Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как «Победа» развивает сеть логистических центров
Магазины ульяновской сети «Победа» работают уже в 31 регионе РФ. Такая широкая география требует устойчивой логистической инфраструктуры, поэтому сеть имеет пять логистических центров и в 2024 году планирует запустить шестой. На всех ЛЦ внедряются инновационные решения, позволяющие повысить производительность труда, снизить потери и сократить затраты на логистику.
Сеть дискаунтеров «Победа» открыла свой первый магазин в феврале 2015 года в Ульяновске и сразу начала выходить в другие регионы. К концу года сеть насчитывала уже 18 магазинов в Ульяновской, Самарской, Пензенской областях и Республике Чувашия. В настоящее время «Победа» объединяет более 500 магазинов в 300 населенных пунктах Южного, Центрального, Северо-Кавказского и Приволжского федеральных округов. Для обслуживания территориально разветвленной сети открыто пять логистических центров в Ульяновске, Воронеже, Краснодаре, Волгограде и Набережных Челнах. Планируется к запуску шестой – в Самарской области, открытие намечено на 2024 год. В компании работает около 8 тыс. сотрудников.
От низкоуровневого склада – к высотке
Первый логистический центр открылся в 2016 году в Ульяновске. С него в магазины сначала поставлялись только сухие продовольственные товары и ФРОВ. Это был склад класса B со стеллажами в три яруса хранения. Чтобы увеличить емкость и добавить товарные категории, сначала достроили холодильные камеры (12 тыс. кв. м), затем открыли акцизный склад для хранения крепкого алкоголя.
Но и после реконструкции не сразу смогли завозить охлажденную и замороженную продукцию: компания быстро развивалась, и для увеличивающегося объема сухого товара катастрофически не хватало места, поэтому приходилось хранить его в холодильных камерах, хотя это стоило дороже. Модель ульяновского ЛЦ предусматривала увеличение высоты хранения, и в 2019 году был построен склад класса A. В результате весь сухой товар уместился в расширенной зоне сухого хранения, а холодильные камеры заработали по прямому назначению – на них стали поставляться товары фреш, ультрафреш и заморозка. Теперь площадь ульяновского ЛЦ составляет около 30 тыс. кв. м. С него обслуживается 110 супермаркетов «Гулливер» и 250 дискаунтеров «Победа».
Сначала большая часть процессов не была автоматизирована, но с ростом объема информации управлять данными вручную стало невозможно. Тогда было принято решение об усовершенствовании системы WMS. Система была закуплена как коробочное решение и дописана самостоятельно под потребности и особенности ульяновского ЛЦ. С 2020 года автоматизированы все процессы, необходимые для отгрузки и приемки товара.
Построение инфраструктуры
Выход в Центральный и Южный федеральные округа потребовал расширения цепочек поставок, поэтому сеть начала динамично выстраивать логистическую инфраструктуру: в 2020 году был открыт логистический центр в Воронеже, в 2021 году – в Краснодаре, в 2022-м – в Волгограде, в 2023-м – в Набережных Челнах. Средняя площадь хранения – 10 тыс. кв. м, с более чем 10 тыс. ячейками хранения. На всех ЛЦ компании имеются холодильные камеры. Первые два склада имеют класс А, два вторых – класс B.
Чтобы было проще управлять территориально распределенной структурой, процессы и системы автоматизации на всех ЛЦ выстроены по единой логике. Если на одном из них внедряются какие-либо изменения, то эти изменения проводятся на всех складах.
Компания имеет собственный парк грузовых автомобилей, насчитывающий 222 единицы.
Для расчета маршрутов используется ТМS, контроль управления парком осуществляется с помощью «Глонасс». Действует программа обновления парка до 2025 года, в рамках которой будут заменены машины старше десяти лет и имеющие большой пробег.
Для повышения эффективности работы и облечения труда сотрудников внедряются различные инновации. Например, хранение и отгрузка осуществляются с использованием современной складской техники и оборудования. Для оперативной приемки и безопасной отправки грузов склады оснащены специальными доками.
На ульяновском ЛЦ под отбор товара используются не палеты, а ролл-кейджи. Применение этого типа контейнеров позволило сократить физическую нагрузку сотрудников, более рационально использовать площади, увеличило утилизацию транспорта, повысило производительность загрузки и выгрузки товара в магазинах.
Как ускорить учет выдачи ТСД
Одно из складских внедрений – автоматизация учета и выдачи терминалов сбора данных. Раньше ТСД выдавались в порядке живой очереди, факт выдачи и идентификационные данные вручную заносились сотрудником в журнал. Для сокращения времени на оформление было решено автоматизировать этот процесс. Теперь во всех логистических центрах сети установлено 11 модулей с ячейками для хранения и учета терминалов.
Модуль оборудован электронным экраном управления со считывателем. Приложив карточку СКУД (система контроля и управления доступом), сотрудник получает доступ к ячейке с оборудованием. Ячейки снабжены цветовыми индикаторами, оповещающими пользователей о наличии или отсутствии гаджета. Работники получают исправное заряженное оборудование без очередей.
У системы есть дополнительные функции: можно сообщить, что устройство нуждается в ремонте, и даже конкретизировать вид поломки; передавать коллегам небольшие посылки, например, ключи, предварительно оповестив получателя по электронной почте. Все данные: электронные адреса, идентификационные номера оборудования и карточек сотрудников внесены в специальную программу, обеспечивающую работу системы.
В личном кабинете можно работать со списками групп, правами доступа, распределять оборудование по категориям и управлять отчетами.
Установка системы позволила исключить ручную выдачу и сдачу ценного оборудования, снизить трудозатраты на оформление, увеличить скорость процесса и повысить эффективность объекта в целом. Дополнительно проведена интеграция с системой безопасности, которая не пропускает «на выход» работника, не сдавшего после смены устройство.
Совершенствуются и сами терминалы сбора данных, компания готовится к пилотному проекту по внедрению технологии голосового отбора.
Экзоскелет для наборщика: нагрузки – ниже, производительность – выше
Осенью 2023 года сеть «Победа» начала тестировать промышленные экзоскелеты – средства индивидуальной защиты опорно-двигательного аппарата, предназначенные для подъема, удержания и транспортировки тяжелых грузов. Использование промышленных экзоскелетов позволяет облегчить физическую нагрузку работников склада, отвечающих за комплектацию товара, и повысить производительность труда.
Устройства снижают риск производственных травм, уменьшают компрессию позвоночника и нагрузку на мышцы. В тестовую группу вошло 12 человек. Участники эксперимента работают с тяжелыми категориями товаров, такими как «напитки», «фрукты и овощи».
В ходе теста замерялись продуктивность, физическое состояние работников, а также удобство и функциональность вспомогательных устройств.
Испытания прошли успешно. Экзоскелеты повысили производительность наборщиков на складах в среднем на 5%.
По отзывам участников тестовой группы, при использовании устройств они меньше уставали в процессе работы, быстрее восстанавливались во время перерыва и дольше сохраняли продуктивность.
Электрические перевозчики превзошли ожидания
На воронежском логистическом центре проведены тестовые испытания электрических подъемно-транспортных средств. В компании рассчитывали с помощью электрических перевозчиков увеличить производительность персонала на отборе и сократить нагрузку на сотрудника. Результат был достигнут в полной мере. Поэтому по итогам теста принято решение закупить 120 перевозчиков на все логистические центры сети «Победа».
Пока работники, отвечающие за комплектацию товара, используют преимущественно ручные гидравлические тележки (рохли). Вручную нагружают рохли товарами и перемещают по логистическому центру. Новое подъемно-транспортное средство способно перемещать груз весом до 2 тонн, поднимать поддоны с открытой опорной поверхностью. Выбор компании сделан в пользу коротких погрузчиков, маневренных, простых в использовании, но при этом функциональных. Планируется, что с июля по сентябрь 2024 года электроперевозчиками будут оснащены все ЛЦ сети.
Автоматизация обработки вторсырья
Сеть отправляет на вторичную переработку более 800 тонн картона и порядка 75 тонн стретч-пленки в месяц. Все процессы обращения со вторсырьем автоматизированы, что позволило значительно ускорить обработку, исключить ошибки при взвешивании и распределении вторсырья внутри логистического центра и при погрузке уже спрессованного материала.
Процесс выстроен следующим образом: в магазине вторсырье получает индивидуальный штрихкод. При поступлении в логистический центр оператор сканирует штрихкод, взвешивает партию и вводит данные в систему. Далее вторсырье отправляется на пресс, после чего на каждый тюк клеится новый штрихкод со всеми данными (вес, дата, ФИО сотрудника, смена). Таким образом можно отследить движение каждого килограмма от магазина до пункта сдачи в переработку. Цеха обработки вторсырья работают во всех логистических центрах торговой сети.
В 2024 году компания планирует продолжить укрепление логистической структуры и внедрение инновационных технологий. «Успех развития сети логистических центров во многом определяет сильная вовлеченная команда. В 2022 году мы запустили программу кадрового резерва, где выявляем, мотивируем и готовим внутренних кандидатов на вышестоящие должности на случай возникновения вакансий в открывающихся или действующих объектах. Такая кадровая школа позволяет нам оценить компетенции, потенциал и мотивацию сотрудника, а также выстроить вектор развития. В итоге ключевые должности занимают уже готовые управленцы, быстро включающиеся в рабочие процессы. Также мы регулярно посещаем отраслевые выставки и форумы, например, Московский международный логистический форум, Retail TECH, где знакомимся с новинками техники и тенденциями развития логистики», – рассказал директор по логистике торговой сети «Победа» Игорь Тищенко.
Retail.ru
Интервью
Игорь Стоянов, «Персона»: «Нам интересно делить площади с торговыми сетями»
Бьюти-парки объединяют розничный магазин, салон, фитнес-зал, SPA и прочие услуги – в чем смысл коллаборации?