Реклама на retail.ru
Эфир:итоги 2024 и вызовы 2025
Благодарим за поддержку мероприятия наших партнеров: фирма «1С» и компания Open Group.
Не пропустите интервью со спикерами и другие публикации по выступлениям экспертов конференции!
Андрей Бодров, «Магнит»: «Потребители хотят более качественную продукцию, но за справедливую цену»
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год — 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Видеозапись конференции уже доступна на странице события.
Всем зарегистрированным участникам будут предоставлены презентации спикеров.
Что ожидают люди от брендов: услуги и продукты, которые поднимают настроение и доставляют удовольствие; геймификацию для всех возрастов; яркую цветовую палитру в дизайне; необычные вкусы, форматы и упаковки.
Популярность СТМ будет ставить перед ритейлерами серьезные стратегические вопросы, которые касаются
«Если раньше в основе атрибутов СТМ был бренд сети, то сейчас происходит обратное движение: ритейлеры хотят капитализировать ценность СТМ в глазах потребителя, чтобы основной бренд получал больше бонусов от этого».
Согласно статистике Ozon, покупатели открывают карточки с видеообложками на 24% чаще, чем карточки с фото.
Одним из основных требований в дизайне упаковки продукта в 2025 году станет мультиформатность. Современные бренды должны быть заметно представлены на всех возможных платформах: это не только офлайн и онлайн полки, но и цифровой
Аналитики отметили, что продовольственные товары станут важнейшим драйвером
Согласно данным исследования «Яндекса» и GfK, в РФ доля покупок со смартфонов и планшетов в 2022 году превысила 67%. С компьютеров и ноутбуков оформляется треть
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как «Перекрёсток» оптимизирует клининг с помощью роботов
Торговая сеть «Перекрёсток» запустила роботов-уборщиков в 11 магазинах. Робот-уборщик позволяет облегчить ручной труд, оставить наиболее эффективных сотрудников клининга, сократить издержки, мыть полы с нужной периодичностью в разных зонах, а также в 10 раз снизить расход воды и моющих средств.
Фото: SPI robotics
Формат супермаркетов «Перекрёсток» площадью 1–2,5 тыс. кв. м, с широкими проходами и отсутствием палетной выкладки, хорошо подошел для работы роботов модели СС1. Такая площадь не позволяет оборудованию простаивать и в то же время соизмерима с его техническими возможностями для поддержания чистоты.
Первый запуск был произведен в конце 2023 года, и уже к июню 2024 роботы на постоянной основе убирают 11 супермаркетов сети: 9 – в Москве, по одному – в Санкт-Петербурге и Сочи.
Нарастающий тренд автоматизации
Ритейлеры все активнее автоматизируют уборку. Как рассказал Дмитрий Жуков, основатель компании SPI robotics, за полтора года компания запустила около 50 проектов роботизации клининга, и большинство из них приходится на ритейл. Тренд обусловлен специфическими проблемами отрасли: обостряющийся дефицит персонала, возрастающие требования к качеству и частоте уборки, подорожание моющих средств. При этом до сих пор многие магазины, в том числе крупные, убирают вручную – швабрами.
«За сутки магазин посещают несколько тысяч покупателей, поэтому вопрос постоянного поддержания чистоты является одним из приоритетных, – говорит Дмитрий Жуков. – По требованиям законодательства, в продуктовом магазине должно совершаться минимум две уборки в день. Зимой и осенью количество ежедневных уборок может увеличиться до пяти – соответственно, в эти периоды кратно возрастает и нагрузка на персонал. Приходится наращивать штат – если обычно магазин убирало два человека, то на осенне-зимний период нужно нанимать трех – четырех человек. С этой проблемой сталкиваются все ритейлеры. Некоторые магазины работают круглосуточно, значит, число уборщиков должно быть в два – три раза больше, чем при обычном режиме работы.
Посмотрите видеоролик о роботизации клининга и промо в «Перекрестке»
Роботизированное решение – на каждую проблему
Все эти проблемы с уборкой решает клининговый робот. Не приходится наращивать людские ресурсы – искать и нанимать дополнительный персонал, повышать ему зарплату, доплачивать за ночные смены.
С роботом качество уборки возрастает в несколько раз.
Экономия ресурсов важна для показателей устойчивого развития. По подсчетам компании SPI robotics, на уборку одного магазина ручная поломоечная машина тратит 73 т воды в год, робот при таком же цикле уборки тратит 11 т воды. Кроме того, робот потребляет в десять раз меньше моющих средств. Использование роботов создает имидж социально ответственной компании, применяющей инновационные решения для сохранения окружающей среды.
Можно убирать торговый зал непрерывно, причем – всегда по одной себестоимости. «Если в торговом зале сухо и довольно чисто, робот будет делать две – три плановые уборки, – пояснят Дмитрий Жуков. – Но, если на улице непогода, покупатели нанесли кучу снега или грязи, количество уборок можно увеличить до шести, а то и больше. Климатические условия России таковы, что в магазинах всегда требуется полноценная влажная уборка: в наших регионах либо чернозем, либо песок, либо снег. Просто поддерживающая сухая уборка, как в Европе, в России применима только на юге летом. Клининговый робот способен проводить как сухую, так и влажную очистку полов».
Есть возможность сегментировать территорию уборки. Например, весь магазин может убираться два раза, а входная зона – пять и более раз, чтобы поддерживать магазин в чистоте. Кратность уборки регулируется на самом устройстве – нужная программа выставляется буквально за две секунды.
«Самые чистые зоны магазина – отделы алкоголя, бытовой химии, консервов, – рассказывает Дмитрий Жуков. – Самая грязная – фруктов и овощей, особенно если в ассортименте есть развесной картофель, свекла, морковь и прочее. В этой зоне – и самый большой трафик. Поэтому мы рекомендуем мыть отделы ФРОВ по пять – десять раз в день. В огромных гипермаркетах, где очень высокий трафик, рекомендуемая кратность уборки – 11–12 раз в течение дня. Для удобства роботы могут работать только на входе, но и палетная выкладка не помеха, если научить персонал сразу убирать пленку и крупный мусор. Палеты на полу робот чудесно распознает и объезжает. Есть кейсы, где ночная уборка делилась на несколько этапов в зависимости от графика выкладки. То есть робот проходит определенную зону после выкладки – как раз после таких работ там бывает грязно и нужна уборка».
Фото: SPI robotics
Какие технические нюансы следует учесть
Существует два решения обслуживания робота – через док-станцию и без док-станции. Без док-станции на обслуживание робота в среднем магазине требуется 30 минут в день. С док-станцией это время сокращается до 10–15 минут в день. «Чтобы сделать работу бесперебойной, рекомендуем оснащать магазин док-станцией, – говорит Дмитрий Жуков. – По размеру док-станция очень компактная, требует пространства не больше чем 40 на 40 см, но главное – заранее выделить под нее место».
Должен быть обеспечен доступ к коммуникациям – воде, канализации, электричеству. Поэтому при планировке магазина важно определить место для станции обслуживания робота, это сделает работу еще эффективнее, персоналу не придется отвлекаться на зарядку и слив воды.
Компания SPI robotics перед запуском проекта оценивает локацию и технические условия магазина, чтобы подобрать оптимальное решение по автоматизации. Например, если площадь торгового зала – свыше 2 тыс. кв. м, могут потребоваться две машины. Входную зону магазина, расположенного в отдельно стоящем здании, следует мыть чаще, чем внутри торгового центра. Возможно, магазин расположен в строящемся районе, а значит, посетители будут нести в помещение больше грязи, чем в уже благоустроенных районах. Все это следует учитывать при определении режима работы оборудования.
Как организовать уборку в супермаркете
Первым в сети «Перекрёсток» робот запустил супермаркет, расположенный в ТРЦ «Метрополис». Изначально торговый зал был разбит на 6–8 зон – по отделам. Но через несколько недель руководство магазина попросило специалистов SPI robotics разбить зал на более мелкие «фрагменты». Дело в том, что ночная выкладка производится с палет, после нее на полу остается упаковочная пленка, которую робот зажевывает.
Тогда магазин разделили примерно на 20 более мелких зон и выставили разные режимы уборки в каждой зоне. «Трафик в магазине высокий, покупательские потоки в разное время – разные, поэтому автоматических очисток осталось всего две – в 23 часа, когда магазин закрывается, и с утра – перед открытием, и только в той зоне, где нет пленки, оставшейся после ночной выкладки, – рассказывает Ксения Живулько, директор магазина «Перекрёсток» в ТРЦ «Метрополис». – Остальная уборка запускается вручную и локально. Такой порядок позволяет поддерживать постоянную чистоту в торговом зале и оптимизировать трудозатраты».
Для управления роботом используется мобильное приложение. Оно сделано очень простым и интуитивно понятным, оператор выставляет настройки, а линейному персоналу достаточно пользоваться только двумя опциями – «начать уборку» и «завершить уборку».
Любой сотрудник клининга или менеджер может вызвать робота в любое место, где нужно вымыть пол именно сейчас.
Роботы нуждаются в регулярной чистке. Например, при цикле уборки «Перекрёстка» в ТРЦ «Метрополис» робот достаточно чистить два раза в день, каждая чистка занимает 5–10 минут.
Сотрудники клининговой службы «Перекрёстка» позитивно оценили внедрение роботов. «Робот помогает облегчить ручной труд, оставить только наиболее эффективных сотрудников и в долгосрочной перспективе снизить расходы магазина», – говорит Ксения Живулько.
Робот – еще один член коллектива
Как ни странно, при управлении роботом очень важен человеческий фактор. Эффективность робота во многом зависит от отношения директора магазина, контроля со стороны руководства, добросовестного обслуживания. У разных коллективов бывают разные результаты автоматизации клининга.
В «Перекрёстке» в «Метрополисе», коллектив настолько хорошо и быстро разобрался в процессе, понял все преимущества и возможности, что робот закрыл потребности клининга почти на 100%. «Какой бы умный и современный ни был механизм, ему все равно нужна поддержка коллектива, – считает Дмитрий Жуков. – Это как рабочий инструмент, который человек использует в зависимости от своих навыков и стремлений. Если в коллективе «приняли» робота, ему оказывается должная поддержка, он ведет себя просто великолепно. В нашей компании даже выработалось выражение: «Мы не продаем робота в плохие руки»».
Фото: SPI robotics
Будущее ритейла – за роботами
Торговая сеть «Перекрёсток» продолжает автоматизацию. В двух магазинах уже работают роботы-промоутеры BellaBot для стимулирования продаж.
Дополнительная выкладка на полках проморобота увеличивает продажи отдельных товаров до 100%.
Включено голосовое сопровождение рекламы, робот по дороге рассказывает о продукте, акциях и новинках. В торговом зале симпатичный робот BellaBot привлекает внимание покупателей и поднимает настроение. Ритейлер может предлагать услуги робота поставщикам, за счет чего быстро окупить его стоимость и зарабатывать дополнительную прибыль.
Роботизация – неизбежный этап развития ритейла, считает Дмитрий Жуков, и компания SPI robotics на этом этапе уже проявила себя как надежный поставщик и профессиональный интегратор современных роботизированных технологий.
Ритейл сейчас испытывает трудности с персоналом и качественным оборудованием, растут фонды оплаты труда. В этой ситуации роботы могут стать эффективным решением проблем.
Большие перспективы имеют клининговые роботы, потому что уборка нужна везде – и в магазинах, и на распределительных центрах, и на производственных площадях.
Робот обходится дешевле, чем человек, убирает более качественно и при этом в десятки раз экономичнее, чем стандартная поломоечная.
При выполнении тех же задач роботы тратят в десятки раз меньше ресурсов и времени, что в разрезе нескольких лет приносит хорошие дивиденды.
В ближайшее время компания SPI robotics представит рынку две новые модели клининговых роботов для обслуживания больших территорий, в том числе складов и распределительных центров.
Видеоотзыв о клининговом роботе СС1 в супермаркете «Перекресток»
Валерия Миронова, Retail.ru
Интервью
Игорь Плетнев, «Около»: «Наша цель на 2025 год – 50 регионов присутствия и 3000 магазинов»
Об особенностях формата малых магазинов, нюансах франшизы и планах развития.