В 2023 году бренд Letique (компания «Би Фит») на фоне постоянного роста продаж принял решение перевести всю логистику на собственный склад. В качестве технологического партнера была выбрана компания PIM Solutions, которая обеспечила управление складом, отгрузку товаров на маркетплейсы и в офлайн-точки продаж, а также доставку заказов покупателям собственного интернет-магазина. Благодаря тщательно разработанному плану и слаженной работе обеих команд переезд на собственный склад занял всего два месяца. Рассказываем, как происходил этот процесс.
Letique – российский парфюмерно-косметический бренд, основанный в 2018 году известным блогером и фитнес-экспертом Валерией Чекалиной.
Ассортиментная матрица
представлена несколькими крупными направлениями: функциональная антицеллюлитная косметика, косметика для ухода за лицом, волосами и телом, декоративная косметика, витамины и БАДы. Вся продукция производится на современных заводах в России и Корее под строгим контролем специалистов.
Косметика Letique продается через собственный интернет-магазин (web-сайт и мобильные приложения для Android и iOS); маркетплейсы; специализированные торговые сети; корнеры в торговых центрах.
Косметические средства требуют особых условий хранения, в дополнение к этому каждый канал продаж предъявляет свои требования к логистике. Это порождает большое количество сложностей, затрудняющих хранение и доставку товаров. С ними и столкнулся Letique при переезде на собственный склад.
Трудное решение
До 2023 года компания «Би Фит» пользовалась услугами фулфилмент-оператора. Эта схема работы полностью ее устраивала, однако постоянно растущие объемы продаж и специфика товара создавали все новые и новые сложности. В компании задумались о переезде на собственный склад и в конце концов приняли окончательное решение.
Косметические товары требуют особенных условий хранения и жесткого контроля за сроками годности. Чем больше каналов продаж осваивала компания, тем более сложной становилась схема отгрузки товаров: где-то срок хранения должен быть больше года с момента отгрузки, где-то больше 6 месяцев. В конечном счете компания решила переезжать на собственный склад, чтобы лично контролировать весь процесс хранения и отгрузки товаров.
В Letique решили, что собственный склад даст следующие преимущества:
-
полный контроль над всеми аспектами хранения и обработки товаров;
-
гибкая настройка системы хранения, учитывающая уникальные потребности;
-
экономия на расходах;
-
гибкость в управлении запасами;
-
безопасность и конфиденциальность данных.
«Однако просто найти помещение и перевезти туда свой товар недостаточно. Для организации всех процессов нам была нужна надежная IT-система управления складом. Оптимальным решением для нас стала логистическая платформа MetaShip от PIM Solutions, которая умеет в том числе управлять складами и запасами», – отмечает Евгений Качайлов, генеральный директор компании «Би Фит».
Что такое MetaShip
MetaShip – это логистическая платформа для интернет-магазинов, входящая в экосистему сервисов PIM Solutions. Изначально это агрегатор служб доставки. При помощи сервиса можно подключиться к разным курьерским службам после подписания одного договора на агрегацию. Функционал агрегатора позволяет предоставлять автоматизацию логистических процессов, который включает подготовку документов, автоматическое отслеживание всех доставок в режиме онлайн, полную аналитику по работе служб доставки.
В 2022 году у платформы MetaShip появились новые функции – WMS (Warehouse Management System), то есть управление складом, и OMS (Order Management System), то есть управление заказами. После этого MetaShip стала универсальной платформой, покрывающей потребности интернет-магазинов как в транспортной, так и в складской логистике.
Контроль штрихкодов
После того как было выбрано подходящее складское помещение, начался постепенный переезд и интеграция IT-системы интернет-магазина с платформой MetaShip.
Для потребностей Letique почти идеально подошел стандартный коробочный функционал WMS, включающий основные базовые функции. Потребовалось внести лишь несколько доработок, необходимых для взаимодействия с маркетплейсами.
В первую очередь была выполнена подготовка для работы по схеме FBO (Fulfillment by Operator), когда продавец сам упаковывает товар, наносит на него необходимые наклейки и штрихкоды и отправляет на склад маркетплейса.
Чтобы Letique мог спокойно отгружать свои товары на склады маркетплейсов, была разработана система контроля штрихкодов. Это позволило избежать ситуаций, когда штрихкод производителя после сканирования на складе маркетплейса совпадает со штрихкодом ранее продававшегося на площадке товара. Специально разработанная для клиента опция позволила организовать контроль того, чтобы на каждый маркетплейс попадали те товары, штрихкоды которых принадлежат только этому маркетплейсу.
Контроль сроков годности
Одной из главных сложностей в продаже косметики являются жесткие требования к срокам годности, причем они зависят от канала продаж. Например, для B2B-заказов нельзя отгружать товары, остаток срока годности которых составляет меньше 12 месяцев. Для B2C-ритейла этот срок составляет уже 6 месяцев. Отдельные маркетплейсы требуют отгружать товары с остатком срока годности минимум 75%. Эти особенности сильно осложняют управление запасами и отгрузками товаров.
Для решения этой задачи была применена отгрузка по схеме FIFO (first in, first out – «первым пришел — первым ушел»), когда в первую очередь отгружаются товары с наименьшим остатком срока годности.
Работа с заказами дополнительно осложнялась тем, что разные каналы продаж работают через разные системы управления. Так, интернет-магазин работает через систему Retail CRM, отгрузка в офлайн-точки продаж и прочие бизнес-заказы осуществляется с помощью системы «1С».
При этом большие заказы идут отдельным потоком от B2C-заказов, поскольку у них другие требования не только к срокам годности, но и к упаковке.
При интеграции WMS-системы от PIM Solutions были учтены все эти моменты. Отправка заказов на доставку осуществляется через WMS, которая интегрирована и с Retail CRM, и с «1С». Для каждого заказа индивидуально учитываются требования к срокам и упаковке.
Благодаря примененным решениям клиент отладил бесперебойную поставку своих товаров в разные каналы продаж с учетом всех требований к упаковке, срокам годности и прочих параметров.
Переезд на собственный склад
Даже обычный бытовой переезд на новую квартиру занимает кучу времени и сил, что же говорить о переезде крупного продавца на новый склад. Причем перевоз товаров – это самая легкая часть. Основная сложность – настройка системы управления складом, приема и отгрузки товаров, ее интеграция с IT-системой интернет-магазина и т.д.
Благодаря подключению WMS-системы от PIM Solutions, которая практически один в один подошла под задачи клиента, переезд, интеграция с IT-системами Letique и отлаживание всех процессов заняли меньше двух месяцев. В этот срок уместились тестирование, обкатка системы, обучение сотрудников. Первый заказ с собственного склада ушел уже через две недели после начала переезда.
«Letique стал первым клиентом из косметической индустрии, у которого мы внедрили максимальный функционал нашей WMS-системы. Этот опыт однозначно является для нас удачным. Стандартный коробочный продукт практически идеально подошел под потребности клиента, что позволило внедрить систему в минимальные сроки. Несмотря на то что наша WMS-система представлена на рынке совсем недавно, она уже зарекомендовала себя как надежный сервис, дополнивший функционал логистической платформы MetaShip», – прокомментировал Эдвин Луканов, заместитель генерального директора PIM Solutions.
Помимо управления складом и заказами Letique, сервис MetaShip от PIM Solutions оказывает клиенту и другие услуги. В первую очередь это услуги агрегатора служб доставки. Подписав всего один договор, клиент подключился к нескольким службам доставки – «Почте России», СДЭК, DPD, Boxberry, 5Post и другим федеральным и региональным службам доставки. Благодаря этому у Letique есть большой выбор вариантов доставки и возможность предложить своим покупателям максимально комфортный уровень сервиса.
Таким образом, компания PIM Solutions закрыла все логистические потребности клиента – организацию хранения товаров на складе, передачу в службы доставки, управление сторонними логистическими компаниями на этапе доставки заказов покупателям.
Также с помощью PIM Solutions клиент подключил прием наложенных платежей, благодаря чему смог продавать товары в своем интернет-магазине с оплатой при получении. Кроме того, Letique использует сервис PIM.Inform, позволяющий отправлять покупателям сообщения об актуальном статусе их заказов. Это, с одной стороны, улучшает пользовательский опыт покупателей, а с другой – повышает выкуп интернет-заказов.
Помимо этого, с помощью сервисов PIM Solutions клиент стал оказывать услуги фулфилмента сторонним компаниям, для чего была создана отдельная компания «БиФул».
Сейчас PIM Solutions продолжает технически поддерживать сервис WMS, реализовывая различные доработки по запросу клиента, а также поддерживать другие сервисы, подключенные к Letique.
«Благодаря WMS и другим сервисам PIM Solutions мы не просто переехали на собственный склад, но и по-новому выстроили логистические процессы в компании. Мы добились всех целей, которые закладывали при переезде на свой склад. Организация нашей логистики стала более гибкой, мы значительно экономим на персонале, а также оказываем логистические услуги сторонним компаниям. Мы полностью довольны результатами работы», – подытожил генеральный директор компании «Би Фит» Евгений Качайлов.
Retail.ru