Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
«Монетка»: нулевая терпимость к хищениям персоналом
Сеть «Монетка», в которую сегодня входит более 1970 магазинов, смогла добиться сокращения потерь от хищений и ошибок учета до 0,3% от товарооборота. В этой статье директор по безопасности сети Константин Сергеев рассказывает о комплексе мероприятий, которые помогли этого достичь.
Управление товарными потерями – важная часть операционной эффективности в торговле. Чем лучше в ритейле выстроены безрисковые процессы, контрольные мероприятия и организовано включение персонала в процесс предотвращения потерь, тем эти потери меньше.
Ревизионные товарные потери, или, как их часто называют, «неизвестные потери», включают в себя как внешние хищения, ошибки приемки товара, некорректный учет, так и внутренние хищения персоналом.
Внутренние хищения в магазине часто возникают в результате сбоя в управлении и приводят к существенным финансовым потерям, которые выявляет и фиксирует ненормативная ревизия.
Рецепт от внутренних хищений прост и состоит из трех базовых пунктов:
-
Не допустить вора к работе.
-
Организовать сдерживание персонала от краж.
-
Как можно быстрее выявить и уволить вора, скорректировать процессы и контроль.
Фото: Milan1983/shutterstock
Насколько бы проактивным ни был подход ритейлера к безопасности, допуск персонала к товарам и денежным средствам сам по себе является проверкой, и не все ее проходят. К сожалению, персонал «с липкими руками» встречается, а все уязвимости закрыть либо невозможно, либо экономически нецелесообразно.
Если служба безопасности утверждает, что в магазинах вашей сети нет внутренних краж, а товарные потери при этом выше установленного по сегменту норматива, стоит для начала переспросить, уверены ли они в том, что говорят.
В торговой сети «Монетка» только за 2022 год к административной и уголовной ответственности за совершение хищений, мошенничество были привлечены более 500 сотрудников. Политика торговой сети – нулевая терпимость как к внешним, так и к внутренним хищениям. Каждое преступление должным образом оформляется в виде заявления в полицию. Сотрудники департамента безопасности сопровождают уголовные дела, направляют жалобы на отказы в возбуждении уголовных дел, добиваются предусмотренного законом наказания.
Даже при возмещении ущерба в торговой сети не предусмотрено прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон.
Ревизионные потери «Монетки» являются одними из самых низких в сегменте продуктовых дискаунтеров РФ, и в 2022 году они составили 0,3%.
ТС «Монетка» – одна из первых торговых сетей, которая с 2014 года отказалась от физических постов охраны и антикражного оборудования. Инвестиции были перераспределены в информационно-аналитическую систему предиктивной видеоаналитики и централизацию данных. Сейчас компания развивает управление безопасностью объектов через технологию PSIM (Physical Security Information Management – аппаратно-программный комплекс, интегрирующий приложения и устройства безопасности и управления ими через единый пользовательский интерфейс).
Торговая сеть полностью (на 1978 магазинах) перешла на современную обработку и онлайн-инкассацию наличной выручки, установив автоматизированные депозитные машины. Тем самым компания повысила контроль должного проведения инкассации, получила возможность оперативно выявлять и минимизировать хищения персоналом средств из главной кассы.
Фото: springtime78/shutterstock
Мужчины или женщины – кто чаще идет на кражу?
В 2023 году торговая сеть «Монетка» совместно с «Ассоциацией экспертов безопасности ритейла» провела исследование гендерного влияния на совершение хищений в ритейле. Удалось оценить степень влияния на совершение хищений в группах: женщины, мужчины. Если учесть, что персонал ритейла преимущественно женского пола, данные довольно интересны.
Стимулом к проведению исследования стали данные статистики МВД РФ «Состояние преступности в России» за 2022 год. В характеристике лиц, совершивших выявленные преступления, удельный вес женщин в общем числе составил 16,3%.
Были проанализированы данные зарегистрированных преступлений ТС «Монетка» за 2022 год: к ответственности были привлечены 1,81% от общего числа сотрудников магазинов торговой сети.
Поскольку женщины составляют 82,57% персонала магазинов ТС «Монетка», именно на эту гендерную группу приходится больше преступлений в количественном выражении. Также стоит учитывать, что не все хищения – особенно мелкие – фиксируются, скрытая преступность в ритейле тоже существует.
Стоит отметить, что среди женщин, совершивших хищения, многие имеют проблемы семейного неблагополучия, одиноки или были подвержены влиянию своего личного окружения: судимых или отбывающих наказание мужчин.
Итоги исследования также показали, что, при подсчете в каждой гендерной группе отдельно, в процентном соотношении преступления в торговой сети чаще совершают мужчины, на них приходится 62,09% всех преступлений.
В ритейле не только персонал магазинов совершает хищения. Офисные сотрудники, допущенные к управлению и закупкам, зачастую приносят более значительный ущерб.
Международное исследование Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества (ACFE) представило «Портрет корпоративного мошенника» за 2022 год.
Исследование ACFE также показывает, что корпоративные преступления также часто совершают мужчины – 73%.
Профилактика и культура безопасности
В торговой сети «Монетка» внедрена практика входного тестирования персонала на полиграфе (детекторе лжи), плановых скрининговых проверок. Штатные полиграфологи работают во взаимодействии со службой безопасности. Эффективными инструментами профилактики хищений персоналом являются аналитические антифродовые программы, DLP-системы (Data Leak Prevention – предотвращение утечки данных), грамотно организованные каналы коммуникации со службой безопасности «Горячая линия».
Профилактика хищений персоналом в ритейле может быть основана на формировании культуры безопасности, четком определении и информировании о «красных линиях», внедрении и поддержании эффективных форм контроля, декларации нулевой терпимости к правонарушениям и преступлениям со стороны руководства компании. Важным элементом профилактики является также мотивация по результатам нормативной ревизии, поощрение за одобряемое (безопасное) поведение. И, конечно же, эффективная работа службы безопасности.
Retail.ru
Читайте также:
Эквайринг: что не устраивает бизнес?
Проверяем продавца из Китая: как заказать качественный товар?
«Яндекс Маркет» и GfK: как россияне покупали онлайн в 2022 году?
От ручных операций – к сквозной автоматизации магазинов пива и алкогольной продукции
Как «Ясная Поляна» управляет наличной выручкой с помощью онлайн-инкассации
Фудшеринг и бизнес: отдавать, продавать или выбрасывать продукты с истекающим сроком годности?
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?