедрение «1С:Шина» в сети «МПР Товары для дома» происходило одновременно с переходом на «1С:Розница 2.3», поэтому интеграторы были заняты не только настройкой обмена данных, но и доработкой конфигурации.
Так как продукт является частью экосистемы «1С», документации и примеров, предоставленных разработчиками, было достаточно, чтобы специалисты «Деловых систем» своими силами встроили «1С:Шина» в используемое программное решение. В настоящее время на новую платформу и обмен данными через «1С:Шина» переведено 190 магазинов сети.
Каждые две недели к платформе подключаются по три магазина, и происходит обучение линейного персонала работе с обновленной программой.
«Само по себе решение «1С:Шина» простое, мы могли бы внедрить его с нуля всего за две недели, – поясняет Владимир Пономарев. – Но внедрение идет параллельно с «1С:Розница 2.3». Мы не можем перевести сразу все магазины, потому что персоналу требуется время на освоение нового интерфейса и постоянное участие техподдержки в процессе обучения. Если подключить сразу все 300 точек, техподдержка не справится с запросами, и все процессы на местах встанут. В небольших городах далеко не все линейные сотрудники являются уверенными пользователями компьютера, и для них смена интерфейса в программе становится настоящим вызовом. Поэтому внедрение конфигурации происходит постепенно и процесс пока продолжается».
«Мир меняется очень быстро, цифровизация стремительно проникает в нашу жизнь, в текущих реалиях очень важно быстро и надежно обмениваться информацией для своевременной корректировки курса компании, и решение «1С:Шина» – хороший помощник в этом, – рассказывает руководитель сети «МПР Товары для дома» Роман Сенсин. – С компанией «Деловые системы» сотрудничаем со старта проекта. За три года совместной работы над проектом ни разу не усомнились в выборе партнера по сопровождению и технической поддержке магазинов сети».
Руководители сети «МПР Товары для дома» планируют и дальше наращивать количество магазинов и рассчитывают, что внедрение «1С:Шина» и в будущем позволит оперативно обмениваться информацией.
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Маркировка молочной продукции: как автоматизировали учет в сыроварне
Как закон о маркировке шин стал толчком к автоматизации интернет-магазина «Про100 колеса»
DNS переводит HR-процессы в онлайн
Lamoda автоматизировала грузоперевозки
«Остров мечты»: трудно ли автоматизировать парк развлечений?
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.