Кондитерская фабрика «Хлебный Спас» основана в 2004 году и сегодня является одним из ведущих российских производителей овсяного печенья, а также лидером в категории продукции на натуральных сахарозаменителях. Общая производительность фабрики – 1500 тонн в месяц.
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
КФ «Хлебный Спас»: как сертификат «Халяль» поможет увеличить продажи
Международная система сертификации «Халяль» (Halal) – признанная во многих странах система контроля качества пищевых продуктов. Она строга к генно-модифицированным продуктам и ингредиентам. Поэтому все больше потребителей самых разных национальностей и конфессий выбирают продукцию с маркировкой «Халяль» как более безопасную и экологически чистую. Этим объясняется и рост числа производителей пищевой продукции, которые стремятся получить сертификат «Халяль» – официальный документ, подтверждающий соответствие продукции общим требованиям стандарта. С какими сложностями может столкнуться бизнес при сертификации и какие перспективы открываются перед компаниями после ее успешного прохождения, Retail.ru рассказала кондитерская фабрика «Хлебный Спас».
Центр по аудиту и контролю «Халяль» вручил сертификат соответствия КФ «Хлебный Спас» в марте 2021 года. Маркировку «Халяль» разрешено использовать на большинстве наименований продукции КФ «Хлебный Спас». В том числе на продуктовых линейках «Полезный завтрак», «Овсяная коллекция», новинках «Чипперс Арахис» и «Coffee time» («Крендельки со вкусом Капучино и тростниковым сахаром», «Итальянское с шоколадом, апельсиновым вкусом и изюмом»), а также на хлебцах торговой марки «Magic Grain».
Вопрос развития
«О том, что нам нужно получить сертификат «Халяль», мы задумались в прошлом году, во время участия в выставке Gulfood в Дубае (ОАЭ), которая проходила как раз перед пандемией, – рассказывает Мария Иванова, директор по маркетингу КФ «Хлебный Спас». – В переговорах с дистрибьюторами, представителями торговых сетей мы регулярно получали запросы на наличие сертификата «Халяль». Оказалось, что без этой маркировки экспорт продукции в мусульманские страны невозможен. Если в России сертификация «Халяль» добровольная, то для стран Арабского мира она является обязательной.
Очевидно, что наличие сертификата «Халяль» расширило бы возможности нашей компании, стимулировало рост продаж и стало бы важным этапом в развитии экспортного направления.
На российском рынке в сертификате «Халяль» тоже есть потребность. В России проживает около 20 млн мусульман, и они выбирают халяльные продукты по религиозным соображениям. Особенно популярен халяль в таких регионах, как Кабардино-Балкария, Чечня, Ингушетия, Дагестан. Кроме того, прослеживается четкая тенденция на рост популярности халяльных продуктов среди немусульманского населения. Потребители сейчас все больше ориентируются на ЗОЖ, люди ищут более чистые и безопасные продукты и обращают внимание на наличие на упаковках знаков, которые на эту безопасность указывают: «ГОСТ», «Халяль», «Без пальмового масла» и т.п. Этот тренд невозможно игнорировать.
Поэтому, вернувшись с выставки, мы начали смотреть, как можно получить этот документ в России».
«То, что дозволено»
Изначально термин «халяль» (араб. حلال – разрешенный, дозволенный) является подтверждением соответствия исламским традициям. Причем применяется он не только к пище, но и ко всем сферам жизни и деятельности человека. Продукция – пищевая, косметическая, фармацевтическая и т.д., – изготовленная по всем мусульманским стандартам и разрешенная к употреблению и использованию, маркируется специальным знаком «Халяль».
Система сертификации «Халяль» зарекомендовала себя как гарант качества продукции, не содержащей ингредиентов и добавок, которые могут нанести вред организму человека. Огромное число пищевых добавок, разрешенных в России и Европе, системой «Халяль» не допускаются к использованию при производстве продовольственных товаров. Например, усилители вкуса или ряд консервантов, широко применяемые для консервирования мясных и рыбных изделий, маргарина, майонеза, кетчупа, плодово-ягодных продуктов, сладких газированных напитков.
Сложность выбора
Первая проблема, с которой столкнулась КФ «Хлебный Спас», решив получить сертификат «Халяль», – это выбор компании, которой можно было бы доверить проведение сертификации.
«Сейчас такую услугу в России оказывают очень многие организации. И не все из них добросовестные, – рассказывает Мария Иванова. – Есть компании, которые сертификат предоставляют, но при этом не гарантируют, что он будет действовать в интересующих нас странах. Избежать риска потратить впустую время и деньги нам помогло Агентство развития бизнеса Калужской области. С его поддержкой мы несколько месяцев проверяли и сами организации, и сертификаты, которые они выдавали. Общими усилиями для сотрудничества был выбран Центр аудита и контроля «Халяль» (Республика Татарстан). Организация зарекомендовала себя как надежный поставщик услуг, и в конце января 2021 года мы подали заявку на добровольное прохождение сертификации».
Особые требования
Система «Халяль», зарегистрированная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России, содержит ряд специальных требований к сырью, из которого производится халяльный продукт. А также к производственным помещениям, инвентарю, персоналу, производственному процессу и др.
Так, для производства продукции халяль недопустимо использовать все, что связано со свининой, а также мясо и сырье, выработанное из животных, забитых с нарушением исламских традиций; хищных животных и птиц, собак, ослов и мулов. Нельзя использовать железы внутренней секреции, желчного и мочевого пузырей, гениталий животных, кровь, а также любые продукты, которые соприкасались с вышеперечисленными запрещенными продуктами.
При изготовлении любой пищевой продукции нельзя использовать ингредиенты, в составе которых есть алкоголь или наркотические вещества; жировые добавки и иные добавки нехаляльного происхождения. Недопустимы ферменты, полученные из органов животных, а также желатин и вспомогательное сырье на его основе, если нет подтверждения, что они получены из халяльного источника. Генетически модифицированное сырье в любом виде также под запретом. И это далеко не весь перечень условий.
К производственному процессу есть требование по помещениям. Изготавливать халяльную продукцию рекомендуется в отдельных цехах и с помощью отдельного инвентаря. Но если выделить помещения и инвентарь нет возможности, то допускается производство халяльной продукции в специально отведенные для этого дни, при более жестком (щепетильном) контроле.
Отдельное требование к поверхности оборудования и инвентаря: она должна быть гладкой и легко подвергаться очистке, мойке и дезинфекции. Поэтому использование деревянного инвентаря допускается в исключительных случаях, после тщательной дезинфекции, промывки и контроля лаборатории, которая проверяет их на бактериологическую чистоту и наличие неровностей. Неровности, кстати, недопустимы, они затрудняют дезинфекцию.
Доскональный анализ
Весь процесс сертификации КФ «Хлебный Спас», с момента подачи заявки до получения подтверждения соответствия, занял два месяца. В отношении мясных производств проверка, скорее всего, длилась бы дольше, так как требований к ним больше.
«На начальном подготовительном этапе мы предоставили Центру аудита и контроля «Халяль» очень много документов, – говорит Мария Иванова. – Затем приезжали эксперты Центра и в течение дня внимательно отслеживали каждый этап производственного процесса. В том числе подготовительный период до запуска производства.
В процессе осматривается и изучается абсолютно все – от ингредиентов и состава смазочных материалов (важно, чтобы в нем не было свиного жира) до степени чистоты производственных помещений, состава моющих и дезинфицирующих средств.
Эксперты внимательно следили за каждым этапом производства, за тем, как все организовано на конвейерной линии: нет ли нарушений в технологическом процессе, какая упаковка используется, и прочее. Вся документация экспертами анализировалась отдельно. Буквально поднимался весь архив и тщательно изучался.
После этого эксперты писали заключение с замечаниями: что необходимо исправить, каких данных не хватает. И мы запрашивали дополнительную информацию у наших поставщиков».
Центр аудита и контроля «Халяль» потребовал от КФ «Хлебный Спас»:
- полный список ингредиентов, которые используются в производстве кондитерских изделий,
- список смазочных материалов, список дезинфицирующих и моющих средств,
- декларацию соответствия на используемое сырье,
- договоры на утилизацию, дезинфекцию, дератизацию, дезинсекцию,
- спецификацию и сертификаты «Халяль» на сырье, если они есть,
- подтверждение отсутствия в составе сырья и ингредиентов ГМО.
«Дополнительно протокол ГМО мы запрашивали у поставщика арахиса. У поставщиков пищевых волокон яблока запрашивали информацию о методах экстракции, и т.д. То есть анализ продукции и производства в прямом смысле проводится очень строго и щепетильно, – рассказывает Мария Иванова. – Некоторые поставщики сырья и ингредиентов не прошли по условиям сертификации, и нам пришлось заключать договоры с другими. Это дополнительная сложность, потому что найти удовлетворяющую требованиям альтернативу нужно было в сжатые сроки. Еще несколько компаний, поставляющих ароматизаторы, из уже имевших сертификат от ООО «Международный центр по стандартизации и сертификации “Халяль”», не прошли, так как методы работы данного “сертификатчика” не признаются, а сертификат не вызывает доверия у сотрудников Центра по аудиту и контролю “Халяль”».
Представители КФ «Хлебный Спас» считают, что успешному прохождению проверки на соответствие стандарту способствовало наличие у компании сертификата HACCP ( ХАССП ) и следование его принципам.
«Программа многоступенчатого контроля качества, безопасности сырья и готовой продукции, а также управления производственными процессами на основе принципов HACCP была внедрена на предприятии еще в 2017 году. Компания получила сертификаты ISO 22000, FSSC 22000 – одни из самых авторитетных в мире гарантов качества и безопасности пищевого продукта. В какой-то степени это нам помогло выдержать проверку по Системе «Халяль», многие требования к производству в них пересекаются», – поясняет Мария Иванова.
Внутренние стандарты кондитерской фабрики по персоналу, производственным помещениям и инвентарю также совпадали с условиями Системы «Халяль» – здесь ничего менять не пришлось. А вот по упаковочному материалу дополнительная работа была проведена. И сейчас, уже после получения сертификата, каждый макет упаковки, на которой размещается знак «Халяль», перед запуском в печать в обязательном порядке согласовывается с сертифицирующей организацией.
Ожидания и возможности
В настоящее время КФ «Хлебный Спас» готовится начать поставки халяльной продукции под брендами «Хлебный Спас» и «Magic Grain» в страны Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.
«Спрос на кондитерские изделия здесь выше, чем в европейских государствах, – говорит Мария Иванова. – Полки с кондитерскими изделиями в магазинах и супермаркетах в этих странах в три-четыре раза шире. Много профильных магазинов сладостей. Например, площадь популярного дубайского Candylicious составляет около тысячи квадратных метров. Сертификат «Халяль» позволит нам проводить переговоры с дилерами о поставках продукции на потенциально значимые для компании потребительские рынки. У нас уже есть договоренности с дистрибьюторами и торговыми компаниями из Объединенных Арабских Эмиратов, Ирака, Саудовской Аравии и ряда других стран. По нашим расчетам, поставки на эти рынки дадут рост экспортных продаж нашей компании на уровне 15–20%».
Кроме того, как отмечают в КФ «Хлебный Спас», сертификат «Халяль» положительно влияет на репутацию производителя и повышает вероятность получения крупных заказов, в том числе от зарубежных организаций.
«Мы проанализировали рынок и уверены в перспективах. По оценкам экспертов, мировой рынок халяльной продукции быстро и стабильно растет. Его объем по итогам 2018 года, составил 1,37 трлн долларов США. А к 2023 году прогнозируется увеличение до 3 трлн долларов США.
Наши кондитерские изделия могут поставляться в Индонезию, Индию, Пакистан и в страны Африки. Единственная сложность на сегодня – сроки. Сертификат выдается на год. Его можно продлевать, но сейчас перед нами задача показать максимальный результат в оставшееся время. Необходимо сконцентрировать все усилия в направлении развития экспорта и южных регионов России», – отмечает Мария Иванова.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?