Декоративное изображение
1 462

Поделиться

«Командор» масштабирует роботизацию уборки в гипермаркетах

Сибирская сеть «Командор» запустила роботов-уборщиков в 12 гипермаркетах «Аллея» и создала новую штатную должность – инженер по обслуживанию роботов. Использование роботов позволило уменьшить количество сотрудников клининга, благодаря чему окупаемость роботов составит от 1,5 до 2 лет.

Фото: SPI robotics

Тейст-драйв на 5 тыс. кв. м

Роботизация клининга в сетях «Командора» имеет две основные цели – повысить эффективность работы магазина за счет автоматизации процессов и решить проблему нехватки кадров. Как рассказала Наталья Ворошилова, заместитель директора формата суперстор по операционному управлению компании «Командор», в штате гипермаркетов нет собственных специалистов клининга, уборка осуществляется на аутсорсинге. Сеть часто сталкивалась с проблемой нехватки кадров у клининговой компании: иногда сотрудники не выходили на работу, и надо было экстренно искать им замену. Это создавало значительные трудности для поддержания чистоты в магазинах. Тогда сеть обратилась в компанию SPI robotics, имеющей опыт роботизации клининга в ритейле.

«В то время роботы-уборщики еще не были представлены в Красноярске, – рассказывает Дмитрий Жуков, основатель компании SPI robotics. – Поэтому мы устроили референс-визит для руководства «Командора» на один из московских объектов, показали особенности работы и рассказали о возможностях машины».

После знакомства сеть решила приобрести двух роботов для пилотного запуска в крупных магазинах. «В 2023 году мы протестировали роботов в двух гипермаркетах «Аллея», – рассказывает Наталья Ворошилова. – Каждый магазин оснащен одним роботом Pudu модели CC1 от компании SPI robotics. Площадь уборки одной единицей техники составляет до 5 тыс. кв. м. Эксперимент показал, что роботы эффективно справляются с поддерживающей уборкой, заменяя двух сотрудников клининговой компании».

Это был жесткий тест-драйв в суровых условиях – и в части загрязнения, и в части размеров магазинов. Роботы использовались на полную мощность, но выдержали испытание.

Полностью отказаться от ручного труда пока не получилось, так как существуют зоны, недоступные для робота, – например, подсобные помещения, холодильные камеры и пространства за прилавками. За сотрудниками также остается уборка оборудования, тележек, покупательских ячеек и кабинок, вынос мусора. «Первоначально планировалось запустить роботов для ночной уборки, полностью отказавшись от услуг клининговых компаний, однако возникли сложности: ночью некому обслуживать робота в случае отключения электричества, засора контейнера для мусора, необходимости замены щеток и прочего, – рассказывает Наталья Ворошилова. – Утром могло выясниться, что робот не завершил уборку. Поэтому принято решение оставить ночную уборку за клининговыми компаниями, а роботу поручить поддерживающую дневную уборку».

Новая профессия в ритейле – инженер по обслуживанию роботов

Примерно через год использования двух роботов сеть приняла решение о масштабировании, но для этого нужно было определиться с сервисной поддержкой всего парка. Так как в Красноярске отсутствует сервисный центр для роботов и его открытие пока не планируется, могли возникнуть технические проблемы. Поэтому компания SPI robotics предложила рабочую идею, которую поддержал «Командор». Так в сети появился свой инженер по обслуживанию роботов. «Изначально была введена одна такая позиция, но вскоре, оценив объем задач, мы увеличили число инженеров до двух, – поясняет Наталья Ворошилова. – Совместно с департаментом по персоналу и инженерами поставщика провели собеседования и выбрали двух подходящих кандидатов».

Специалисты SPI robotics обучили и сертифицировали инженеров, отвечающих за бесперебойную работу роботов. «Мы пошли дальше и передали инженерам сети знания для дальнейшего запуска объектов, – говорит Дмитрий Жуков. – Теперь, приобретая новых роботов, ритейлер полностью самостоятельно настраивает, запускает и сопровождает оборудование».

Роботы управляются с помощью современного программного обеспечения, поэтому инженер может наблюдать за процессом дистанционно, видеть в специальном приложении все ошибки, потребности и отчеты. Если что-то идет не так, информация отображается на табло робота, а инженеры получают уведомление. Даже если в магазине не замечают проблему, инженер может связаться с сотрудниками и сообщить о неисправности. Благодаря датчикам, инженер также понимает, где стираются расходники или нужно поменять фильтр.

Линейные сотрудники магазинов получили основные навыки обслуживания, умеют задавать речевые скрипты для роботов, менять щетки, очищать контейнер для мусора, переключаться на ручное управление и корректировать маршруты.

Робот сам определяет, когда нужно слить грязную воду и набрать чистую или встать на зарядку. Подзарядка происходит автономно, без участия человека. Станция робота подключена к электросети и имеет два шланга: один для подачи воды, другой для ее слива. Робот может работать непрерывно до пяти часов.

Так как погодные условия влияют на степень загрязнения пола, можно регулировать интенсивность уборки, подачу воды и моющего средства, менять маршрут. Программа маршрутов составляется инженером совместно с директорами магазинов. При этом учитываются особенности разных зон: например, входная зона убирается 2–3 раза в день, а менее посещаемые зоны, такие, как отдел промышленных товаров или бакалея, один раз в день.

Инженеры обслуживают не только роботов, но и всю IT-технику в гипермаркетах «Аллея» Красноярского края. По словам Натальи Ворошиловой, такое решение обеспечивает быстрое реагирование на возникающие проблемы: инженеры хорошо знакомы с магазинами, что ускоряет коммуникацию и устранение неполадок.

Посмотрите видеоролик о работе робота-уборщика в гипермаркете «Аллея»

Вышли в тираж: роллаут на 12 магазинов

В настоящее время роботы-уборщики запущены в 12 из 16 гипермаркетах сети «Аллея» в городах Красноярск, Канск, Зеленогорск, Железногорск и других. Для магазинов Иркутской области и Республики Хакасия планируется закупить роботов в 2025 году.

Начиная с третьего робота, все машины настраивали и запускали сами инженеры ритейлера, они же проводили обучение сотрудников магазинов.

По рекомендации поставщика, для обеспечения бесперебойной работы создан небольшой склад с расходными материалами, так называемый ЗИП-комплект (запасные части, инструменты, принадлежности).

«Покупка роботов помогла нам снизить трудозатраты клининга на 25%, сократить число сотрудников клининга с 8 до 6 человек, – рассказывает Наталья Ворошилова. – По нашим расчетам, окупаемость роботов составит от 1,5 до 2 лет. Введение новых инженерных позиций позволило снизить затраты еще больше: если раньше ТО касс самообслуживания осуществляла сторонняя подрядная организация, то сейчас эти функции взяли на себя наши инженеры, что позволило отказаться от услуг подрядчиков. Таким образом, наши инженеры обслуживают не только роботов, но и кассы самообслуживания, а также другую IT-технику в магазинах, за исключением тех филиалов, до которых физически сложно добраться».

Пробег первого робота, запущенного в сети, к концу 2024 года подходит к миллиону квадратных метров: за 8 месяцев робот убрал 800 тыс. кв. м. Как считает Дмитрий Жуков, такой большой пробег свидетельствует о том, что сотрудники заинтересованы в максимальном использовании машины.

Компания SPI robotics расширила свою продуктовую линейку: в 2024 году в арсенале появился большой робот производительностью до 3,5 тыс. кв. м в час, которого можно применять на фабрике-кухне, складе, в распределительном центре и других крупных объектах. Также поставщик роботов планирует запустить инженерную академию по обучению сотрудников, чтобы ритейлеры могли сами руководить своим парком.

Retail.ru

Декоративное изображение
Декоративное изображение
Retail.ru использует файлы cookie для хранения данных.
Продолжая использовать сайт, вы даёте согласие на работу с этими файлами