Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как X5 Retail Group, «Магнит», Metro, Globus, «Эссен Продакшн» и «Детский мир» повышают качество жизни
Стратегия устойчивого развития – признак зрелости и долгосрочное конкурентное преимущество компании. Это понимают крупные ритейлеры, задающие стандарты работы на рынке. Кроме того, устойчивые практики дают конкретные результаты – решают социальные задачи региона, обеспечивают достойные условия труда, повышают вовлеченность сотрудников и снижают потери бизнеса. О своих инициативах и планах устойчивого развития рассказали участники онлайн-конференции, организованной Retail.ru в рамках проекта «Диалоги о ритейле».
Фото: Elnur/shutterstock
Ipsos: «Бизнес, по мнению потребителей, должен стать лидером в области устойчивого развития»
Юлия Быченко, лидер по развитию Retail-сектора компании Ipsos в России
Программа устойчивого развития может быть долгосрочным конкурентным преимуществом компании. Методология оценки капитала марки показывает, что в долгосрочной динамике для потребителя наиболее критичным становится не то, как бренд соответствует его ожиданиям, а насколько он близок.
Прошедший 2020 год оказал разрушительное воздействие на близость брендов, потому что покупатели вынужденно меняли паттерны поведения, а бизнес был ограничен в своих коммуникациях.
Поэтому задачи бизнеса на ближайшие годы – восстановить эмоциональные связи со своим покупателем и сменить фокус с краткосрочных продаж на строительство долгосрочных эмоциональных отношений.
Увеличивается важность перехода к устойчивым бизнес-практикам. Социальная деятельность компании теперь становится бизнес-императивом. И это надо учитывать при разработке ключевых целей стратегии.
По замерам Ipsos, потребители России считают приоритетными следующие цели устойчивого развития – ликвидация нищеты, создание рабочих мест, экономический рост, устойчивые города и населенные пункты, инфраструктура и инновации.
Так как РФ имеет обширную территорию, первостепенными становятся задачи создания базовой инфраструктуры регионов. По мнению потребителей, лидером в области устойчивого развития должны стать бизнес – 39% респондентов и государство – 26%.
Чтобы стать агентом развития, нужно понимать свою территорию и аудиторию. Федеральные ритейлеры выделяются своим присутствием в разных регионах, поэтому задачи, важные для российских потребителей, становятся одной из ключевых компетенций ритейлеров. Крупный ритейл должен обучать и вести за собой, вовлекать потребителей в программы развития и поддерживать эти отношения. Мы живем в эпоху гринвошинга («зеленого камуфляжа», продвижения за счет псевдоэкологичности товаров и услуг – прим. ред.), поэтому важно рассказывать о своих реальных результатах. Важно учесть, что программа устойчивого развития – долгосрочная история, поэтому компания должна рассчитывать свои ресурсы на много лет вперед. Важно правильно выбрать фокус – на пересечении миссии, ценностей, целей и ресурсов для реализации программ.
«Глобус»: «Устойчивое развитие – это эффективный стабильный бизнес»
Виктория Кутузова, руководитель отдела корпоративных коммуникаций, «Глобус»
Компании Globus – 192 года, и все время бизнес передавался по линии одной семьи, поэтому устойчивое развитие как философия известно здесь не понаслышке. В самой основе корпоративной культуры заложен дух устойчивого развития. Это значит, что, принимая каждое решение, надо смотреть на перспективу, на поколение вперед.
В России компания работает 15 лет, всегда занималась социальными проектами, но не вербализировала эту деятельность. Примерно полтора года назад поняли, что надо создать общую программу проектов устойчивого развития, привлекать к ней своих сотрудников, покупателей и партнеров. Выбрали слоган «Жить осознанно» как призыв остановиться и задуматься: куда идем и что оставим после себя. Звучит философски, но в теме устойчивого развития без философии невозможно.
Устойчивое развитие – это не только социальные, благотворительные, экологические проекты, но и эффективный стабильный бизнес. Финансовая составляющая очень важна. Нельзя сказать, что Globus вкладывает деньги в проекты и ничего не получает. Программа «Жить осознанно» соединяет бизнес и философию и построена по трем направлениям: забота о природе, здоровье, людях.
Забота о природе. Фокусируемся на экологичном и энергоэффективном строительстве – с 2015 года строим все гипермаркеты по стандарту BREEAM. Экологичные здания строить выгодно в долгосрочной перспективе: первичные вложения выше, зато в дальнейшем тратится меньше денег на эксплуатацию и ремонт. Таким образом уменьшаем и нагрузку на природу, и собственные коммунальные платежи.
Переработка отходов – опираясь на опыт немецких коллег, все отходы собираем раздельно и продаем. И если за вывоз мусора на полигон должны платить мы, то за вывоз отсортированных отходов платят нам. Например, фритюрный жир поставляем на лакокрасочные заводы. Поэтому утилизация отходов не только окупается, но и дает плюс. За счет этого можем оплачивать такие инициативы, как сбор у населения и утилизация опасных отходов – батареек и ртутных ламп. Отходы – это не мусор, а ресурс.
Забота о людях. Помощь местным сообществам в регионах присутствия, долгосрочные отношения с подшефными организациями, развитие волонтерства.
Забота о здоровье. Фокус на долгосрочных потребительских трендах, борьбе с гринвошингом, широте ассортимента и доступности товаров. Например, развивается отдел продуктов для здорового питания, продажи которых с каждым годом увеличиваются.
«Эссен Продакшн АГ»: не раздавать деньги, а вовлекать в процесс создания благ
Аделя Абдуллина, PR-директор холдинга «Эссен Продакшн АГ»
Все заводы «Эссен» расположены в небольших городах. По сути, компания является градообразующим и бюджетообразующим предприятием, и это обязывает работать над развитием местной инфраструктуры. Мы также заинтересованы в том, чтобы высококвалифицированные сотрудники не покидали город, а оставались жить и работать здесь. Действует благотворительный фонд «Махеев» для поддержки различных социальных проектов, на основе обращений жителей города родилась программа «Инициатива Елабуги».
К топ-менеджменту компании часто обращаются с разными просьбами, касающимися образования, здоровья, творчества и так далее, и мы поняли, что важно не просто раздавать средства, а вовлекать людей в процесс создания благ.
Сотрудники «Эссен» стали депутатами горсовета, чтобы быть ближе к власти и ресурсам, необходимым для помощи. На территории «Эссен» создана общественная приемная, куда горожане могут приходить с просьбами.
Слайд из презентации «Эссен Продакшн АГ»
Один из принципов проекта – вовлекать местных жителей в реализацию их предложений. Например, к нам обратились с просьбой оборудовать игровую площадку для детей. Ответили, что поможем, если жители двора сами примут участие в установке. Таким образом совместно с местными жителями оборудовали более 50 площадок, и проект продолжается.
Еще один принцип – финансировать точечно и только энтузиастов своего дела с проектами, готовыми к реализации. Это может быть уже написанная книга или поддержка одаренных детей, уже показавших высокие результаты.
Стремясь сделать жизнь горожан более комфортной, участвуем в создании инфраструктуры – построили базу отдыха, кинотеатр, боулинг-центр, помогаем поддерживать городские парки и скверы. Организуем городские досуговые и спортивные мероприятия, например, лыжный забег, сабантуй и различные праздники. Проект «Инициатива Елабуги» стал крупным вкладом в развитие города.
X5 Retail Group: «Ответственное ведение бизнеса уже сегодня является конкурентным преимуществом»
Яна Синесью, директор по устойчивому развитию X5 Retail Group
Для X5 Retail Group нефинансовые цели так же важны, как и бизнес-задачи. Осознанное включение в глобальную повестку устойчивого развития – признак зрелости компании. Сети группы ежедневно обслуживают более 14 млн человек, поэтому забота об окружающей среде и покупателях – наша ответственность перед обществом, мы должны задавать тон на рынке. В свои проекты X5 Retail Group вовлекает поставщиков, партнеров, благотворительные организации, учреждения и ведомства.
Внедрение программы устойчивого развития длится уже два года. Чтобы привлечь к участию сотрудников, использовали три основных инструмента – информирование, обучение и неформальное вовлечение.
Разработали дашборты для всех форматов и сети, на которых все сотрудники в любой момент могут посмотреть, как выполняются цели программы. На корпоративном портале ведем секцию, где рассказываем об инициативах в сфере устойчивого развития.
Всем сотрудникам компании доступен обучающий онлайн-курс, в котором рассказывается о трендах устойчивого развития, стратегии компании и о том, что каждый сотрудник может сделать в этом направлении. Курс персонализирован для разных функций.
Например, разработали и опубликовали рекомендации по созданию упаковки, пригодной для переработки. Интегрировали эти рекомендации в нашу закупочную политику, к проекту подключились поставщики, производители упаковки, логисты и другие партнеры.
Строим свои планы и инициативы вокруг глобальных целей ООН – ликвидация голода, хорошее здоровье, достойные условия труда и ответственное производство.
Например, проект «Корзина доброты» позволил оказать помощь более 65 тыс. семей. Совместно с Центром поиска пропавших людей за полтора года помогли вернуть домой более 700 потерявшихся людей.
В 2019 году отправили на переработку более 590 млн кг сырья, план на следующие три года – увеличить долю перерабатываемых отходов до 95%.
За год сдали на корм животным 13 тыс. тонн продуктов с неистекшим сроком годности, но потерявших свой товарный вид.
Предлагаем покупателям многоразовые сумки: в 2019 году продано около 2 млн сумок, за первое полугодие 2020-го – уже более 3 млн. Инициатив много, получаем предложения, вопросы и комментарии от покупателей. Покупатель становится все более осознанным и голосует рублем за осознанное потребление. Поэтому ответственное ведение бизнеса уже сегодня является конкурентным преимуществом.
Metro Cash&Carry растит лидеров
Анна Щепилова, руководитель отдела корпоративных и внешних коммуникаций Metro Сash&Сarry
Устойчивое развитие чаще всего трактуется как экологические инициативы, но это гораздо более широкое понятие. Все практики устойчивого развития должны быть зашиты в бизнес-процессы компании. Metro Cash&Carry как компания, работающая с бизнесом, понимает, какой эффект оказывает на общественность, экономику конгломераций, локаций и компаний. На компании лежит ответственность за коммуникацию с общественными организациями, развитие активности партнеров. В процесс совместного развития должны быть вовлечены наши поставщики, клиенты и сотрудники.
Важная часть системы устойчивого развития – управление персоналом, воспитание ответственности и лидерства.
В компании действует программа Metro sustainable leadership program – любые сотрудники могут предложить проект или инициативу любого масштаба и покрытия, от сбора батареек в конкретном ТЦ до перестройки глобального бизнес-процесса. Масштаб не так важен, важна идея и конкретика.
Сотрудники могут подавать заявки с описанием своей идеи о том, как сделать компанию еще более устойчивой и ответственной, как приносить пользу сообществам и конгломерациям. Отбираются самые интересные инициативы, предложившие их сотрудники попадают в обучающую программу, которая длится 1,5 года.
За это время они имеют возможность прокачивать свои навыки лидерства, учиться презентации проекта, коммуникациям и менеджменту, чтобы стать амбассадорами устойчивого развития. Каждый год выпускаются примерно 30 участников, которые начинают реализовывать свои проекты. В конце 2020 года программа набирает уже шестой раунд участников.
Примеры проектов. В Испании коллега предложил исследовать инициативы, которые уже реализуют поставщики и партнеры, сделать опись проектов и создать коллаборации. Из этой инициативы родилось много совместных проектов, например, линейка СТМ .
Коллега из Пакистана предложила сократить долю яиц от кур клеточного содержания, которое вызывает вопросы, связанные с этическим отношением к животным и применением антибиотиков, и разработала программу увеличения доли яиц от кур свободного выгула. Сегодня этот проект реализован в семи из девяти торговых центров Metro в Пакистане.
Таким образом Metro растит лидеров внутри компании, увеличивает вовлеченность сотрудников и вдохновляет партнеров на участие в проектах устойчивого развития.
«Покупатель становится все более осознанным и ему важно знать об участии компании в повышении качества жизни»
Анна Таскаева, специалист по маркетингу и развитию бизнеса ООО «ЧЕП РУС», член правления Ассоциации содействия устойчивому развитию в цепях поставок (АСУР)
Ритейл становится более устойчивым и социально ответственным и совместно с поставщиками реализует большое количество инициатив. Можно привести в пример проект сети «Магнит» с компанией Henkel по сбору пластиковых крышек, которые затем были отправлены на переработку, а вырученные деньги пошли на помощь детям с особенностями развития. Или фандоматы для сбора пластика в магазинах «Магнит» – совместный проект с компанией «Чистая Линия». Проектов на рынке много, но пока они недостаточно освещаются, не все сети публично рассказывают о своих инициативах и социальных программах, а также не все компании сформулировали для себя цели и программы устойчивого развития.
По нашим оценкам, рынок ритейла поделен на тех, кто активно ведет проекты и рассказывает о результатах, и тех, кто нейтрален. Освещают в медиа совместные кейсы с поставщиками в сфере устойчивого развития такие компании, как X5 Retail Group, «Магнит», «Метро», «Лента», «Ашан», среди тех, кто ничего не упоминает о своей деятельности, – «Светофор», «Монетка», «Верный».
Проекты, возможно, есть, но они не носят публичного характера, и мы о них ничего не знаем. Нельзя забывать, что покупатель становится все более осознанным и ему важно знать об участии компании в повышении качества жизни.
Ассоциация содействия устойчивому развитию в цепях поставок (АСУР) объединяет ритейлеров и поставщиков для совместных проектов. На сайте Retail.ru создается раздел по устойчивому развитию, где компании смогут найти партнеров, обменяться опытом и лучшими практиками.
«Магнит»: нефинансовые цели на уровне бизнес-задач
Анна Мелешина, директор по корпоративным отношениям и устойчивому развитию сети «Магнит»
В 2020 году компания объявила стратегию устойчивого развития, в которой поставила качественные и количественные цели до 2025 года. Это нефинансовые цели, но они необходимы компании для оценки прогресса, чтобы в долгосрочной перспективе сеть не потеряла доверия покупателя.
Нефинансовые цели – это возможность следить за реализацией наших обязательств.
Создание такого продукта – сложный процесс: в компании действуют комитет по устойчивому развитию и 17 рабочих групп, в составе которых представители всех функций, так как нужны компетенции всего спектра бизнесов компании.
В структуре компании в 2019 году выделено функциональное подразделение, занимающееся координацией и курированием проектов, созданием нефинансовой отчетности, налаживанием внешних коммуникаций. Ответственные инициативы в компании были всегда, теперь они сформулированы и получили качественную структуру.
Слайд из презентации сети «Магнит»
«Детский мир» разрабатывает программу
Мария Володина, коммерческий директор по направлению «Одежда и обувь» ГК «Детский мир»
Каждая компания, как правило, реализует много маленьких инициатив, и необходимость формализовать этот процесс – новый запрос акционеров, потребителей, сотрудников.
ГК «Детский мир» планирует сформулировать свою программу устойчивого развития во втором квартале 2021 года.
Для разработки программы создали инициативную группу, привлекли внешних экспертов, имеющих международный опыт, а также использовали компетенции поставщиков.
Нарисовали дорожную карту реализации программы, разработали систему отчетности – когда и какие метрики необходимо снимать и какие отчеты формировать.
Вовлекаем в свои инициативы большое количество поставщиков, им выгодно и интересно участвовать в коллаборациях, разбираться в вопросах устойчивого развития, использовать экоматериалы. Поставщики понимают важность таких программ.
В следующем году планируем сделать приоритетом этичную упаковку, сформулировать требования по переработке и использованию материалов для упаковки товара, разработать инструкции для поставщиков и критерии устойчивого продукта.
Посмотрите видеозапись конференции
Валерия Миронова, Retail.ru
Читайте также:
Кто ушел и кто пришел в 2020 году на российский рынок?
Как ведущие food-ритейлеры развивают категорию «ЗОЖ. Био. Веган»
Фрукты и овощи: как «Командор», «Магнит» и «Ашан» развивают категорию
Как «ВкусВилл», «Ашан», «Метро», «Город-сад» и «Магнит» создают дополнительные ценности
Розничная торговля продуктами питания: итоги 2020 и прогнозы
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?