Более подробно читайте в материале «Финансовые сервисы идут в ритейл»
Реклама на retail.ru
Подпишитесь
на новости ритейла
Получайте новости
индустрии ритейла первым!
Поделиться
Как «Обувь России» дошагала до блокчейна
Предпосылки проекта
Блокчейн — модная, широкой обсуждаемая тема, поэтому она привлекла и внимание «Обуви России».
Дмитрий Карпенко
Еще в 2007 году компания начала предоставлять финансовые сервисы для покупателей и запустила совместную с банками программу потребительского кредитования. В 2009 году разработала и внедрила собственную программу рассрочки платежа на покупку обуви, с 2010 года начала предоставлять денежные займы покупателям, а в 2015 году объединила все финансовые сервисы в рамках инновационной программы лояльности «Арифметика», которая реализована на базе карты покупателя (в том числе и на базе предоплаченных карт MasterCard). Это направление является одним из ключевых для компании. Так, в 2017 году портфель по услуге рассрочки увеличился на 20,7 % — до 3,24 млрд рублей, портфель по денежным займам вырос на 11,9 % — до 1,45 млрд руб.
Предпосылки проекта
«У нас быстро растет база наших покупателей: с момента старта проекта рассрочки уже более 1,2 млн человек воспользовались данной услугой. По мере увеличения сети, а в рамках среднесрочной программы развития мы намерены нарастить число магазинов до 1 000, — клиентская база будет еще стремительнее расширяться. На первый план выходит задача обеспечить безопасность, надежность и достоверность информации, касающейся всей истории взаимодействия с клиентами, обеспечить защиту персональных данных. Было понятно, что любое несанкционированное изменение информации в таких условиях несет как денежные, так и репутационные риски. Решить задачу сохранения и защиты информации нам помогла технология блокчейн», — поясняет Дмитрий Карпенко.
Что такое блокчейн?
Зачем нужен блокчейн
Описание проекта
Таким образом, основная задача, которую позволяет решить технология блокчейн, — это защита информации и обеспечение ее неизменности. Это достигается благодаря существованию цепочки связанных блоков, распределенному хранению данных и шифрованию.
Описание проекта
В «Обуви России» предметом защиты стали персональные данные клиентов компании и транзакции (договоры, которые заключаются с покупателями, и вся информация, связанная с ними, — взаимные обязательства, платежи и т. п.).
«Для нас было важно реализовать проект так, чтобы, во-первых, на пострадала скорость операционной деятельности, так как мы знали, что это одно из основных ограничений блокчейна. Во-вторых, важно было интегрировать новую технологию с нашими IT-системам и «1С», чтобы максимально задействовать внутренние ресурсы и инфраструктуру компании. Однако среди внешних платформ мы не нашли решений, которые можно было бы легко адаптировать к нашим IT-системам. В-третьих, нам нужно уложиться в рамки оптимального бюджета на проект. Но мы знали, что те решения, которые предлагаются, как правило, требуют больших финансовых и временных затрат, поскольку реализуются с участием крупных поставщиков программного обеспечения. Проанализировав все эти факторы, мы приняли решение реализовать проект собственными силами, без использования внешних платформ», — рассказывает Дмитрий Карпенко.
Описание проекта
Как внедряли
На момент старта проекта в компании была создана вся необходимая инфраструктура: уже работали два центра обработки данных — в Новосибирске и Хабаровске, и на стадии запуска находился ЦОД в Москве. Таким образом, «Обувь России» могла обеспечить распределенное хранение больших массивов данных. Компания уже не первый год работала в режиме 24/7/365, в «Обуви России» была создана гибкая, масштабируемая IT-система. Т. е. компании фактически нужно было «наложить» блокчейн на уже имеющуюся IT-инфраструктуру. Что касается программного обеспечения, то компания уже много лет использовала систему «1С», на ее базе были автоматизированы все бизнес-процессы «Обуви России». Поэтому и новое решение должно было быть адаптировано к «1С», а эта задача как раз оказалась нестандартной.
Как внедряли
Антон Дорошкевич
Как работает
Все данные о взаимодействии с клиентами шифруются и распределенно хранятся в трех ЦОДах компании — в Новосибирске (центральный дата-центр), Хабаровске и Москве (последний создан весной этого года). В группе используют двухуровневую систему шифрования: сначала каждому договору присваивается уникальный ключ (хеш), а потом договоры, оформленные в течение дня, объединяются в блоки и также шифруются. Каждый хеш договора и блока содержат в себе ссылку на предыдущий блок или договор. Таким образом обеспечивается сохранность информации и целостность системы.
«С появлением технологии блокчейн потребители получили еще один механизм защиты от несанкционированного изменения персональных данных, который обеспечивает надежность на технологическом уровне», — поясняет Антон Дорошкевич.
Как это работает?
Первые результаты
Блокчейн в компании работает с конца мая. Основной результат, как упоминали выше, — это обеспечение сохранности персональных данных. При этом компания на решение этой задачи затрачивает минимум усилий — все процессы автоматизированы. Также значительно упростился контроль на местах за сотрудниками, которые задействованы в оформлении договоров рассрочки и денежных займов.
Еще один важный результат: получив успешный опыт внедрения блокчейна в области управления финансовыми сервисами компании, безопасности и защиты информации, «Обувь России» рассматривает и другие сферы применения. Сейчас анализирует возможности использования технологии блокчейн в бухгалтерском учете и CRM (системе лояльности).
Первые результаты
О чем стоит помнить
При внедрении любой новой технологии необходимо понять, есть ли осознанная необходимость в ней. Т. е. технология должна помочь решить какую-либо бизнес-задачу: автоматизировать бизнес-процессы, ускорить принятие решений, создать новое свойство для ваших клиентов и т. п. Только в таком случае имеет смысл заниматься ее внедрением. В ситуации с «Обувью России» потребность была очевидна: большая компания, территориально распределенная розничная сеть, активно расширяющаяся, сложная бизнес-модель, включающая развитие разных каналов продаж и дополнительных сервисов, быстрорастущая база покупателей. В таких условиях компании необходимо обеспечить защиту и неизменность данных, упростить процедуру контроля за сохранностью информации, что ей и помог сделать блокчейн.
Retail.ru
Читайте также кейсы:
Производитель обуви «Брис-Босфор»: автоматизация по-крупному
Интервью
Про собственное производство, готовую еду, b2b-направление, диджитализацию и стратегию развития.