Декоративное изображение
464

Поделиться

Мобильное приложение для магазина витаминов: опыт Vitame и советы для ритейлеров

Сегодня почти у каждого крупного ритейлера есть мобильное приложение. Но что делать, если компания не готова ждать полгода и вкладывать несколько миллионов? Один из вариантов – готовое или коробочное решение. Вместе с IT-компанией Friflex разбираемся, что это и как работает, на примере витаминного магазина Vitame.

Фото: Friflex

Фото: Friflex

Vitame: от идеи до запуска

Vitame – магазин витаминов и БАДов, который помогает выбрать именно то, что нужно. Пользователь заполняет анкету, получает персональные рекомендации и QR-код и забирает индивидуальный набор в витамате. Этот автомат – как кофемашина, только вместо кофе витамины.

Vitame – цифровой бизнес. У них нет классических магазинов: пройти анкету и заказать витамины можно только онлайн. В таком случае пользовательский путь должен быть максимально простым и привычным – а сегодня это значит мобильное приложение. Доля покупок с телефонов и планшетов растет и уже превысила 70% (опрос «Яндекс Маркета» и GFK RUS).

Ключевыми факторами для Vitame были скорость, пользовательский опыт и контроль над бюджетом. Компания не планировала закапываться в долгую кастомную разработку, но при этом хотела, чтобы приложение выглядело как свое и нравилось клиентам. Готовое приложение закрыло все эти вопросы.

Что такое готовое приложение

Если коротко, это набор модулей (каталог, корзина, доставка, 1С и другие), которые разработчики собирают, дополняют под конкретный бизнес и адаптируют по дизайну. То есть техническая база готовая, но:

  • приложение выглядит в стиле бренда;

  • заказчик выбирает функции – убирает ненужное, добавляет нужное;

  • можно настраивать разные интеграции.

Например, по умолчанию в готовом приложении Flex.shop есть интеграции с «1С», «Яндекс Доставкой», Manzana, CloudPayments и другими сервисами.

Фото: Friflex

Фото: Friflex

Работа над проектом: шаг за шагом

1. Выбрали, что нужно для старта. Команда Vitame вместе с аналитиками проекта собрала набор функций, который точно понадобится клиентам в первую очередь. В список вошли базовые функции, которые входят в готовое приложение по умолчанию: 

  • каталог с карточками товара;

  • корзина и оформление заказа;

  • разные виды оплаты;

  • самовывоз через витамат;

  • личный кабинет. 

Но основа бизнеса Vitame – персональный подход. Компании было важно добавить в приложение анкету для пользователей, где они заполняют данные о своем здоровье и целях, и алгоритм, который на основе анкеты формирует персональные рекомендации.

Эту часть реализовали как кастомный элемент поверх готового решения – индивидуальную функцию, которая встроилась в готовое приложение. 

2. Настроили интеграции. После того как определились с функциями, Vitame вместе с командой проекта подключили нужные интеграции. Часть из них входила в готовое коробочное решение по умолчанию. Например, CloudPayments для онлайн-оплаты или SMS.ru для уведомлений. 

Фото: Friflex

Фото: Friflex

Заранее продумали, как связать приложение с системой выдачи заказов через витаматы – чтобы по QR-коду клиент мог забрать свой персональный набор. Эта функция связана с нестандартным бизнес-процессом Vitame, поэтому стала еще одним кастомным элементом. 

С точки зрения технологий выдача заказа через витаматы – это фид, который позволяет общаться приложению и автомату через API. 

3. Адаптировали под фирменный стиль. Чтобы приложение не выглядело «как у всех», дизайнеры адаптировали его под фирменный стиль Vitame. Использовали логотип, цвета и шрифты бренда. 

4. Запустили MVP (минимально жизнеспособный продукт – тестовая версия решения с основным функционалом, которого хватит для полноценной работы). Это был базовый продукт, с которым клиенты уже могли:

  • заполнить анкету и подобрать витамины;

  • получить рекомендации;

  • заказать и оплатить онлайн;

  • забрать заказ через витамат.

5. Передали лицензию. Вместе с приложением Vitame получили лицензию. Она предполагает, что компания может бессрочно использовать приложение. Нельзя перепродавать код, раздавать его третьим лицам или делать клоны приложения для других компаний – как с продуктами «1C» или «Битрикс». 

7. Подключили подписку на обновления. Чтобы приложение не устаревало, а росло вместе с бизнесом, Vitame подключили подписку на обновления. В нее входит поддержка приложения и его развитие – новые функции, исправления. 

Важно, что абонентская плата начинает считаться только после выхода приложения в сторах, а не сразу с момента подписания договора. 

Фото: Friflex

Фото: Friflex

Вопросы масштабирования

Один из главных вопросов, который задают ритейлеры: «А что, если мы вырастем? Если у нас будет больше клиентов, заказов, магазинов?» Это очень правильный вопрос. Здесь важно понимать архитектуру приложения, как оно устроено внутри.

Когда архитектура монолитная, все приложение – единый «куб», и все его части связаны между собой. Оно хорошо работает в тех рамках, которые ему задают с самого начала. Когда бизнес растет, начинаются сложности: нельзя поменять один кусок, не задевая другие. 

Получается, что любая новая функция – долгий процесс. Если сломается одна часть, может перестать работать все приложение. 

Когда архитектура микросервисная, приложение состоит из отдельных независимых модулей, которые общаются друг с другом. Например, один модуль отвечает за каталог, другой – за корзину, третий – за авторизацию. 

Если нужно добавить новую функцию, приложение с микросервисной архитектурой не придется переписывать – просто добавляется еще один модуль. Можно развивать и обновлять отдельные части, не затрагивая весь продукт. Например, усилить модуль заказов, если резко вырастает их число. 

Советы для ритейлеров

Не всем ритейлерам подходит одно и то же решение. Вот несколько советов на случай, если стоит выбор между готовым приложением и разработкой с нуля (она называется кастомной). Первый вариант кажется рациональнее, если:

  1. Нужно запуститься за 1–3 месяца.

  2. Приоритет – контроль над бюджетом и четкие рамки.

  3. Нужны классические функции для продаж.

  4. Нужно начать с малого (MVP) и потом расширяться.

Фото: Friflex

Фото: Friflex

Кастомное приложение подойдет, если: 

  • У компании сложные бизнес-процессы и приложение должно делать то, чего нет на рынке.

  • Нужен полный контроль над кодом, компания планирует свободно передавать его другим подрядчикам или разрабатывать сразу несколько собственных приложений на одном движке.

  • Постоянные и непредсказуемые изменения требований. 

Если сомневаетесь, забронируйте демо. Специалисты Friflex покажут, что умеет готовое приложение, и вы поймете, хватит ли этого для вашего бизнеса. Часто ритейлеры берут коробку, чтобы запуститься сейчас, а потом, через пару лет, делают кастом, когда четко понимают свои потребности.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами