Декоративное изображение
4 917

Поделиться

Lab Industries управляет промо и работой 1500 мерчандайзеров при помощи единой платформы

Любая FMCG-компания – это множество различных процессов по управлению и планированию цикла производство – доставка – работа в торговых точках. При этом работа может вестись и с прямыми клиентами (прямыми поставками), и через дистрибьюторов. Задача компании – выстроить дистрибуцию своей продукции в максимальном количестве торговых точек на территории всей страны. Для этого подходят системы ERP/CRM/WMS/SFA, которые можно использовать вместе или по отдельности. Связать системы между собой можно вручную, через таблицы или специальную платформу. Компания Lab Industries (бывшая «Хенкель Рус») автоматизировала все эти процессы в системе 4КАМ, разработанной специалистами компании «Эквио».

Фото: Vladeep/shutterstock

Задача – автоматизация работы отдела кей аккаунта

Выбор подрядчика – команды «Эквио». Создание системы 4КАМ

Система для контроля работы мерчандайзеров

Реализация одной из ключевых задач – планирования и проведения промоакций

Ассортиментный справочник

Мобильная версия для тысяч сотрудников «в полях»

Результаты применения системы 4КАМ от «Эквио»

Особенности платформы

Lab Industries (бывшая «Хенкель Рус») ведет свою деятельность с 1990 года – с основания первого предприятия «Совхенк» в г. Энгельс. Сегодня у компании 11 заводов и 12 офисов в различных регионах страны. В компании работает около 2500 человек. Lab Industries привлекает молодых специалистов, предлагая им получить релевантный опыт в разных направлениях и построить успешную карьеру в рамках одной компании.

Lab Industries принадлежат такие бренды, как «Персил», «Ласка», «Бреф», «Сьесс», «Тафт», «Глисс Кур», «Момент», «Макрофлекс», «Церезит», и многие другие. Продукцию Lab Industries можно найти в магазинах любых форматов во всех уголках страны. За ее наличие на полках отвечают кей аккаунт менеджеры компании (КА – менеджер по работе с ключевыми клиентами).

От обучения к автоматизации

Источник: «Эквио»

Рассказывает Пётр Нодель, руководитель информационной поддержки продаж Lab Industries (бывшая «Хенкель Рус»)

Изначально перед Lab Industries стояла задача обучить специалистов, которые контролируют проведение рекламных кампаний. Для этой цели нужна была онлайн-платформа LMS. Одновременно производителю требовался инструмент для работы всей цепочки продаж, от планирования производства до аналитики промоактивностей во всех точках присутствия. Поэтому Lab Industries искала поставщика для решения более амбициозной задачи – разработки сквозной системы планирования и контроля исполнения. Выполнить ее могла компания, у которой есть экспертиза одновременно в FMCG и в разработке платформ. Изначально казалось, что найти такого партнера непросто, но Lab Industries познакомилась с компанией «Эквио», у сотрудников которой есть опыт, знания и компетенции в сфере FMCG.

Источник: «Эквио»

Разработка сквозной системы планирования и контроля – серьезная аналитическая задача, для решения которой Lab Industries нужно было объединить все потоки информации в одной среде. Компания выстраивала их взаимодействие через не связанные друг с другом системы и Excel, что вносило искажения и не давало возможности оперативно оценивать реальную ситуацию. Кроме того, такой способ повышает риск ошибки из-за человеческого фактора.

Поэтому было решено разработать специальную систему, которая поможет объединить текущие процессы, составлять прогнозы и формировать отчеты. Глобальная цель – соединить между собой отдельные департаменты и процессы в рамках этих департаментов, чтобы в любой момент можно было наблюдать одни и те же системы и процессы.

Источник: «Эквио»

Сотрудничество с «Эквио»: от обучения до платформы 4KAM

Сотрудничество с разработчиками «Эквио» началось с внедрения обучающей платформы. На ней организовали обучение новых и действующих сотрудников. 

Позже представители Lab Industries обратились к специалистам «Эквио» по поводу возможности создания системы 4КАМ. 

Ключевую роль при выборе платформы сыграли компетенции в сфере разрабатываемого продукта и технологический опыт команды «Эквио». У лидера проекта также есть многолетний опыт работы sales-директором и руководителем отдела кей аккаунта в крупной международной компании. А Lab Industries искали производителя ИТ-решений, который обладает сильными компетенциями разработчика и при этом хорошо знаком с продажами и продвижением товаров. Это редкое сочетание, которое позволило «Эквио» разрабатывать продукт осознанно, с полным пониманием того, как устроен отдел кей аккаунта и какие задачи он выполняет.

В результате переговоров «Эквио» создала прототип сервиса и приступила к индивидуальной разработке платформы. По итогам для Lab Industries было создано веб-приложение с дружелюбным интерфейсом.

Источник: «Эквио»

Каждый менеджер может просматривать в приложении розничные сети (своих клиентов), которые за ним закреплены, управлять графиком мерчандайзеров для их посещения, промоактивностями в них, планировать объемы продаж, контролировать выполнение достигнутых договоренностей, формировать отчеты финансовых показателей и делать прогнозы по результатам промоактивностей и прибыльности бизнеса.

Источник: «Эквио»

Сервис состоит из двух ключевых направлений: планирование промоакций и контроль за работой полевого персонала. Две неотъемлемые части продаж: планирование ассортимента с нужной ценой и контроль выполнения в каждой торговой точке.

4КАМ и «Эквио» – презентация проекта

4КАМ – система управления продажами

Система 4KAM полностью покрывает все задачи управления продажами, которые есть в компании во всех категориях:

  • modern trade – международная и локальная ключевая розница;

  • traditional trade – магазин у дома.

В ней объединены данные всех этих групп для выполнения ключевых задач – планирования спроса и предложения.

Система собирает данные и выстраивает единый процесс для:

  • прямых продаж, включая кей аккаунт менеджеров и, далее, РЦ или торговых точек;

  • непрямых продаж, включая дистрибьюторов и их кей аккаунт менеджеров и торговых представителей и, далее, РЦ или торговых точек;

  • отдельных мерчандайзеров, у которых есть доступ в РЦ и ТТ.

В 4KAM можно в любой момент посмотреть, какие должны быть промоакции в каждой сети, в каждой торговой точке. На основе этого можно формировать задания сотрудникам, приходящим в конкретную торговую точку. Работник выполняет задания и показывает статус выполнения прямо в системе.

Можно формировать сотрудникам KPI, оставлять им подсказки, отслеживать и оптимизировать вплоть до конкретного мерчандайзера, давать им конкретные задания, контролировать посещение торговых точек и т.д.

Одна из ключевых задач системы 4КАМ – планирование и проведение промоакций

Из-за того что количество промоактивностей и доля промопродаж активно росли, у компании возникла потребность управлять этим процессом. Если раньше основные продажи делали торговые агенты в традиционном канале продаж, то сегодня этот канал уже не дает тот объем, который был 4–5 и тем более 10 лет назад. Большая часть (более 90%) растущих продаж приходится на кей аккаунт менеджеров и на современный формат торговли.

Особенность этой системы – в единой точке входа к клиенту, с которым можно договариваться о коммерческих условиях, о продвигаемых продуктах, которые в этот период должны быть на полках, о периоде, в который будет производиться отгрузка. Система строится как для прямых, так и для непрямых клиентов. Это могут быть национальные, ключевые клиенты (например, X5 Retail Group, «Магнит») или дистрибьюторы.

Источник: «Эквио»

4КАМ интегрирует в себя все эти потоки информации, благодаря чему руководители различного уровня получают все данные по прямым и непрямым продажам в одном месте. Для ключевых клиентов формируется промоплан, в котором учитывается ассортимент для продажи в разных торговых точках, указываются механики проведения акций, их период и объемы, а также цели по брендам и продуктам.

Сервис 4КАМ позволяет планировать и отслеживать:

  • товары;
  • поддержку;
  • сроки поставок;
  • фактический товарооборот;
  • скидки;
  • объемы; 
  • оборот; 
  • доходность/маржу.

Источник: «Эквио»

Например, менеджер планирует продвижение в своем клиенте или канале, выбирает клиента или канал, продумывает промокампанию, период полки и требуемый размер скидки. Платформа автоматически рассчитывает планируемый прирост объема продаж, формирует запрос на этот объем на производство, производство запланирует выпуск дополнительного объема продукции. В результате товар вовремя и в нужном количестве поступит клиенту и встанет на полки в магазинах. На этой же платформе можно рассчитать прогнозируемую прибыльность промомероприятия, собрать статистику и защитить бюджет перед руководителем.

Так, например, выглядит сводный список промо в сети «Пятёрочка».

Источник: «Эквио»

Можно детально посмотреть каждый бренд, фактические и прогнозные (на основе историчности данных) цифры по продажам по каждой позиции.

Источник: «Эквио»

Учтена цена производства, отгрузки, доставки, период жизни продукта.

Источник: «Эквио»

У каждого промо есть период действия и цепочка согласования.

По каждой сети и по каждому магазину ответственный может посмотреть факт продаж, прогноз, рисковые поправки, промоактивности, контрактные условия, зафиксировать скидку – и на основе всех данных отслеживать прибыльность.

Источник: «Эквио»

В отдельном разделе ведется бюджетирование, планируются затраты (от производства до бонусов) и рассчитывается доходность.

Источник: «Эквио»

Также доступна сводная аналитика в разных разрезах. При необходимости данные можно выгрузить.

Источник: «Эквио»

Источник: «Эквио»

Контроль работы мерчандайзеров

Мерчандайзеру необходимо знать, какой ассортимент должен быть в конкретной торговой точке, чтобы обеспечить его наличие. С помощью 4КАМ это стало проще реализовать. 

Сервис 4КАМ позволяет контролировать:

  • запланированные/фактические объемы продаж;
  • действия конкурентов;
  • выполнение плана (с фото);
  • цены в магазинах;
  • проданные товары.

В систему загружены данные о 100 000+ точек продаж в 900+ городах России и странах СНГ.

Источник: «Эквио»

Легко «провалиться» в нужный город и посмотреть фактический и плановый график посещения всех точек мерчандайзерами.

Источник: «Эквио»

По каждому визиту можно пошагово посмотреть все детали (подтверждение визита, выкладки, действующие промо, дополнительные места продаж и т.д.).

Источник: «Эквио»

Каждый магазин (торговая точка, ТТ) имеет координаты, которые сопоставляются и фиксируются с точностью до 10 метров через мобильное приложение Hot Field. Компания использует его для организации и контроля работы мерчандайзеров.

Источник: «Эквио»

В систему интегрирован искусственный интеллект, который анализирует каждую фотографию (которых может быть до 200 штук за один визит мерчандайзера). Идет проверка, что стоит на полке, количество товара, распознавание ценников, автоматически генерируется отчет на соответствие факта с планом.

Источник: «Эквио»

По результатам фактически отработанных мерчандайзерами часов, проверки и подтверждения руководителем формируется расчет заработной платы.

Источник: «Эквио»

Контроль достижения целей

В 4КАМ можно ставить цели и контролировать их достижение: по товарообороту, доходности, по качеству товарной матрицы, по наличию товаров и т.д. Таким образом, помимо постановки целей, можно формировать KPI и оценивать их выполнение. Менеджер получает полную картину в едином месте.

Поскольку в системе консолидируются все потоки информации относительно планов и фактического состояния дел, эти данные можно в любой момент собрать и предоставить клиенту. 

Еще один важный раздел системы – ассортиментный справочник

Для менеджеров важно иметь возможность в любой момент получить информацию по продукции: период жизни, вес, количество товара в коробке, количество коробок в палете и т.д. 

Источник: «Эквио»

В карточке товара загружены фотографии товара, его штрихкод, разные виды упаковок для разных стран, все характеристики и описания продукта, логистические параметры (объем упаковки, вес, габариты, количество упаковок в палете и т.д.). Сюда же подгружена вся документация, есть привязка к продуктам конкурентов.

По каждому продукту можно посмотреть данные по продажам в каждой сети/магазине и их сравнение и доли.

Источник: «Эквио»

Мобильная версия для тысяч сотрудников «в полях»

Линейный сотрудник (мерчандайзер) получает задание в приложении Hot Field своего мобильного телефона. Он видит рекомендованное время на выполнение задания и набор задач по клиентам (сетям и магазинам), маршруты, отдельные шаги выполнения задачи и результаты. Фото с результатами выполненных заданий он загружает в приложение с привязкой к геолокации и времени. На основе этих отчетов автоматически рассчитываются KPI и премии сотрудников.

В системе работают тысячи сотрудников – это и штатные кей аккаунт менеджеры Lab Industries (ответственные по городам/сетям/направлениям), и полторы тысячи внештатных мерчандайзеров «в полях».

Источник: «Эквио»

Полевой сотрудник видит в приложении свои задачи, сводный отчет о проделанной работе, может обратиться в поддержку, если что-то отображается некорректно.

     Источник: «Эквио»

Мерчандайзер, получив задание, посещает торговые точки, фиксируя каждый шаг. Он контролирует выкладку товаров, актуализирует остатки, собирает информацию о конкурентах.

     Источник: «Эквио»

Все промоактивности вносятся в приложение. Завершение визита также фиксируется в системе.

В свою очередь, руководитель может спланировать полный цикл продаж каждого продукта, оценить прогнозы, сравнить их с реальными показателями. В любой момент можно зайти в приложение и посмотреть, какие акции сейчас проходят, в каких магазинах и с какими результатами.

Результат применения решения от «Эквио» 

Внедрение платформы, разработанной командой «Эквио», позволило кей аккаунт менеджерам, руководителям и финансовым контролерам Lab Industries решить ряд важных задач:

  1. Синхронизация работы разных отделов. Благодаря платформе менеджер может запланировать промоакцию и внести данные в систему. Отдел маркетинга может предложить подходящие механизмы активностей. А специалисты на производстве и в логистике будут понимать, какой дополнительный объем продукции потребуется сделать и доставить и к какому сроку.

  2. Отказ от сложных Excel-таблиц, пересылаемых по почте. Работа с такими таблицами требует много времени, в них часто встречаются ошибки. Сотрудникам приходится выполнять монотонную рутинную работу. Внедрение платформы помогло отказаться от устаревших методов работы.

  3. Абсолютная финансовая прозрачность. Единая прозрачная процедура постановки KPI для продавцов организации и анализа достижений. Все действия сотрудников фиксируются на платформе. Руководитель может отследить, какой результат был запланирован и какой получился. Размер скидок проходит согласование и должен быть обоснован реальными цифрами. Невозможны никакие финансовые махинации.

  4. Повышение мотивации сотрудников. Благодаря платформе работа сотрудников стала абсолютно прозрачной. Каждый специалист отвечает за свою часть работ, видит свой вклад и отвечает за общий результат.

  5. Улучшение качества планирования объемов товаров и промоматериалов. Это позволяет экономить бюджет на хранении и транспортировке, так как промоупаковка и дополнительный объем продукции производятся в нужном количестве и попадают в точку продаж в нужное время. Сбалансированные производственные планы и как следствие – оптимизация затрат на логистику и использование складских мощностей. Сокращение остатков продукции с истекающим сроком годности.

  6. Контроль за проведением рекламных кампаний в розничных точках. Торговый представитель получает уведомление, в каком магазине планируется промоакция. При этом он может пройти на платформе «Эквио» обучение по грамотной выкладке товаров, сфотографировать результат и пройти автоматическую проверку. Система распознавания на основе ИИ подскажет, правильно ли размещен товар и достаточно ли его на полках.

Результаты внедрения 4KAM в цифрах:

  • Увеличение точности планирования промоактивностей на 10%.

  • Улучшение клиентского сервиса на 3%.

  • Увеличение доли полки на 15%.

  • Увеличение количества ДМП (дополнительные места продажи) на 20%.

  • Увеличение общей прибыльности продаж компании на 1,1%.

  • Объективный анализ влияния на потребителей в точках продаж.

Источник: «Эквио»

«Это один из самых сложных и интересных наших проектов за десять лет работы. Мы гордимся, что смогли объединить в нем нашу экспертизу в IT, продажах и HR. Один из важнейших принципов нашей работы – профессионализм и экспертность. Наша задача – помочь нашим клиентам извлечь из IT-решения максимум пользы для бизнеса. Мы подбираем оптимальное решение бизнес-задач и воплощаем его в жизнь вместе с клиентом. В проекте с Lab Industries нам это удалось на 100%», – комментирует Алексей Вагин, основатель и генеральный директор «Эквио».

Особенности платформы 

Платформа разработана специалистами «Эквио». Компания запатентовала свое решение и получила права на продажу аналогичных продуктов. В настоящее время сервис активно развивается и обновляется на основе пожеланий клиентов. Решение рассчитано, в первую очередь, на средние и крупные компании с большим штатом продавцов, наличием производства, отдела маркетинга и продаж. Поскольку для корректной работы системы аналитики требуется множество накопленных данных, решение больше подойдет для товаров повседневного спроса с высокой оборачиваемостью (продукты питания, хозтовары, табак, алкоголь, строительные материалы, одежда, косметика и т.д.).

После ухода с российского рынка производителя похожего ПО (SAP) «Эквио» добавила часть функций этой программы в собственное решение. Благодаря этому компании получили возможность импортозамещать решение SAP. 

Заказать индивидуальную консультацию

Retail.ru

Интервью

Декоративное изображение

Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»

Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами